Новости
Все новости

О том, как легко и быстро получить скидку на книгу...

Приглашение и информация о "новогодней акции - 2026"...

Вот так тоже бывает - напишешь книгу, а потом оказывается, что она - к юбилею Карлоса Кастанеды (25-го декабря - 100 лет)...

Бутафория и творчество, холсты и спирали

Главная » Публикации » Авторские статьи » О ТВОРЧЕСТВЕ » Бутафория и творчество, холсты и спирали

Бутафория и творчество, холсты и спирали Рубрика «Юмор».

Непсихоаналитическая жиза.

Историческая ретроспектива и современность.

Если у вас есть знакомый художник-бутафор или театральный- кино-художник, отправьте ему ссылку на эту статью, пусть знает свои корни.

...Большие форматы (размеры) продаются заметно дольше более мелких.

Зато уж если продадутся, то продадутся!

Допустим, история то ли повторяется, то ли развивается по спирали.

Спираль в данном случае такова…

Художником-бутафором и художником-декоратором я работала на самом излёте СССР.

Сейчас, вспоминая, с трудом верю — из чего и как создавались бутафория и декорации.

Во времена «плановой экономики» и хронического дефицита примерно всего вообще основными материалами для нас были (основное)…

Хотела просто перечислить, но поняла, что каждый пункт достоин своих примечаний.

1. Фанера, но не любая, а только та, которая была на складе, — сырая, кривая, с сучками и задоринками.

Из-за сырости весила она тяжелее сухой и таскать ее могли только юноши, а барышни потом выковыривали заносы из рук юношей.

Да, именно потому, что о соответствующих перчатках никто не знал, их просто не было.

Были варежки для сварщиков, но в них и работать невозможно, и сварщики варежки бутафорам не давали, им самим надо.

2. Ткань «двунитка», которой было слишком много.

Собственно только она и была.

Из нее шили и мастерили всё, до чего дотягивались ножницы: от кулис до королевской шляпы, от кокошников для хора до юбок и рубашек (да, попросту крали ткань для себя).

«Двунитка» бесцветна, это неокрашенная ткань молочно-грязного оттенка с вкраплениями каких-то отходов, похожих на опилки.

Поэтому её красили в большой дымящейся емкости, похожей на котел из сказки о Коньке-Горбунке, в котором добывал свою молодость царь.

Успешно отрезавшие себе кусок «двунитки» бутафоры тащили этот кусок красильщице, которая в постоянном дыму и пару (ткань при окраске кипятили) была похожа на ведьму.

Красильщица могла просто добавить отрез ткани в общий котел, он там варился с очередными кулисами или другими изделиями.

К вечеру можно было забрать покрашенный и заветный отрез, чтобы потом сшить из него что-то нарядное для себя.

Далее наступал диалог:

— В какой цвет сегодня красите?

— В черный.

— Эх, у меня уже три черные юбки/ рубашки! Когда будет синий или зеленый?

— Вестимо, только на следующую премьеру, касатики.

Зато «двунитка» была неубиваемой.

Помню, как минимум, о двух вещах — юбке и куртке, которые прожили много лет и закончили свою жизнь только потому, что я перестала влезать в эти вещи.

Из-за специфичности технологии покраски ткани и из-за «индивидуального пошива» на улице мы, бутафоры, полагаю, выглядели, как ожившие персонажи «Игры престолов».

3. Поролон исключительно пластами метр на метр и исключительно 5-ти сантиметровой толщины.

Не знаю, сколько весил такой пласт, но мы с коллегой-барышней поднимали его только вдвоем.

Из такого поролона, в основном, делали маски, гигантские головные уборы для мухоморов и то, что позже стало называться «ростовыми куклами».

А теперь представим — толщина 5 см — это совсем не та толщина, из которой можно сделать маску или что-то такое, которое будет на себе носить живой человек (актер).

Поэтому поролон приходилось разрезать на более тонкие пласты.

Делалось это самодельными резаками, сделанными их старых ножей или фрагментов каких-то металлических штуковин.

Ручкой таким резакам служила часть под хват руки, замотанная нет, не синей изолетной (дефицит и отклеивается), а чем попало — от проволоки и проводов до бельевой веревки.

Пираты, уголовники? Нет, бутафоры в государственном театре.

Садишься на стул, коллега кладет на тебя пласт поролона 100 см х 100 см х 5 см и понеслась — три часа осторожных подрезов и пять пластов тонкого, но очень неровного поролона.

Пять — это в удачный день. В неудачный получилось три.

4. По сегодняшним меркам инструментов у нас, можно сказать, не было.

Откуда брались резаки, рассказано выше.

Не помню, чтобы у нас были молотки.

Помню, что молотки мы брали в столярном цехе, выпрашивали или обменивали на сигареты.

Кусачек не было, гнули проволоку руками и клацали по ней плоскогубцами.

Сейчас пишу и мучительно вспоминаю — какие же инструменты у нас все таки были…

А как будто мы голыми руками гвозди забивали и вкручивали шурупы.

Кстати, саморезы были на вес золота, мы называли их шурупами.

Мы их считали и раскладывали по баночкам.

Дюпелей не было, как класса.

Дюпель — это или часть грифельного карандаша, или щепа, заимствованная в столярном цехе.

Оттуда и это загадочное и волшебное слово — «заподлицо».

Современные дюпели не всегда встают «заподлицо», а те «дюпели» приходилось уговаривать особенно нежно.

Зато в достатке были швейные иглы и нитки, вот ими-то, по всей вероятности, мы и работали, применяя не по прямому назначению.

5. «КлеЯ», как сказал бы начальник нашего цеха.

Мездровый клей, как вспомню, так вздрогну.

Полезла в Википедию — клей животного происхождения с добавлением желатина.

Этого добра было навалом.

Бумагу мы им не клеили, не наш масштаб.

Клей разводили ведрами.

Понятия не имею, как этот клей должен был выглядеть в нормальном состоянии, но на театральном складе он был в сухом виде.

Из этого пыльного и крупно-зернистого порошка надо было делать раствор: ведро, вода «на глаз», порошок «на глаз».

Смесь размешивали палочкой, но палочка, во-первых, постоянно пропадала, во-вторых, палочка не давала нужного эффекта, поэтому чаще засучивались рукава, и смесь размешивалась рукой.

Мездровый клей расходовался сотнями литров.

«Резиновый» клей.

Смертельно вонючий, предательски засыхающий в любых емкостях, но очень долго или криво засыхающий там, где надо.

Ничем не смываемый и сходящий с кожи только вместе с кожей.

Этот клей обладал какой-то ненормально тягучестью, невозможно было его «просто отлить» из банки.

В процессе работы, которую нельзя было останавливать, приходилось по избежании перелива хватать ножницы (о, значит у нас были ножницы!) и отрезать поток клея, стремящегося непременно покинуть место хранения.

После этого непременно следовал скандал «Кто опять резал ножницами резиновый клей?».

От ножниц резиновый клей, если и отрывался, то оставлял следы.

Чистить такие ножницы приходилось очень долго.

К счастью, эту злобную и сопливую субстанцию поле работы в театре я больше никогда не видела.

Клей «Момент» и клей ПВА были, но редко.

Но упаковки «Момента» — это не масштаб театральных цехов.

Он применялся один раз для чего-то мелкого и потом засыхал за ненадобностью.

Только через несколько лет после театра я узнала, что клей ПВА — это хорошо размешанная жидкость ослепительно белого цвета, а не огромные сухие серые куски, которые надо заливать водой на ночь, чтобы с утра получить неизвестный результат.

«Эпоксидка»… О, это эпоксидка!!

Не то, что трогать без дела, а даже смотреть на нее было нельзя.

Начальник цеха прятал заветные баночки на верхней полке и мыл руки перед тем, как достать их.

Когда в пятнадцатой попытки не получилось что-то склеить, начальник обреченно констатировал: «Значит, эпоксидка!», и мы шли за ней так, как будто собрались грабить банк.

6. Краски.

Гуашь. Точка.

Просто гуашь.

Просто в литровых банках с очень узким горлом.

Проще срезать крышку, чем вычерпывать.

Синий, зеленый, черный, красный.

Желтого не бывает.

Коричневого не существует.

Палитра для слабаков.

Белила — это любая белая «строительная» краска, мел тоже годится.

Вечером заливаем гуашь водой, утром получается гуашь.

Гуашью мы красили всё.

Как будто даже по металлу.

Корябаем металл (чтобы было за что цепляться краске), чем-то (чем попало) грунтуем, красим, чем-то (чем попало) покрываем — один спектакль продержится, после спектакля — повторить процедуру.

Те самые маски (см.выше п.3) красили так…

После склеивания маски из поролона (клеили на «резиновый» клей), маску разрисовывали по эскизу художника-постановщика.

Прямо по поролону.

Гуашь с чем-то смешивали для сцепки, например, с тем же мездровым клеем или залежавшимся ПВА.

После высыхания покрывали произведение… мебельным лаком.

Не верите? В натуре!

Прозрачных лаков тогда не было.

Брали любой мебельный лак.

Какой был, тот и брали.

Поскольку лак никогда не был прозрачным, он придавал изделию то, что художник-постановщик даже отдаленно не имел ввиду.

Сначала, принимающий работу постановщик минут пять стоял молча, глядя на гору масок из фильма ужасов.

Потом начинался медленный и сдавленный диалог:

— Что это?

— Маски.

— Что с ними?

— Лак.

— Почему лак-то??

— Потому, что гуашь.

— Почему гуашь-то?

— Потому, что гуашь.

— Э-э-э-э-ээээ… Ладно. Надо поговорить с режиссером, пусть как-то оправдает «вот это».

И ведь так действительно было: режиссеру приходилось чуть ли ни сценарий переписывать, чтобы оправдать внезапно поменявшийся характер героя.

Переделывать было просто некогда, скоро премьера.

А чаще попросту больше не было необходимых материалов для переделки.

Надо ли говорить, что даже через тридцать лет с хвостиком гуашь я даже в руки не беру.

Страшное это дело — гуашь, особенно синяя, она не отмывается ничем и никогда, особенно из под ногтей бутафора.

Так вот.. к чему вся эта ретроспекция?

Внимательный читатель помнит о моем монетизированном хобби

С этого и начала — с упоминания картин крупных форматов.

Дай, думаю, возьмусь за «выставочный» формат.

Гляжу, а с холстами крупных размеров есть проблемы.

Теперь все они делаются сами знаем где.

Те горе-производители холсты даже небольших размеров сделать хорошо не могут.

Так что рисковать, приобретая холсты крупных форматов, я не решилась.

Поэтому и всплыл опыт работы в театре, ибо художника-бутафора напугать трудно, и он найдет вариант даже там, где его нет.

После покрытия мебельным лаком гуаши по поролону ничего страшнее уже не будет.

Поэтому я вспомнила старую добрую основу для картин — ДВП.

Купила несколько ДВПэшек, грунтую.

И формат выставочный, и экономия на материалах.

Вот так временная спираль и развилась, возвращаемся к истокам.

Не холст, так ДВП.

Надеюсь, обойдется без мебельного лака и без гуаши.

Следить за появлением новых картин можно здесь

Помоги автору освободить мастерскую, купи картину (доставка возможна).

Уважаемый читатель!

На какие психоаналитические темы написать?

Пожелания — в комментарии.

По обычной теме обращайтесь

С уважением, Нечаева Е.А.

Иллюстрации: фото автора, нейросеть Кандинский

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения

На фото: во время онлайн-консультации (2025)

ПСИХОАНАЛИЗ С ЕЛЕНОЙ НЕЧАЕВОЙ: ПУТЬ К СЕБЕ — В ПРОЦЕССЕ, А НЕ В ЦЕЛИ

Психолог-психоаналитик, практикующий с 2007 года

Помогаю взрослым людям разбираться в себе, принимать внутренний мир и жить осознанно — без борьбы с тревогой, стыдом или прошлым:
  • индивидуально;
  • с парами/ супругами;
  • с группами (тренинги, семинары).

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

ЧТО МОЖНО ОСБУДИТЬ НА НАШИХ ВСТРЕЧАХ

На консультацию приходят с запросом — тем, что волнует здесь и сейчас, и с чем вы хотите разобраться


Я работаю со взрослыми (18+) по широкому спектру личностных, экзистенциальных, реляционных и профессиональных запросов, включая:
  • Страхи, тревоги, кризисы идентичности и смысла
  • Сложности в отношениях (семья, партнёры, родители, дети, коллеги)
  • Вопросы выбора, мотивации, самореализации и ценностей
  • Профессиональные вызовы: карьера, бизнес, выгорание, принятие решений
  • Психологию спорта — для спортсменов и тренеров
  • Продолжение анализа (если вы уже проходили терапию и хотите углубить процесс)

Не работаю с состояниями, требующими психиатрической или врачебной психотерапевтической помощи. Если у вас нет подтверждённого психиатрического диагноза — вы можете прийти.

"У меня нет сформулированного запроса" — тоже запрос, возможно, самый важный и интересный.

Подробнее - о запросах →

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в кабинете (2024)

КТО Я И КАК РАБОТАЮ

Современный психоанализ с классическими корнями

Я — Елена Нечаева, психоаналитик с 2007 года и автор книг по психоанализу, творчеству и спорту.

Моя профессиональная история началась не в юности, а во второй половине жизни — когда жизненный опыт, образование и внутренняя готовность сошлись в одной точке.

В основе моего подхода — два ключевых принципа: 
  • психологическая гибкость — умение быть с «трудными» чувствами без борьбы, не подавляя их и не осуждая, и при этом продолжать жить по своим ценностям;
  • присутствие здесь и сейчас — внимание к своим эмоциям, мыслям и телу в настоящем моменте, без автоматических реакций и самокритики.
Для меня психоанализ — не способ «избавиться от боли раз и навсегда».

Это путь к тому, чтобы жить с болью достойно, понимая её смысл и не позволяя ей управлять вашей жизнью.

Я прошла полный курс личного анализа, участвую в супервизиях и интервизиях, пишу книги и веду группы.

Всё это — часть моей постоянной работы над профессиональной честностью и глубиной.

Подробное резюме →
Про квалификацию →

На фото: в кабинете (2023)

МОИ КЛИЕНТЫ НЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА — НО ВСЕ ОНИ ПРИХОДЯТ С ЖЕЛАНИЕМ ВСЕРЬЁЗ РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ

Запросы у всех разные, но путь начинается с одного и того же: доверия к себе и готовности идти внутрь

За годы практики (с 2007 года) я сопровождала тысячи людей.

Среди них — самые разные профессии, возраста, жизненные ситуации.

Всех их объединяет: готовность серьёзно работать над собой — не только чтобы понять прошлое, но и чтобы изменить настоящее и открыть будущее.

Они приходят не просто «избавиться от боли», а чтобы обрести ясность, внутреннюю опору, новые цели и, в конечном счёте, повысить качество своей жизни — во всех её сферах: в отношениях, творчестве, работе и просто в том, как они чувствуют себя каждое утро.

Вот те, кто чаще всего приходит ко мне:
  • Студенты и молодые специалисты — в поиске профессии, смысла и личной идентичности
  • Родители — желающие наладить отношения с детьми и лучше понять себя в роли мамы или папы
  • Пары и супруги — стремящиеся восстановить доверие, научиться слышать друг друга и выйти из кризиса
  • Творческие люди — музыканты, художники, режиссёры, писатели, работающие с вдохновением, кризисами и внутренними запретами
  • Специалисты IT, финансов, маркетинга — сталкивающиеся с выгоранием, перфекционизмом и дисбалансом между работой и жизнью
  • Предприниматели и руководители — ищущие опору в условиях высокой ответственности и постоянного стресса
  • Учёные и исследователи — разбирающиеся в творческих блоках и научной мотивации
  • Спортсмены и тренеры — работающие над психологической устойчивостью, концентрацией и преодолением внутренних ограничений
  • Коллеги из помогающих профессий — психотерапевты, психологи, врачи, нуждающиеся в пространстве для рефлексии и поддержки
  • Специалисты, работающие в структурах с высокой ответственностью и строгой регламентацией — те, кому особенно важно сохранять внутреннюю свободу и ясность

Все они — взрослые, самостоятельные, способные к рефлексии.

И все они приходят не за «советом», а за диалогом, в котором можно услышать самого себя.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: у кабинета (2024)

ФОРМАТЫ

Где и как проходят консультации

Я работаю онлайн и в кабинете в центре Екатеринбурга 

Мой кабинет находится недалеко от Площади 1905-го года.

Онлайн-встречи проходят в любом актуальном на данный момент мессенджере.

Даже клиенты из Екатеринбурга чаще выбирают онлайн — это удобно и не требует времени на дорогу.

Длительность консультаций:
  • индивидуально: 50 минут или 90 минут
  • пары/ супруги: 90 минут

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в театре (2023)

СТОИМОСТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ

Применяю дифференцированный подход* — вы сами выбираете стоимость встречи в предложенном диапазоне

На 2025 год

Индивидуально:

  • 50 минут — от 2500 ₽ до 4000 ₽
  • 90 минут — от 5000 ₽ до 8000 ₽

Пары/супруги: 

  • 90 минут — от 8000 ₽ до 10000 ₽

Группы и семинары:

  • стоимость определяется индивидуально

На первую половину 2026 года

Индивидуально:

  • 50 минут — от 3200 ₽ до 7000 ₽
  • 90 минут — от 5500 ₽ до 8500 ₽

Пары/супруги: 

  • 90 минут — от 8000 ₽ до 10000 ₽

Группы и семинары:

  • стоимость определяется индивидуально

*Как выбрать стоимость

Сумма должна быть значимой для вас (для профилактики процессов обесценивания) и одновременно приемлемой для вашего бюджета.

Нужно учитывать, что периодичность наших встреч — не менее одной в неделю.

Современный психоаналитический сеттинг — две встречи в неделю (иногда — три).

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в Екатеринбурге (2025)

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ


  • Минимальный контракт — 4 сессии. Это позволяет войти в процесс и увидеть первые сдвиги.
  • Первая консультация всегда онлайн — в любом актуальном мессенджере/ сервисе (Zoom, Яндекс-Телемост, КонтурТолк и т.п.).
  • Работаю только со взрослыми (от 18 лет).
  • Не принимаю клиентов, состоящих на психо-неврологическом учёте (если вы уже сняты — можем работать).
  • Не работаю с теми, кто не готов принимать помощь. Психоанализ — это совместный процесс, требующий вашей вовлечённости.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в кабинете (2025)

ПОЧЕМУ Я

Более 20000 часов диалога

Я пришла в психоанализ не из теории, а из жизни.

Моя первая профессия — кинорежиссура.

Этот опыт научил меня видеть то, что остаётся за словами: жест, паузу, дыхание, взгляд.

Всё это — язык тела, язык бессознательного.

С 2007 года я веду индивидуальные и парные консультации, групповые семинары, пишу книги и участвую в профессиональном сообществе.

За это время:

  • прошла полный курс личного анализа (завершила в 2012г.)
  • опубликовала несколько книг по психологии и психоанализу
  • провела пять выставок живописи (последняя — в 2024г.)
  • сняла более 40 музыкальных клипов для музыкантов из Екатеринбурга
  • преподавала 11 лет в вузе, делилась знаниями с будущими режиссёрами и психологами
  • участвую в российских и международных проектах при МОО ЕАРПП (Австрия)

Я не просто «психоаналитик». Я — человек, который живёт своим методом: постоянно учится, рефлексирует, творит, путешествует и остаётся открытым миру.

Для меня психоанализ — это не только инструмент помощи другим. Это инвестиция в будущее: ваше и моё.

Это работа, в которой важна каждая деталь — от первого взгляда до последнего слова в сессии.

Именно поэтому я не принимаю всех подряд.

Именно поэтому я предлагаю первую встречу без обязательств — чтобы вы могли почувствовать: «наши» ли мы друг другу.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

ПЕРВЫЙ ШАГ

Давайте начнём со встречи

Первая консультация — это не «обязательство», а возможность:
  • Познакомиться лично
  • Задать любые вопросы
  • Понять — «подходим» ли мы друг другу
  • Почувствовать — комфортно ли вам со мной

Это встреча без обязательств. Вы не обязаны продолжать, если почувствуете, что это не ваш путь — и это абсолютно нормально.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Всё, что происходит — остаётся в кабинете, а нашем пространстве

Сохранность информации от третьих лиц — одно из важнейших правил, обеспечивающих доверие и безопасность. Даже, если мне понадобится супервизия, я сообщу вам.

ПОМНИТЕ: ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ «ГОТОВЫ» К ТЕРАПИИ ПОЛНОСТЬЮ


Достаточно одного — желания разобраться в себе, чтобы начать непростой, но очень интересный путь!

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ И ПОЧИТАТЬ

Подробное и важное

Памятка для клиента и Запросы

Об индивидуальных консультациях

Консультации для пар и супругов

Психологическое сопровождение спортсменов и тренеров

Коллегам (в том числе - интервизии)

О группах, тренингах, семинарах

Все книги Елены Нечаевой с доставкой по России и далее

Все статьи (бесплатно)

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Подпишитесь!

ЮТУБЧИК (высокая степень информативности и наполенности)

ВКОНТАКТЕ (средняя степень информативности и наполненности)

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ (умеренная степень информативности и наполненности)


О МОЁМ САЙТЕ

Вы сейчас здесь

Данному сайту всего на год меньше лет, чем моей практике. За годы здесь накопилось довольно много разнообразной информации.

Я даже не уверена, что помню всё содержимое. 

Какие-то страницы сайта выглядят более актуально, я обновляю их время от времени, а какие-то могут оставаться без внимания на фоне банальной «нехватки времени» или кажущейся мне «не актуальности».

В любом случае — здесь можно найти много интересного и полезного, как минимум, для саморефлексии, самоподдержки, самопознания.

В допустимом смысле — сайт может символически выполнять функцию первой «ознакомительной» встречи.

Потому, если вы сейчас находитесь в процессе выбора «своего» психолога, посвятите время сёрфингу по сайту.

Для такой цели прошу обратить внимание на раздел с моими статьями (бесплатно) — каждая из которых является осмыслением и обобщением реальной практики.

Это может помочь вам составить «первичное впечатление» и принять решение о встрече. 

Не всех, но очень многих людей на консультации ко мне «приводит» именно сайт, опубликованные здесь статьи (и книги), а не «сарафанное радио».


ВСЕ КОНТАКТЫ

С уважением и до встречи!
Ваш психолог-психоаналитик,
Елена Нечаева

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK