Объективация таланта
Объективация таланта: объясняю, как правильно общаться с «творческим» ребенком или взрослым
В уже далекой второй половине 1990-х годов был у меня приятель, который был обладателем внешности, которая чрезмерно привлекала внимание.
Так распорядилась природа, и особенная внешность не была его заслугой или результатом его деятельности.
Пусть его звали Сашей. Саша был высокий, как самый стройный кипарис и длинноногий, как самая прекрасная лань. Он не выглядел так, как будто в его генах что-то произошло, а выглядел как человек, просто очень красивый и «необычный».
К счастью, ему удалось монетизировать природный дар, он работал подиумной моделью. Поскольку в те годы было модно «тусить», а мы с Сашей какое-то время дружили, я стала свидетелем довольно забавных эпизодов.
Дело в том, что в «тусовке», когда происходили какие-то «гуляния» или иные массовые мероприятия, к Саше обязательно кто-то подходил и говорил (почему-то всегда одну и ту же фразу): «Саша, какие у тебя длинные ноги!!!».
Я заметила, что Саша страдал от своей внешности, хотя вроде бы, она должна была его радовать. Точнее — страдал не от внешности само по себе, а от того, что окружающие его люди как будто, ослепленные «такой неземной красотой», переставали видеть «дальше длинны ног».
И вообще не воспринимали Сашу, как «живого человека», запинаясь исключительно об внешние данные. Я видела, что Сашу очень раздражают такие «восторженные» замечания.
Надо сказать, что тогда ему не было и 20-ти лет. И, возможно, будь он по-старше и по-опытнее, он реагировал бы иначе.
Но был так, как было:
— Саша, какие у тебя длинные ноги!!!
— Дорогуша! У меня ноги — нормальные. Это у тебя — короткие.
Отвечал Саша, взглядом пригвождая восторгающегося гражданина к паркету или к асфальту.
Люди реагировали по-разному.
В основном, сначала они «притормаживали» от внезапной интерпретации их комплимента, а потом ретировались, обидевшись.
И Саша прослыл «злюкой». А я не считала его «злюкой», потому что я была на его стороне, понимая причины его реакции.
Проанализируем Сашин случай
Ситуация с Сашей представляет собой случай, отражающий влияние внешности на восприятие личности и взаимодействие с окружающими.
Несмотря на свою привлекательность и успех в модельном бизнесе, Саша сталкивается с проблемами, связанными с тем, как его воспринимают другие.
1. Объективация.
Основная проблема, с которой сталкивается Саша, заключается в том, что его внешность становится причиной для объективизации.
Люди, вместо того чтобы видеть в нем многогранную личность, сосредотачиваются лишь на его физических чертах.
Это создает у него ощущение, что его индивидуальность игнорируется, и он становится объектом восхищения, а не человеком с внутренним миром.
2. Недостаток взаимодействия.
Саша, возможно, ищет более глубоких и значимых контактов с окружающими.
Постоянные комплименты о его внешности могут вызвать у него чувство изоляции, поскольку он чувствует, что люди не интересуются его мыслями, эмоциями и мнениями.
Это может привести к внутреннему конфликту: с одной стороны, он получает признание и успех благодаря своей внешности, с другой — страдает от недостатка искренности в общении.
3. Социальные ожидания и давление.
В обществе, где стандарты красоты преувеличиваются, Саша может ощущать давление соответствовать ожиданиям.
В то время как его физические данные приносят ему успех, они также становятся источником стресса.
Он может чувствовать, что должен постоянно оправдывать свою привлекательность, что создает дополнительное бремя.
4. Неуверенность и самовосприятие.
Несмотря на внешние достоинства, Саша может испытывать неуверенность в себе.
Его реакция на комплименты (в данном случае, ироничный ответ о коротких ногах собеседника) может свидетельствовать о том, что он пытается восстановить контроль над своим образом.
Это может быть его способом защититься от навязываемого ему стереотипа «красивого человека», который не имеет других качеств.
5. Возраст и опыт.
Учитывая, что Саше было меньше 20 лет, он, вероятно, еще не успел сформировать устойчивую самооценку.
В этом возрасте люди часто ищут подтверждение своей ценности через внешние факторы, и Саша, будучи объектом постоянного восхищения, мог испытывать трудности в понимании своего истинного «я».
Ситуация с Сашей подчеркивает важность восприятия личности не только через призму внешности, но и через внутренние качества.
Это также акцентирует внимание на необходимости более глубоких и аутентичных взаимодействий, которые могут помочь людям, подобным Саше, чувствовать себя полноправными участниками общества, а не только его визуальными элементами.
Купить книгу на сайте издательства
На примере Саши можно глубже проанализировать концепцию дара и его восприятие как самим носителем, так и окружающими.
Давайте рассмотрим это с психологической точки зрения.
1. Дар как данность.
Для человека, обладающего даром, это состояние становится частью его идентичности.
Человек родился с выдающимися физическими данными, которые для него являются привычной реальностью.
Он не знает, каково это — не быть «обладателем дара», и поэтому воспринимает свою внешность как нечто само собой разумеющееся, не придавая этому особого значения.
Это может привести к внутреннему конфликту, когда окружающие начинают акцентировать внимание на его физическом превосходстве, что вызывает у него чувство непонимания и даже раздражения.
2. Восприятие окружающими.
В то время как человек воспринимает свои «таланты» как обычное явление, для других людей это становится чем-то выдающимся.
Окружающие, восхищаясь его внешностью, одаренностью, талантами подчеркивают то, что для него является частью повседневной жизни.
Их «восторженные» комментарии вряд ли воспринимаются человеком как что-то новое или значимое.
Это создает диссонанс между его внутренним миром и внешним восприятием.
3. Необходимость социальных подтверждений.
Стремление окружающих делиться своими впечатлениями о внешнем виде, даре или таланте человека может быть вызвано их потребностью подтвердить собственные социальные нормы и стандарты.
Они, возможно, ищут способы установить связь с ним через выражение восхищения, но при этом не осознают, что такая реакция лишает возможности быть воспринятым как полноценная личность с внутренним миром и эмоциями.
4. Параллели с человечностью.
Сравнение ситуации с тем, как кто-то подходит к нам и говорит: "Ого, да я смотрю, что ты — человек!" подчеркивает абсурдность такого рода взаимодействия.
Быть человеком — это не только данность, но и дар, который часто остается незамеченным.
В этом контексте, обращение внимания на базовые человеческие качества и внутренние переживания могло бы стать более значимым, чем акцент на внешности или лишь части «человека целого» — исключительно на таланте.
Взаимодействия, основанные на внешнем восприятии (дар физической красоты) или каких-либо талантов, могут ограничивать способность человека раскрывать свои внутренние качества и формировать глубокие связи с окружающими.
Для так называемого «творческого» или «талантливого» человека, его Творческость и талантливость — точно такая же данность, обыденность и даже заурядность.
Он таким «уже был», родился, даже не взирая на дальнейшее возможное развитие талантов, например, за счет обучения и получения образования.
Нелепость «восторженности» по поводу «творчества» (для меня) настолько же нелепа, как восторженность по поводу «длины ног».
Дар красоты обсудили, перейдем к «нематериальным» талантам и дарам.
Для человека, обладающего творческими способностями или талантом, эти качества часто воспринимаются как естественная данность, такая же, как и физические характеристики.
Творчество и талант становятся частью его идентичности, и он может не осознавать, насколько они уникальны для окружающих.
Часто — именно не осознаёт (а зачем?).
Это восприятие создает интересный парадокс: в то время как общество восхищается его способностями, сам носитель этих даров зачастую воспринимает их как обыденные, не придавая этому особого значения, «оно просто есть и всё тут».
1. Творчество как данность.
Творческие способности, подобно физическим данным, могут восприниматься как нечто, с чем человек родился.
Для творческого человека его дар может быть настолько интегрирован в его личность, что он не задумывается о том, чтобы выделять его как нечто исключительное.
Это состояние может привести к внутреннему конфликту, когда окружающие начинают акцентировать внимание на его таланте, а он сам чувствует, что это просто часть его сущности.
2. Объективация таланта.
Параллель между восторженной реакцией на длину ног и восхищением творчеством подчеркивает, насколько абсурдным может быть такое восприятие.
Объективация таланта — это аналогия с тем, как физические характеристики могут стать единственным фокусом внимания.
Человек с творческими способностями может ощущать, что его воспринимают не как личность с уникальными идеями и чувствами, а как просто «талантливого человека» (а иногда как будто и совсем человека).
3. Социальное восприятие и давление.
Окружающие, восторженно комментируя талант, могут не осознавать, что это создает давление на человека.
Уважение и признание своих талантов могут стать бременем, вместо того чтобы быть источником вдохновения и уверенности.
4. Поиск глубины в взаимодействии.
Вместо того чтобы фокусироваться на поверхностных аспектах таланта, важно развивать более глубокие и значимые взаимодействия.
Признание человека как целостной личности, а не только как «творца» или «талантливого», может помочь ему почувствовать себя более комфортно и уверенно в своем окружении.
Это включает в себя интерес к его мыслям, эмоциям и жизненному опыту, а не только к его творчеству.
В итоге, восприятие творчества и таланта как обыденности помогает понять, что истинная ценность человека заключается не только в его способностях, но и в его внутреннем мире, опыте и уникальной перспективе.
Рекомендации, если вы не хотите нарваться на ответ «я-то — нормальный, это ты — бездарный» (по аналогии с «у меня ноги — нормальные, это у тебя — короткие»).
1. Отделение личности от действий.
Как и в случае с детьми, важно четко разграничивать личность человека и его действия или результаты его действий, поступков.
Использование фраз вроде «Ты совершил плохой поступок» вместо «Ты — плохой» помогает детям понять, что их действия не определяют их суть.
Аналогично, при общении с «творческими» людьми, стоит акцентировать внимание на их работе, а не на их личности.
Например, вместо фразы «Ты такой талантливый!» лучше сказать: «Твоя последняя работа впечатляет. Давай её обсудим!».
Это позволяет избежать субъективных оценок и сосредоточиться на конкретном результате.
2. Фокус на продукте.
При обсуждении творческих достижений важно говорить о продукте деятельности — будь то картина, музыкальный трек, фильм или книга.
Это создает пространство для объективной оценки работы и помогает избежать чрезмерного акцента на личности автора.
3. Избежание личностных характеристик.
Употребление словесных конструкций, которые фокусируются на личности, может вызывать у творческих людей защитную реакцию.
Вместо того чтобы говорить о том, какой человек талантливый, лучше сосредоточиться на конкретных аспектах его работы.
Это также помогает избежать когнитивных искажений, которые могут возникать из-за чрезмерного восприятия их как «гениев» или «творческих личностей», что может создавать давление и ожидания.
4. Создание безопасной среды для обсуждения.
Важно создать атмосферу, в которой творческий человек может свободно делиться своими работами, не опасаясь осуждения или чрезмерной оценки.
Обсуждение результатов труда как независимых от личности помогает установить более здоровые и продуктивные взаимодействия.
Это может способствовать более глубокому пониманию их творчества и улучшению качества обратной связи.
5. Снижение стресса и давления.
Подходя к обсуждению творчества с акцентом на продукт/ результат деятельности, можно значительно снизить уровень стресса, который может испытывать творческий человек.
Это позволяет сократить давление, связанное с необходимостью оправдывать ожидания, и способствует более здоровому процессу самовыражения.
Таким образом, отказ от личностных характеристик и сосредоточение на продуктах деятельности может значительно улучшить взаимодействие с «творческими» людьми, помочь им чувствовать себя комфортно и свободно в своих творческих проявлениях.
Такой подход не только поддерживает их самооценку, но и способствует более глубокому и искреннему общению.
Купить книгу на сайте издательства
Пример
В одной из галерей, где проходила выставка современного искусства, собралась публика. Среди зрителей был молодой человек, который с восторгом рассматривал картины, представленные на стенах.
Одна из работ привлекла его внимание — это была абстрактная картина, написанная 45-летним художником по имени Алексей. Алексей, стоя в сторонке, с интересом наблюдал, как зрители реагируют на его творчество.
Вдруг он услышал, как молодой человек громогласно обсуждает его работу с другими зрителями.
— Он гений, гений! — восклицал молодой человек. — Какой же он талантливый! Талантище!!
Алексей почувствовал, как его раздражение нарастает. Он подошел ближе и вставил свои пять копеек:
— Простите, но я бы предпочел, чтобы вы обсуждали саму картину, а не акцентировали внимание на моем таланте.
Молодой человек, не ожидая, что художник вмешается, с недоумением посмотрел на него:
— Но ведь это же очевидно! Ваш талант просто поражает! Как можно не замечать этого? Алексей, стараясь сохранить спокойствие, ответил:
— Я понимаю, что вам нравится моя работа, но важно не путать художника с его произведением. Эта картина — результат моего труда, а не просто «талант». Давайте обсудим, что именно вы видите на ней!
Молодой человек, чувствуя, что его восторженные комментарии были восприняты как нечто негативное, начал возмущаться:
— Но это же не моя вина, что вы не можете оценить свое собственное творчество! Вы должны гордиться своим даром!
Алексей, уже не сдерживаясь, произнес:
— Я горжусь своим трудом, но не хочу, чтобы меня сводили к одной лишь категории «талантливого художника». Я здесь, чтобы поделиться своим видением, а не для того, чтобы получать комплименты о своей одаренности.
В этот момент вокруг них образовалась небольшая толпа, наблюдающая за их спором.
Один из зрителей, желая разрядить обстановку, вмешался:
— Может, лучше обсудим, что именно в картине вас зацепило? Какие эмоции она у вас вызывает?
Молодой человек, немного смягчившись, кивнул:
— Ну, на самом деле, я вижу в ней много ярких цветов и какую-то глубину… Это вызывает у меня смешанные чувства.
Алексей, почувствовав, что дискуссия начинает принимать более конструктивный характер, сказал:
— Вот это уже интересно. Давайте поговорим о том, что именно вызывает такие чувства. Это и есть суть искусства — диалог между произведением и зрителем.
Таким образом, спор между Алексеем и молодым человеком стал отправной точкой для более глубокого обсуждения искусства, где акцент был смещен с личности художника на произведение, что в итоге позволило им обоим получить новое понимание и уважение к процессу творчества.
Иными словами, если вы хотите, чтобы разговор между вами и автором «чего-то творческого» состоялся и стал привлекательным для обеих сторон диалога, то расскажите автору — что вы увидели (в произведении), что почувствовали.
То есть — расскажите о ваших впечатлениях о произведении, а не о личности автора.
Купить книгу на сайте издательства
Что может скрываться под чрезмерными комплиментами о даре и талантах «творческих личностей»
Чрезмерные комплименты о даре и талантах творческих личностей могут скрывать под собой более сложные и зачастую негативные чувства, такие как зависть, несоответствие, неуверенность.
Рассмотрим, какие аспекты могут быть за этими комплиментами:
1. Зависть к успеху и к таланту.
Когда люди восхищаются талантами художника, это может быть выражением зависти к его успеху и признанию. Вместо того чтобы искренне радоваться достижениям другого, они могут испытывать чувство неудачи или недостаточности в сравнении с ним.
Это может привести к тому, что комплименты подаются не с чистыми намерениями, а как способ прикрыть собственные комплексы и недовольство.
2. Неуверенность в себе.
Люди, которые сами не уверены в своих способностях, могут искать подтверждение своей значимости через восхищение чужими талантами.
Они могут использовать комплименты как способ упростить свои собственные переживания о недостатке уверенности.
В этом контексте похвала становится способом избежать собственных неудач и недостатков.
3. Социальное давление.
В обществе, где успех и талант часто возносятся на пьедестал, люди могут чувствовать давление, чтобы соответствовать этим стандартам.
Чрезмерные комплименты могут служить маской для чувства вины или недостатка, которое испытывает человек, не достигнувший таких же высот.
Восхищение может быть способом сокрытия собственных неудач и стремления к статусу.
4. Неискренность и лицемерие.
Иногда комплименты могут быть неискренними и служить лишь для создания видимости дружбы или поддержки. Люди могут использовать восторженные слова как способ манипуляции или попытки получить что-то взамен, например, признание или внимание.
Это может породить недоверие, когда творческая личность начинает сомневаться в истинных мотивах тех, кто комментирует ее работу.
5. Сравнение и конкуренция.
Когда комплименты звучат слишком настойчиво, это может быть связано с желанием сравнить себя с творческой личностью. Это создает атмосферу конкуренции, где вместо поддержки и вдохновения присутствует желание превзойти другого.
В этом контексте комплименты становятся частью игры в сравнение, а не искренним выражением уважения.
6. Ожидания и давление.
Чрезмерные похвалы могут создавать высокие ожидания и давление на творческого человека. Он может начать чувствовать себя обязанным оправдать эти комплименты, что приводит к стрессу и тревоге.
В итоге это может негативно сказаться на его творчестве, так как он начинает бояться не соответствовать ожиданиям окружающих.
7. Идеализация.
Часто комплименты могут превращать художника в идеализированный образ, игнорируя его человеческие недостатки и сложности.
Это может привести к тому, что творческая личность будет чувствовать себя изолированной, поскольку другие не воспринимают ее как обычного человека с проблемами и сомнениями.
В заключение, чрезмерные комплименты о даре и талантах творческих личностей могут скрывать за собой множество эмоций и мотивов, в том числе зависть, неуверенность и желание соответствовать социальным стандартам.
Поэтому важно подходить к комплиментам с осторожностью и стремиться к искреннему и глубокому пониманию, отделяя личность автора от его творческих достижений.
С уважением,
Елена Нечаева,
психолог-психоаналитик,
автор