Новости
Все новости

О том, как легко и быстро получить скидку на книгу...

Приглашение и информация о "новогодней акции - 2026"...

«А кто тебе разрешил?»: оговорка по Фрейду и тень советского суперэго

Главная » Публикации » Авторские статьи » О ТВОРЧЕСТВЕ » «А кто тебе разрешил?»: оговорка по Фрейду и тень советского суперэго

Не так давно на одной из вечеринок мне довелось познакомиться с молодым человеком — человеком умным, остроумным, с живым интересом к миру, которому, по его словам, «чуть за тридцать».

Разговор быстро завертелся: от книг до философии, от кино до человеческих отношений. В какой-то момент я вскользь упомянула, что пишу небольшие книги по психологии и психоанализу.

Его реакция последовала немедленно — в шутливой, дружеской интонации он спросил:

— В смысле? Сама пишешь? А тебя кто-то проверяет? Ну в смысле… ты просто берёшь и пишешь книги по психологии? А кто тебе разрешил?

Смех его был искренним, тон — лёгким, но в моём внутреннем слухе это прозвучало как классическая оговорка по Фрейду — оговорка, выдающая неосознанное содержание бессознательного.

Что такое «оговорка по Фрейду»?

Зигмунд Фрейд в своей работе «Психопатология повседневной жизни» (1901) показал, что так называемые «ошибки» — оговорки, описки, забывания — вовсе не случайны.

Они — проявления подавленных желаний, тревог или установок, которые сознание старается скрыть, но которые прорываются через «трещины» в речи.

Вот и в этом случае: внешне безобидный вопрос — «А кто тебе разрешил?» — на самом деле раскрывает глубинную установку, укоренившуюся в культурном бессознательном.

«Разрешение» как культурный артефакт

Молодой человек родился уже в процессе распада СССР.

Формально он — представитель «постсоветского» поколения, выросшего в эпоху относительной свободы слова, интернета, множества голосов и мнений.

И всё же его вопрос выдаёт внутреннюю карту власти, унаследованную от предыдущих поколений.

В советской системе действительно почти ничего нельзя было делать «просто так» — без разрешения, согласования, одобрения.

Писать, думать, публиковать, лечить, даже чувствовать — всё требовало легитимации со стороны «вышестоящих инстанций».

Эта модель не исчезла с падением режима.

Она внутренне усвоилась — перешла в структуру личности как внутренний цензор, или, по терминологии Фрейда, — как Сверх-Я.

Сверх-Я — это внутренний судья, формирующийся в детстве под влиянием родителей, учителей, общества.

Он диктует: «Так нельзя», «Ты не имеешь права», «Сначала получи одобрение».

У многих представителей постсоветского пространства этот Сверх-Я особенно строг — он не просто напоминает о морали, он требует легитимации через внешнее признание.

Почему именно мне?

Я — женщина 54 лет, с 18-летним стажем практикующего психоаналитика.

Но для молодого собеседника это, очевидно, не имело значения в момент вопроса.

Его бессознательное сработало бы так же, если бы я сказала: «Я пишу стихи» или «Я открыла свою школу».

Дело не во мне.

Дело в том, что в его внутреннем мире любая инициатива требует санкции.

И если санкции нет — возникает тревога, замаскированная под шутку.

Это особенно показательно в контексте современной культуры «экспертности» и «авторитетов».

Сегодня, в эпоху информационного перенасыщения, многие люди — особенно молодые — испытывают страх самовыражения без «печати одобрения».

Кто-то должен «проверить», «подтвердить», «разрешить».

Иначе — как можно быть уверенным, что это «правильно»?

Что это говорит о нас?

Этот эпизод — не просто забавная оговорка.

Это культурный симптом.

Он показывает, как глубоко в нас сидит страх самостоятельности, как трудно нам поверить в собственное право на голос, на мысль, на творчество — без внешнего подтверждения.

Для психоанализа это важный момент: свобода начинается там, где заканчивается необходимость в разрешении.

Не в бунтарстве, не в отрицании авторитетов, а в осознании: я имею право думать, писать, чувствовать — просто потому что я существую.

Заключение

Вопрос «А кто тебе разрешил?» — это зеркало.

В нём отражается не столько недоверие ко мне, сколько внутреннее затруднение самого говорящего: «А кто разрешит мне?».

Психоанализ учит: чтобы жить подлинной жизнью, нужно не столько искать разрешения, сколько встретиться с собственным страхом быть нелегитимным — и пройти сквозь него.

И, возможно, однажды, услышав, что кто-то пишет книги, мы будем говорить не: «А кто тебе разрешил?», а: «Расскажи — что ты написал?»

Это и будет признаком внутренней свободы.

А книги здесь (доставка по России и далее)

Приглашаю вас на консультации!

Об авторе

Елена Нечаева родилась, живет и работает в Екатеринбурге. Автор книг по психологии и психоанализу, автор картин в жанре уральского андерграунда и музыкальных клипов. Ведет психолого-психоаналитическую практику с 2007-го года — в Екатеринбурге и онлайн.

ВСЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ НЕЧАЕВОЙ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ НА САЙТЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА RIDERO.RU
ЗАПИСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (ЛЮБОЙ ГОРОД, 18+) НА САЙТЕ NEACOACH.RU
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Сейчас читают
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK