Новости
Все новости

О том, как легко и быстро получить скидку на книгу...

Приглашение и информация о "новогодней акции - 2026"...

Вот так тоже бывает - напишешь книгу, а потом оказывается, что она - к юбилею Карлоса Кастанеды (25-го декабря - 100 лет)...

Ласка и бунт: когда ребёнок ищет любовь за пределами семьи

Главная » Публикации » Авторские статьи » РОДИТЕЛЯМ - О ДЕТЯХ » Ласка и бунт: когда ребёнок ищет любовь за пределами семьи

Исходные данные:

«Матери около 30 лет, дочери — около 5 лет.

Когда они выходят на прогулку, не важно куда, хоть во двор, хоть в парк, хоть в другое общественное пространство, дочь поступает следующим образом…

Она видит другую женщину, которая тоже является матерью, гуляет со своими детьми.

Если она сидит, например, на скамейке, то девочка подходит к ней и залезает на колени.

Не каждая «чужая мама» даёт так поступать.

Но, если женщина пускает к себе на колени, девочка ластится к ней, обнимает, сидит какое-то время, прижавшись, а затем начинает кричать и лупить женщину, затем убегает и бегает так, что родной матери приходится ее ловить».

Эта ситуация содержит множество психологических слоёв и может быть проанализирована с нескольких точек зрения: возрастное развитие ребёнка, эмоциональные потребности, привязанность, возможные травмы или тревоги, а также влияние родительской среды.

1. Возрастной аспект (5 лет).

На данном этапе развития ребёнок находится в дооперациональной стадии по Ж. Пиаже, где мышление ещё эгоцентрично, образно, эмоционально насыщено.

Однако к 5 годам у детей уже формируется:

- развитое воображение;

- созревающая эмпатия;

- начало понимания социальных норм;

- поиск взаимодействия с другими взрослыми и детьми;

- формирование личности через эксперименты с границами и ролями.

Таким образом, действия девочки могут быть частью её попытки экспериментировать с ролями и отношениями, особенно если у неё есть определённые неосознанные конфликты или нереализованные желания в сфере отношений с матерью.

2. Эмоциональное поведение: от ласки к агрессии.

Смена поведения от ласкового прижатия к агрессивным действиям (крик, удары) указывает на высокую эмоциональную напряжённость внутри ребёнка.

Это может быть связано с:

a) Неудовлетворённой потребностью в привязанности.

Ребёнок может испытывать глубокую жажду физического контакта, тепла, принятия, но при этом чувствовать, что он недоступен или недостаточен в отношениях с родной матерью.

В таких случаях дети часто «забирают» эти ощущения у других взрослых, особенно женщин, которые символизируют материнство.

Однако, как только контакт становится слишком интенсивным, может возникнуть чувство вины, страха или тревоги – особенно если ребёнок внутренне воспринимает это как измену своей матери.

Тогда происходит эмоциональный сброс в форме агрессии. 

Так же может играть ключевую роль непонимание — а что делать с близостью, когда она уже есть?

С одной стороны, потребность в близости очевидна.

С другой стороны, мать такой близости не дает, соответственно, у ребенка нет опыта «быть в близости».

Когда ребенок получает близость прямо сейчас, он просто не знает «что с ней делать», и это может вызвать приступ агрессии: «Ты дала мне то, что я хочу, но я не понимаю, как это освоить, как в этом быть, тогда я отталкиваю тебя и наказываю физически. Ты слишком близко!».

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

b) Проверка границ и безопасности.

Девочка может тестировать:

- Можно ли ей доверять другим?

- Что будет, если она перейдёт черту?

- Как люди будут реагировать на её выходку?

Это может быть способом проверить: «Если я сделаю что-то плохое, меня всё равно примут? Или я потеряю любовь?».

c) Нарушение границ и контроль.

В момент агрессии ребёнок может испытывать чувство контроля над ситуацией, которое ему обычно недоступно.

Убегание после агрессии тоже может быть способом отказаться от ответственности за свои действия.

3. Привязанность и отношения с матерью.

Поведение ребёнка всегда отражает тип его привязанности к основному опекуну.

Возможно, у девочки:

a) Тревожная или беспокойно-избегающая привязанность.

Если мать сама эмоционально нестабильна, занята, перегружена, или не всегда доступна в эмоциональном смысле, ребёнок может испытывать постоянную тревогу по поводу того, любим ли он, нужен ли маме.

Когда он получает внимание от другой женщины, это вызывает сильное облегчение и радость, но вскоре — страх утраты внимания матери или чувство вины перед ней.

Отсюда — переход в агрессию и побег.

b) Проблемы с разделением "своё-чужое".

У некоторых детей в таком возрасте ещё не чётко выстроены границы между «моё/их», «моя мама / не моя мама».

Это может быть усилено, если:

- Мать слишком контролирующая или наоборот — отстранённая.

- Ребёнок часто сталкивается с ситуациями, где другие женщины замещают мать (бабушки, няни, подруги).

- Существует дефицит времени и качества общения с мамой.

4. Возможные причины такого поведения.

a) Недостаток внимания или физического контакта дома.

Если мать мало обнимает, не позволяет себя обнимать, ограничивает телесный контакт, ребёнок может искать его в других людях.

b) Пережитая или текущая травма.

Может быть, девочка пережила разлуку с мамой (например, болезнь, госпитализация, длительная командировка), рождение брата/сестры, или эмоциональное отдаление матери.

Такие события могут вызвать повторяющийся сценарий: стремление к контакту → страх утраты → агрессия → избегание.

c) Игра ролью "плохого ребёнка".

Если ребёнок чувствует, что получает внимание только тогда, когда ведёт себя плохо, он начинает повторять такое поведение как стратегию получения реакции. 

Возможно, что девочка неосознанно хочет вызывать в своей матери ревность, обратить внимание матери на свою значимость:

«Посмотри, я могу уйти к "другой тете", к другой маме. Другая мама принимает меня. Ты должна ревновать меня и ценить меня, я важна для тебя. Ты должна бояться потерять меня. Если ты меня не ценишь, если ты меня не любишь, я могу найти любовь в другом месте, в любой момент».

5. Реакция матери: важный элемент анализа.

Фраза: «...родной матери приходится её ловить» указывает на то, что мать, возможно, часто находится в роли регулятора, «тормоза», «ответственной за порядок».

Если мать постоянно «ловит», «наказывает», «осуждает», но не даёт объяснений или эмоциональной поддержки, ребёнок может:

- Не понимать, почему его поведение неправильно;

- Чувствовать себя одиноким в своих эмоциях;

- Думать, что мама его не принимает таким, какой он есть.

Возможные рекомендации для матери

a) Эмоциональное сближение.

Попробуйте проводить больше времени, где вы просто обнимаете, играете, говорите без давления.

Найдите способы показать ребёнку, что он безопасен и любим именно такой, какой он есть.

b) Обсуждение происходящего.

После инцидента, когда эмоции утихнут, можно мягко спросить: «Что ты почувствовала, когда обнимала эту тётю? Почему тебе потом стало плохо?».

Это поможет ребёнку начать осознавать свои эмоции.

c) Установление границ с мягкостью.

Важно чётко сказать: «Я понимаю, что ты хотела обнять, но нельзя обижать людей. Это больно».

Это сочетает эмпатию и чёткие рамки.

d) Обратиться к психологам - детскому и взрослому.

Если такое поведение повторяется систематически, стоит рассмотреть возможность работы с профессионалом.

Само собой разумеющееся — обратиться к психологу самой. 

Это поможет разобраться в скрытых причинах и предотвратить закрепление проблемного поведения.

Заключение

Поведение пятилетней девочки — это крик о помощи, поиск утраченных связей, попытка удовлетворить глубокие эмоциональные потребности.

Её действия не хаотичны — они имеют смысл в контексте её внутреннего мира.

Это не «плохое поведение», а способ выразить то, что она не может сказать словами.

Если мать сможет ответить на этот сигнал с любовью, пониманием и терпением, это может стать началом глубокого исцеления и укрепления их связи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ (НИЖЕ, ПОД СТАТЬЕЙ)

1. Какие возможные типы привязанности могут лежать в основе поведения ребёнка? Как вы могли бы проверить вашу гипотезу в процессе работы с семьёй?

2. Какие возрастные особенности развития могут объяснять такое поведение пятилетней девочки? Как отличить нормативное поведение от сигнала психологической тревоги?

3. Какие эмоциональные процессы могут быть скрыты за резкой сменой поведения ребёнка (ласка → агрессия → побег)? Какие психологические теории могут помочь в объяснении этого механизма?

4. Как вы можете предположить, какую роль играет мать в формировании такого поведения? Какие аспекты родительского поведения могли способствовать возникновению подобного сценария?

5. Какой подход вы бы выбрали для работы с ребёнком и его семьёй на начальном этапе? Обоснуйте свой выбор с точки зрения эффективности и этических принципов.

С уважением,

Елена Нечаева,

психолог-психоаналитик

ВСЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ НЕЧАЕВОЙ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ НА САЙТЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА RIDERO.RU
ЗАПИСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (ЛЮБОЙ ГОРОД, 18+) НА САЙТЕ NEACOACH.RU

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Сейчас читают

На фото: во время онлайн-консультации (2025)

ПСИХОАНАЛИЗ С ЕЛЕНОЙ НЕЧАЕВОЙ: ПУТЬ К СЕБЕ — В ПРОЦЕССЕ, А НЕ В ЦЕЛИ

Психолог-психоаналитик, практикующий с 2007 года

Помогаю взрослым людям разбираться в себе, принимать внутренний мир и жить осознанно — без борьбы с тревогой, стыдом или прошлым:
  • индивидуально;
  • с парами/ супругами;
  • с группами (тренинги, семинары).

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

ЧТО МОЖНО ОСБУДИТЬ НА НАШИХ ВСТРЕЧАХ

На консультацию приходят с запросом — тем, что волнует здесь и сейчас, и с чем вы хотите разобраться


Я работаю со взрослыми (18+) по широкому спектру личностных, экзистенциальных, реляционных и профессиональных запросов, включая:
  • Страхи, тревоги, кризисы идентичности и смысла
  • Сложности в отношениях (семья, партнёры, родители, дети, коллеги)
  • Вопросы выбора, мотивации, самореализации и ценностей
  • Профессиональные вызовы: карьера, бизнес, выгорание, принятие решений
  • Психологию спорта — для спортсменов и тренеров
  • Продолжение анализа (если вы уже проходили терапию и хотите углубить процесс)

Не работаю с состояниями, требующими психиатрической или врачебной психотерапевтической помощи. Если у вас нет подтверждённого психиатрического диагноза — вы можете прийти.

"У меня нет сформулированного запроса" — тоже запрос, возможно, самый важный и интересный.

Подробнее - о запросах →

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в кабинете (2024)

КТО Я И КАК РАБОТАЮ

Современный психоанализ с классическими корнями

Я — Елена Нечаева, психоаналитик с 2007 года и автор книг по психоанализу, творчеству и спорту.

Моя профессиональная история началась не в юности, а во второй половине жизни — когда жизненный опыт, образование и внутренняя готовность сошлись в одной точке.

В основе моего подхода — два ключевых принципа: 
  • психологическая гибкость — умение быть с «трудными» чувствами без борьбы, не подавляя их и не осуждая, и при этом продолжать жить по своим ценностям;
  • присутствие здесь и сейчас — внимание к своим эмоциям, мыслям и телу в настоящем моменте, без автоматических реакций и самокритики.
Для меня психоанализ — не способ «избавиться от боли раз и навсегда».

Это путь к тому, чтобы жить с болью достойно, понимая её смысл и не позволяя ей управлять вашей жизнью.

Я прошла полный курс личного анализа, участвую в супервизиях и интервизиях, пишу книги и веду группы.

Всё это — часть моей постоянной работы над профессиональной честностью и глубиной.

Подробное резюме →
Про квалификацию →

На фото: в кабинете (2023)

МОИ КЛИЕНТЫ НЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА — НО ВСЕ ОНИ ПРИХОДЯТ С ЖЕЛАНИЕМ ВСЕРЬЁЗ РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ

Запросы у всех разные, но путь начинается с одного и того же: доверия к себе и готовности идти внутрь

За годы практики (с 2007 года) я сопровождала тысячи людей.

Среди них — самые разные профессии, возраста, жизненные ситуации.

Всех их объединяет: готовность серьёзно работать над собой — не только чтобы понять прошлое, но и чтобы изменить настоящее и открыть будущее.

Они приходят не просто «избавиться от боли», а чтобы обрести ясность, внутреннюю опору, новые цели и, в конечном счёте, повысить качество своей жизни — во всех её сферах: в отношениях, творчестве, работе и просто в том, как они чувствуют себя каждое утро.

Вот те, кто чаще всего приходит ко мне:
  • Студенты и молодые специалисты — в поиске профессии, смысла и личной идентичности
  • Родители — желающие наладить отношения с детьми и лучше понять себя в роли мамы или папы
  • Пары и супруги — стремящиеся восстановить доверие, научиться слышать друг друга и выйти из кризиса
  • Творческие люди — музыканты, художники, режиссёры, писатели, работающие с вдохновением, кризисами и внутренними запретами
  • Специалисты IT, финансов, маркетинга — сталкивающиеся с выгоранием, перфекционизмом и дисбалансом между работой и жизнью
  • Предприниматели и руководители — ищущие опору в условиях высокой ответственности и постоянного стресса
  • Учёные и исследователи — разбирающиеся в творческих блоках и научной мотивации
  • Спортсмены и тренеры — работающие над психологической устойчивостью, концентрацией и преодолением внутренних ограничений
  • Коллеги из помогающих профессий — психотерапевты, психологи, врачи, нуждающиеся в пространстве для рефлексии и поддержки
  • Специалисты, работающие в структурах с высокой ответственностью и строгой регламентацией — те, кому особенно важно сохранять внутреннюю свободу и ясность

Все они — взрослые, самостоятельные, способные к рефлексии.

И все они приходят не за «советом», а за диалогом, в котором можно услышать самого себя.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: у кабинета (2024)

ФОРМАТЫ

Где и как проходят консультации

Я работаю онлайн и в кабинете в центре Екатеринбурга 

Мой кабинет находится недалеко от Площади 1905-го года.

Онлайн-встречи проходят в любом актуальном на данный момент мессенджере.

Даже клиенты из Екатеринбурга чаще выбирают онлайн — это удобно и не требует времени на дорогу.

Длительность консультаций:
  • индивидуально: 50 минут или 90 минут
  • пары/ супруги: 90 минут

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в театре (2023)

СТОИМОСТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ

Применяю дифференцированный подход* — вы сами выбираете стоимость встречи в предложенном диапазоне

На 2025 год

Индивидуально:

  • 50 минут — от 2500 ₽ до 4000 ₽
  • 90 минут — от 5000 ₽ до 8000 ₽

Пары/супруги: 

  • 90 минут — от 8000 ₽ до 10000 ₽

Группы и семинары:

  • стоимость определяется индивидуально

На первую половину 2026 года

Индивидуально:

  • 50 минут — от 3200 ₽ до 7000 ₽
  • 90 минут — от 5500 ₽ до 8500 ₽

Пары/супруги: 

  • 90 минут — от 8000 ₽ до 10000 ₽

Группы и семинары:

  • стоимость определяется индивидуально

*Как выбрать стоимость

Сумма должна быть значимой для вас (для профилактики процессов обесценивания) и одновременно приемлемой для вашего бюджета.

Нужно учитывать, что периодичность наших встреч — не менее одной в неделю.

Современный психоаналитический сеттинг — две встречи в неделю (иногда — три).

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в Екатеринбурге (2025)

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ


  • Минимальный контракт — 4 сессии. Это позволяет войти в процесс и увидеть первые сдвиги.
  • Первая консультация всегда онлайн — в любом актуальном мессенджере/ сервисе (Zoom, Яндекс-Телемост, КонтурТолк и т.п.).
  • Работаю только со взрослыми (от 18 лет).
  • Не принимаю клиентов, состоящих на психо-неврологическом учёте (если вы уже сняты — можем работать).
  • Не работаю с теми, кто не готов принимать помощь. Психоанализ — это совместный процесс, требующий вашей вовлечённости.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в кабинете (2025)

ПОЧЕМУ Я

Более 20000 часов диалога

Я пришла в психоанализ не из теории, а из жизни.

Моя первая профессия — кинорежиссура.

Этот опыт научил меня видеть то, что остаётся за словами: жест, паузу, дыхание, взгляд.

Всё это — язык тела, язык бессознательного.

С 2007 года я веду индивидуальные и парные консультации, групповые семинары, пишу книги и участвую в профессиональном сообществе.

За это время:

  • прошла полный курс личного анализа (завершила в 2012г.)
  • опубликовала несколько книг по психологии и психоанализу
  • провела пять выставок живописи (последняя — в 2024г.)
  • сняла более 40 музыкальных клипов для музыкантов из Екатеринбурга
  • преподавала 11 лет в вузе, делилась знаниями с будущими режиссёрами и психологами
  • участвую в российских и международных проектах при МОО ЕАРПП (Австрия)

Я не просто «психоаналитик». Я — человек, который живёт своим методом: постоянно учится, рефлексирует, творит, путешествует и остаётся открытым миру.

Для меня психоанализ — это не только инструмент помощи другим. Это инвестиция в будущее: ваше и моё.

Это работа, в которой важна каждая деталь — от первого взгляда до последнего слова в сессии.

Именно поэтому я не принимаю всех подряд.

Именно поэтому я предлагаю первую встречу без обязательств — чтобы вы могли почувствовать: «наши» ли мы друг другу.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

ПЕРВЫЙ ШАГ

Давайте начнём со встречи

Первая консультация — это не «обязательство», а возможность:
  • Познакомиться лично
  • Задать любые вопросы
  • Понять — «подходим» ли мы друг другу
  • Почувствовать — комфортно ли вам со мной

Это встреча без обязательств. Вы не обязаны продолжать, если почувствуете, что это не ваш путь — и это абсолютно нормально.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Всё, что происходит — остаётся в кабинете, а нашем пространстве

Сохранность информации от третьих лиц — одно из важнейших правил, обеспечивающих доверие и безопасность. Даже, если мне понадобится супервизия, я сообщу вам.

ПОМНИТЕ: ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ «ГОТОВЫ» К ТЕРАПИИ ПОЛНОСТЬЮ


Достаточно одного — желания разобраться в себе, чтобы начать непростой, но очень интересный путь!

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ И ПОЧИТАТЬ

Подробное и важное

Памятка для клиента и Запросы

Об индивидуальных консультациях

Консультации для пар и супругов

Психологическое сопровождение спортсменов и тренеров

Коллегам (в том числе - интервизии)

О группах, тренингах, семинарах

Все книги Елены Нечаевой с доставкой по России и далее

Все статьи (бесплатно)

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Подпишитесь!

ЮТУБЧИК (высокая степень информативности и наполенности)

ВКОНТАКТЕ (средняя степень информативности и наполненности)

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ (умеренная степень информативности и наполненности)


О МОЁМ САЙТЕ

Вы сейчас здесь

Данному сайту всего на год меньше лет, чем моей практике. За годы здесь накопилось довольно много разнообразной информации.

Я даже не уверена, что помню всё содержимое. 

Какие-то страницы сайта выглядят более актуально, я обновляю их время от времени, а какие-то могут оставаться без внимания на фоне банальной «нехватки времени» или кажущейся мне «не актуальности».

В любом случае — здесь можно найти много интересного и полезного, как минимум, для саморефлексии, самоподдержки, самопознания.

В допустимом смысле — сайт может символически выполнять функцию первой «ознакомительной» встречи.

Потому, если вы сейчас находитесь в процессе выбора «своего» психолога, посвятите время сёрфингу по сайту.

Для такой цели прошу обратить внимание на раздел с моими статьями (бесплатно) — каждая из которых является осмыслением и обобщением реальной практики.

Это может помочь вам составить «первичное впечатление» и принять решение о встрече. 

Не всех, но очень многих людей на консультации ко мне «приводит» именно сайт, опубликованные здесь статьи (и книги), а не «сарафанное радио».


ВСЕ КОНТАКТЫ

С уважением и до встречи!
Ваш психолог-психоаналитик,
Елена Нечаева

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK