Ласка и бунт: когда ребёнок ищет любовь за пределами семьи
Исходные данные:
«Матери около 30 лет, дочери — около 5 лет.
Когда они выходят на прогулку, не важно куда, хоть во двор, хоть в парк, хоть в другое общественное пространство, дочь поступает следующим образом…
Она видит другую женщину, которая тоже является матерью, гуляет со своими детьми.
Если она сидит, например, на скамейке, то девочка подходит к ней и залезает на колени.
Не каждая «чужая мама» даёт так поступать.
Но, если женщина пускает к себе на колени, девочка ластится к ней, обнимает, сидит какое-то время, прижавшись, а затем начинает кричать и лупить женщину, затем убегает и бегает так, что родной матери приходится ее ловить».
Эта ситуация содержит множество психологических слоёв и может быть проанализирована с нескольких точек зрения: возрастное развитие ребёнка, эмоциональные потребности, привязанность, возможные травмы или тревоги, а также влияние родительской среды.
1. Возрастной аспект (5 лет).
На данном этапе развития ребёнок находится в дооперациональной стадии по Ж. Пиаже, где мышление ещё эгоцентрично, образно, эмоционально насыщено.
Однако к 5 годам у детей уже формируется:
- развитое воображение;
- созревающая эмпатия;
- начало понимания социальных норм;
- поиск взаимодействия с другими взрослыми и детьми;
- формирование личности через эксперименты с границами и ролями.
Таким образом, действия девочки могут быть частью её попытки экспериментировать с ролями и отношениями, особенно если у неё есть определённые неосознанные конфликты или нереализованные желания в сфере отношений с матерью.
2. Эмоциональное поведение: от ласки к агрессии.
Смена поведения от ласкового прижатия к агрессивным действиям (крик, удары) указывает на высокую эмоциональную напряжённость внутри ребёнка.
Это может быть связано с:
a) Неудовлетворённой потребностью в привязанности.
Ребёнок может испытывать глубокую жажду физического контакта, тепла, принятия, но при этом чувствовать, что он недоступен или недостаточен в отношениях с родной матерью.
В таких случаях дети часто «забирают» эти ощущения у других взрослых, особенно женщин, которые символизируют материнство.
Однако, как только контакт становится слишком интенсивным, может возникнуть чувство вины, страха или тревоги – особенно если ребёнок внутренне воспринимает это как измену своей матери.
Тогда происходит эмоциональный сброс в форме агрессии.
Так же может играть ключевую роль непонимание — а что делать с близостью, когда она уже есть?
С одной стороны, потребность в близости очевидна.
С другой стороны, мать такой близости не дает, соответственно, у ребенка нет опыта «быть в близости».
Когда ребенок получает близость прямо сейчас, он просто не знает «что с ней делать», и это может вызвать приступ агрессии: «Ты дала мне то, что я хочу, но я не понимаю, как это освоить, как в этом быть, тогда я отталкиваю тебя и наказываю физически. Ты слишком близко!».
b) Проверка границ и безопасности.
Девочка может тестировать:
- Можно ли ей доверять другим?
- Что будет, если она перейдёт черту?
- Как люди будут реагировать на её выходку?
Это может быть способом проверить: «Если я сделаю что-то плохое, меня всё равно примут? Или я потеряю любовь?».
c) Нарушение границ и контроль.
В момент агрессии ребёнок может испытывать чувство контроля над ситуацией, которое ему обычно недоступно.
Убегание после агрессии тоже может быть способом отказаться от ответственности за свои действия.
3. Привязанность и отношения с матерью.
Поведение ребёнка всегда отражает тип его привязанности к основному опекуну.
Возможно, у девочки:
a) Тревожная или беспокойно-избегающая привязанность.
Если мать сама эмоционально нестабильна, занята, перегружена, или не всегда доступна в эмоциональном смысле, ребёнок может испытывать постоянную тревогу по поводу того, любим ли он, нужен ли маме.
Когда он получает внимание от другой женщины, это вызывает сильное облегчение и радость, но вскоре — страх утраты внимания матери или чувство вины перед ней.
Отсюда — переход в агрессию и побег.
b) Проблемы с разделением "своё-чужое".
У некоторых детей в таком возрасте ещё не чётко выстроены границы между «моё/их», «моя мама / не моя мама».
Это может быть усилено, если:
- Мать слишком контролирующая или наоборот — отстранённая.
- Ребёнок часто сталкивается с ситуациями, где другие женщины замещают мать (бабушки, няни, подруги).
- Существует дефицит времени и качества общения с мамой.
4. Возможные причины такого поведения.
a) Недостаток внимания или физического контакта дома.
Если мать мало обнимает, не позволяет себя обнимать, ограничивает телесный контакт, ребёнок может искать его в других людях.
b) Пережитая или текущая травма.
Может быть, девочка пережила разлуку с мамой (например, болезнь, госпитализация, длительная командировка), рождение брата/сестры, или эмоциональное отдаление матери.
Такие события могут вызвать повторяющийся сценарий: стремление к контакту → страх утраты → агрессия → избегание.
c) Игра ролью "плохого ребёнка".
Если ребёнок чувствует, что получает внимание только тогда, когда ведёт себя плохо, он начинает повторять такое поведение как стратегию получения реакции.
Возможно, что девочка неосознанно хочет вызывать в своей матери ревность, обратить внимание матери на свою значимость:
«Посмотри, я могу уйти к "другой тете", к другой маме. Другая мама принимает меня. Ты должна ревновать меня и ценить меня, я важна для тебя. Ты должна бояться потерять меня. Если ты меня не ценишь, если ты меня не любишь, я могу найти любовь в другом месте, в любой момент».
5. Реакция матери: важный элемент анализа.
Фраза: «...родной матери приходится её ловить» указывает на то, что мать, возможно, часто находится в роли регулятора, «тормоза», «ответственной за порядок».
Если мать постоянно «ловит», «наказывает», «осуждает», но не даёт объяснений или эмоциональной поддержки, ребёнок может:
- Не понимать, почему его поведение неправильно;
- Чувствовать себя одиноким в своих эмоциях;
- Думать, что мама его не принимает таким, какой он есть.
Возможные рекомендации для матери
a) Эмоциональное сближение.
Попробуйте проводить больше времени, где вы просто обнимаете, играете, говорите без давления.
Найдите способы показать ребёнку, что он безопасен и любим именно такой, какой он есть.
b) Обсуждение происходящего.
После инцидента, когда эмоции утихнут, можно мягко спросить: «Что ты почувствовала, когда обнимала эту тётю? Почему тебе потом стало плохо?».
Это поможет ребёнку начать осознавать свои эмоции.
c) Установление границ с мягкостью.
Важно чётко сказать: «Я понимаю, что ты хотела обнять, но нельзя обижать людей. Это больно».
Это сочетает эмпатию и чёткие рамки.
d) Обратиться к психологам - детскому и взрослому.
Если такое поведение повторяется систематически, стоит рассмотреть возможность работы с профессионалом.
Само собой разумеющееся — обратиться к психологу самой.
Это поможет разобраться в скрытых причинах и предотвратить закрепление проблемного поведения.
Заключение
Поведение пятилетней девочки — это крик о помощи, поиск утраченных связей, попытка удовлетворить глубокие эмоциональные потребности.
Её действия не хаотичны — они имеют смысл в контексте её внутреннего мира.
Это не «плохое поведение», а способ выразить то, что она не может сказать словами.
Если мать сможет ответить на этот сигнал с любовью, пониманием и терпением, это может стать началом глубокого исцеления и укрепления их связи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ (НИЖЕ, ПОД СТАТЬЕЙ)
1. Какие возможные типы привязанности могут лежать в основе поведения ребёнка? Как вы могли бы проверить вашу гипотезу в процессе работы с семьёй?
2. Какие возрастные особенности развития могут объяснять такое поведение пятилетней девочки? Как отличить нормативное поведение от сигнала психологической тревоги?
3. Какие эмоциональные процессы могут быть скрыты за резкой сменой поведения ребёнка (ласка → агрессия → побег)? Какие психологические теории могут помочь в объяснении этого механизма?
4. Как вы можете предположить, какую роль играет мать в формировании такого поведения? Какие аспекты родительского поведения могли способствовать возникновению подобного сценария?
5. Какой подход вы бы выбрали для работы с ребёнком и его семьёй на начальном этапе? Обоснуйте свой выбор с точки зрения эффективности и этических принципов.
С уважением,
Елена Нечаева,
психолог-психоаналитик