Психоаналитик и коуч (18+)

Whatsapp, Telegram +7(982)638-00-68

Главная / Публикации / Авторские статьи / РОДИТЕЛЯМ - О ДЕТЯХ / ЭЛЕН И РЕБЯТА XXI-ГО ВЕКА: ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЭЛЕН И РЕБЯТА XXI-ГО ВЕКА: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Читать – подросткам (родителям тоже можно). Эту заметку адресую, как родителям, так и подросткам. Наверное, подросткам – в первую очередь.

Первый «звоночек», намекающий на некоторые глобальные изменения, прозвучал лет пятнадцать назад. В тот период, по разным поводам, я обнаружила совершенно новый и неведомый ранее феномен.

Стало понятно, что подрастает целое поколение детей, «воспитанных ТРЦ».

То были дети в возрасте от 4-х до 6-ти лет (то есть те, кто сегодня уже подростки и даже чуть старше). Удивительно, но факт: они не знали своего домашнего адреса, но знали названия ТРЦ.

Краткое содержание диалогов можно обобщить так:

– Как тебя зовут?

– Вовоська.

– Сколько тебе лет?

– Пять одиков.

– В воскресенье куда с мамой ходил?

– В «Гринвич».

---

– А что такое «Гринвич»?

– Талгова-разикатено сентл.

– Что там интересного? Что ты запомнил больше всего?

– (очень четкое, последовательное повествование, перечисление развлечений, названий, – «от зубов отскакивает»)

---

– Вовочка, где ты живешь?

– Бальсой-бальсой дом.

– На какой улице стоит твой дом?

– На бальсой уице.

– А ты знаешь адрес – где твой дом?

– На бальсой уице. Бальсой-бальсой дом.

---

– А «Гринвич» на какой улице?

– На уице Васьмое Малта. Там метло «Гиоогисная» (перевод: улица 8-е Марта, метро «Геологическая»).

---

– А куда ты еще ходишь с родителями?

– В «Калнавал».

– Что такое «Карнавал»?

– Талгова- разикатено сентл.

– А где он?

– На Халтуина (перевод: на ул.Халтурина).

---

– Как туда, в «Карнавал» добраться?

– Атобус солок тли (перевод: автобус 43-го маршрута).

– А как добраться до твоего дома?

– На бальсой уице. Бальсой-бальсой дом.

---

– Во дворе твоего большого дома гуляешь? Что видел во дворе?

– (удивленно; выглядит, как «А зачем?») Неееее...

– Ты много раз был в ТРЦ. А где еще бываешь?

– (удивленно; выглядит, как «А зачем?») Ни зна... Нихдеее!

. . .

Тут даже не про безопасность (если ребенок потеряется, то не сможет назвать домашний адрес, имена родителей, места работы родителей), а про подмену крайне-необходимой информации – мусором, то есть той информацией, которая ребенку на самом деле не нужна.

Никакая память, в том числе – детская, не является «резиновой». Конечно, механизмы памяти куда более сложны, чем просто «нерезиновые», но стоит понимать – что в ребенка вкладывают в первую очередь, то он и запоминает в первую очередь. И запоминает не только «явки и пароли», а сам образ жизни, для него «жизнь в ТРЦ» становится «встроенной» (нормальной, обычной, привычной, обыденной, естественной).

{Полагаю, многие знают, что в некоторых странах стали отказываться от ТРЦ в знакомом нам виде, в том числе потому, что выросли поколения, которые «не могут подняться по лестнице, если она – не эскалатор», и либо сносят ТРЦ под корень, либо переформатируют из «душного могильника бутиков и батутов» в нечто более человечное, в открытое общественное пространство для творчества, спорта, получения знаний и навыков, вперемежку с покупками различных товаров и услуг}

...Шли годы. Пятилетний Вовоська становится Вованом-подростком. И ноги его «сами ведут» в ТРЦ. Куда они еще могут его вести, если в ТРЦ дорожки протоптаны в совместном и увлекательном опыте с родителями?

Вот и сидят группы подростков по ТРЦ, играют в «Элен и ребята» (популярный в середине 1990-х молодежный французский сериал). Покупают один литр сладкой воды с пузырьками на десятерых и сидят по полдня или целыми днями. Социализируются.

В какой-то момент общество замечает эти подростковые трц-стайки и начинает задавать вопросы: а что они тут, собственно, делают? И начинается обсуждение: «Лучше пусть сидят по ТРЦ, чем по подъездам», «Вы что – хотите, как раньше, чтобы они во дворе бухали и курили?» и такое.

С другой стороны, не меньше комментариев, которые ни чем не отличаются от замечаний про «сидение в подъездах/ во дворах». Сменить слово «ТРЦ» на «подъезд» или «двор» и получится ровно то же самое.

Получается, что общество как будто вообще не желает видеть подростков, особенно, если они в группе, «кучкой».

Как будто подростка ожидают видеть только один раз и в сопровождении обоих родителей, вцепившимся в руки родителей и строго до 21-го часа. Как будто возмущенные и осуждающие взрослые сразу родились взрослыми и подростками никогда не были.

В свое время родители, в поисках собственного комфорта, просто спихивали детей в ТРЦ, затем общество выпихивает подростков вон из ТРЦ. С глаз – долой. Туда не ходи, сюда не ходи. И куда им, подросткам, деваться? Они ведут себя ровно так, как их научили (домашний адрес – это «На бальсой уице. Бальсой-бальсой дом... Все выходные живу в ТРЦ»).

Уважаемые подростки, да, возможно, ваши родители в свое время действительно «накосячили». Но вряд ли они сделали это со зла (они тогда были чуть постарше вас, «ни ума, ни опыта»). Отговорка: «Это – не я, это меня мамка с папкой так научили и воспитали!» – очень и очень удобная, универсальная и подойдет на любой случай, «зашибенская откоряка» на все времена.

Только вот мамка с папкой уже всё сделали, что смогли, а жить-то – вам. Хотите вы того или нет, но придется распоряжаться своей жизнью самостоятельно (другого варианта человечество еще не придумало). Пенять (указывать) родителям на «плохое воспитание» вы имеет полное право, но все таки хотя бы перемежая претензии осознанными деяниями для себя самих.

Что сделано, то сделано, – родители «наделали» для вас не только «хорошее», но и «плохое» (это – нормально)... Знаете, в кино и в театре есть такой способ работы актеров с нерадивыми (бездарными) режиссерами: если режиссер не может грамотно поставить задачу актеру, не может что-то объяснить актеру о его роли, то актер... делает это сам.

То есть актер не начинает вопить «Этот режиссер – глупый! Он не умеет режиссировать!», а решает вместо нерадивого режиссера – что, как и почему делать с ролью. «Режиссер не смог и черт с ним. Я сам все сделаю». Иначе, если актер уйдет в обвинения или перевоспитания режиссера, он попросту останется без роли, без работы и без денег. Его задача – отработать роль, а не переучивать режиссера.

Вот, примерно так же стоит поступать в истории с родителями, которые не могут и не должны быть идеальными.

Вернемся к ТРЦ. Нравится вам это или нет, но, уважаемые подростки, по сути своей ТРЦ и подъезд/двор ничем друг от друга не отличаются. И там, и там – убийство времени, если говорить «взрослым языком». Да, для вас – это форма социализации.

Социализация – это не плохо, это хорошо. Плохо, что такая социализация – скудная, однообразная (одна и та же, не развивается, стоит на месте).

Прямой аналог: питаться исключительно вкусными «дошираками», ожидая получить полный перечень полезных веществ и безпроблемное пищеварение. «Дошираки» (или любое другое однообразное питание) могут быть вкусными, но не могут быть вечно-полезными и вечно-вкусными, если, кроме них, больше ничего не есть.

Поэтому, если уж так хочется тусить в ТРЦ, – можно (взрослые тоже так делают). Но с перерывами на занятия собой (взрослые не сидят по ТРЦ круглыми сутками). Например, с перерывами на подработку себе «на мороженое», с занятиями творчеством и физкультурой, с чтением книг, с мытьём посуды дома, в конце концов.

Под лежачий камень вода не течет, под ваши попы, прилипшие к пластиковым стульям в ТРЦ – тоже «ничего не течет», хоть засидитесь «до посинения» (юмор). Что вы там «высиживаете»? Момент, когда мама пришлет сообщение: «Ужин готов, иди домой»? Это и есть то самое «убийство времени».

Выводы для подростков:

1. Предъявление претензий к родителям – законно, но вместе с претензиями к родителям уже можно (и нужно) предъявлять претензии к себе. Ваша жизнь принадлежит вам и больше никому, вам ею и распоряжаться. Не смогли родители – смогите вы, покажите – как «надо правильно».

2. «Просиживать штаны» в ТРЦ – не запрещено, но только с перерывами хотя бы на одно полезное для себя дело в день. Лучше – два полезных для себя дела в день. Или больше.

3. Для того, чтобы смочь что-то сделать по п.2, спросите у себя: «Чего я хочу? Что я могу сделать для того, чтобы заняться тем, чем я хочу?» и в ответах не должно быть «Жить и умереть в духоте пластикового ТРЦ».

4. Нет, я вас не умоляю и не уговариваю. Жить вашу жизнь, повторяю, вам, а не мне и не вашим родителям. Все эти увещевания – снятие с себя (как с представителя «старшего поколения») ответственности: мое дело – предупредить, а дальше – сами-сами. Ни я, ни ваши родители не увидят вас совсем взрослыми (мы все умрём), так что... «о, Боже мой, да всем на*рать», делайте, что хотите, но «мы вас предупредили» (мы, взрослые, больше ничего и не можем, се ля ви).

Выводы для родителей:

1. Ваши требования к ребенку «срочно и немедленно полюбить спорт и науку» – безосновательны, если вы таскали вашего мелкого ребенка по ТРЦ всё его детство. Как и безосновательны требования «займись чем-нибудь в выходные», если ваш ребенок никогда не видел, как вы лично были чем-то увлечены «по выходным».

2. Если вы и вправду «накосячили» когда-то и осознали это – ничего страшного, никакого «уже поздно» не существует, если, конечно, вашему ребенку не тридцать лет, и он до сих пор живет с вами. Спросите у ребенка-подростка: «Что ты хочешь? Чем я могу помочь тебе в реализации твоих желаний? Я хочу помочь тебе и постараюсь помочь!». Что будет дальше – мы не знаем, но попытку (которая «не пытка») надо совершить.

Я не работаю с детьми, но работаю с теми взрослыми, которые были детьми.

Обращайтесь, если что... (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Е.А.Нечаева

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК