«ЗОНА КОНТРОЛЯ»
Полное описание инструмента «Зона Контроля». Зачем такой инструмент нужен, для чего нужен и как им воспользоваться?
Зона Контроля – это коучинговский инструмент, который можно отнести в первую очередь к области тайм-менеджмента.
Но, как показывает практика, такой инструмент имеет и некоторый терапевтический эффект.
Например, в случаях, когда клиент часто «уходит в расширение» и/или не замечает, как берет на себя не свою ответственность, а затем отчаивается, когда «не получилось так, как хотелось» и другое.
Этот инструмент можно применять по прямому назначению, то есть в целях самоорганизации, в целях планирования проектов на работе и в бизнесе, а также с его помощью выяснить – не берем ли мы на себя лишнее?
Также «Зона Контроля» годится для того, чтобы когда-то уверенно и спокойно сказать себе и другим: «Я точно сделал всё, что мог – ни на миллиметр меньше, ни на миллиметр больше».
Зона Контроля нужна и для профилактики чувств вины и стыда («А всё ли я тогда сделал/а? А ведь я тогда не сделал/а, и это привело к плохим последствиям!» и подобного...).
Объяснение начну с примера, которые наилучшим образом иллюстрируют механизм и алгоритм «Зоны Контроля».
Да, я знаю, что многих раздражает объяснение «на примере», но в данном случае, во-первых, такое объяснение станет «быстрее понятным», во-вторых, я всё повторю дважды.
На одном из групповых тренингов, которые я проводила, была женщина почтенного возраста, которая пожаловалась на беспорядок во дворе дома, в котором она живёт.
Некие граждане избрали двор жилого дома для своих весёлых посиделок, вплоть до жарки мяса под окнами.
Двор уютный, тенистый, тихий и очень удобный для пикников в летний период.
Все запахи, шум и подобное летели в квартиру этой женщины.
Постепенно она обнаружила, что каждое её лето стало превращаться в период борьбы с хулиганами, и это стало сказываться на качестве ее жизни (ухудшилось самочувствие, нарушился сон).
Плюс к уличным хулиганам у неё были очень шумные соседи по лестничной площадке, которые жили бурной личной жизнью: то орали и дрались не на жизнь, а насмерть, то не менее буйно примирялись.
Это, второе мероприятие, в отличие от первого, длилось круглый год.
Алгоритм опроса самого себя или вашего клиента
В подобных случаях всегда надо начинать с вопроса:
1. «Что вы уже сделали и делаете в данной ситуации?»
– Делала и делаю замечания хулиганам. Сначала по-доброму, потом по-злому. Вместе с соседями написали несколько заявлений в полицию. Много раз пыталась разговаривать с буйными соседями по площадке.
– Был ли какой-то результат ваших действий?
– Нет. Никакого результата.
– Сколько времени длятся все эти истории?
– Наверное, около пяти лет.
2. Осознание ложности действий.
– Согласны ли вы с тем, что все ваши действия относительно описанных вами двух проблем не приносят результата потому, что они «не про то» и «не в туда»?
– Согласна. Ведь, если многолетние действия не принесли результата, значит действия попросту ложные.
3. Приоритеты и фокусировка на истинной потребности.
– Что вам важнее: перевоспитать ваших буйных соседей и летних хулиганов или ваш спокойный сон?
– Молодежь нынче не та... (…).
– Это понятно, это факт. Но лично вам все-таки что важнее сейчас и здесь – вы сами или судьбы молодежного поколения?
– Пожалуй, что все таки мой спокойный сон мне важнее.
4. Ограничиваем границы.
Ответ на важный вопрос «Что (происходит)?» или «Что имеем (по факту)?».
Как ни парадоксально, но зачастую, когда дело касается Зоны Контроля, мы далеко не всегда вообще осознаем Что (происходит) и из-за этого наша проблема не может стать ограниченной (как имеющей границы).
То, что не имеет границ, не может быть измеримо.
То, что неизмеримо невозможно перевести в Задачу.
То есть Проблема остаётся Проблемой, которая априори не может быть решена (потому, что она – проблема, а не задача).
Рисуем план квартиры:
Решение оказалось более, чем простым.
Всего лишь надо было перетащить мебель из комнаты в комнату.
Но женщина была настолько поглощена перевоспитанием шумных соседей (приоритеты были расставлены в неверном порядке), что не видела элементарного и простого решения:
Здесь важно...
Женщина не могла самостоятельно передвинуть мебель.
То есть не всегда то, что находится в нашей Зоне Контроля, мы можем воплотить самостоятельно.
Но это не значит, что на этом нужно ставить точку.
Это значит, что нужно внести следующий пункт...
5. «Эксперты» – некто, кто может помочь нам и некто, у которого мы можем попросить какую-либо помощь – от физической помощи до экспертного совета или рекомендации:
– Кто может помочь вам переставить мебель из комнаты в комнату?
– Пожалуй, поможет сын Галины с четвертого этажа. Мы с ней дружим.
Всё то же самое – по сезонным хулиганам, жарящим шашлык под окнами.
Поскольку женщина сумела определиться – что ей важнее – перевоспитать и наказать хулиганов или спать спокойно, то она «вдруг вспомнила», что ее племянник как раз занимается обустройством балконов, и она готова попросить у него скидку на остекление и шумоизоляцию балкона:
«Чтобы спать спокойно, мне нужно огородить себя от внешних шумов» и «Чтобы спать спокойно, мне нужно наказать и перевоспитать хулиганов» – это две совершенно разные истории.
Кстати, реализация первого варианта совершенно не отменяет второго.
И, если человеку хочется продолжить процесс перевоспитания и наказания, то никто не запрещает.
Главное, чтобы перевоспитание не отменяло защиты самой себя (своего спокойного сна, например).
По данной части подытожим план:
1. Озвучиваем Задачу или Проблему и отвечаем на вопрос "Что уже сделано (если сделано)?".
2. Определяем качество наших усилий и действий. Корректны ли они, приносят ли результат?
3. Расставляем приоритеты, определяясь с "истинной", а не "прикрывающей" потребностью.
4. Придаем очертания, измеряем, ограничиваем Проблему, превращая её в Задачу.
5. Определяем - понадобится ли помощь третьих лиц.
...Поскольку тот тренинг был длительным, удалось получить от женщины обратную связь.
Уже через недели две она, улыбаясь, сообщила, что не только сделала всё по «плану, нами составленному», но еще и начала небольшой самостоятельный ремонт в квартире. Вроде «Переставила мебель, а дальше – как в тумане. Не смогла остановиться!».
Мне показалось, что ремонт – это её небольшая «мстя» шумным соседям, но это уже другая история...
Надо ли говорить, что шумные соседи и любители шашлыка вообще перестали её волновать.
Во всяком случае в процессах домашних хлопот, она на какое-то время «отвлекла» себя от «перевоспитания хулиганов».
Читаем — третьих лиц, которые вообще не входят в Зону Контроля.
Разумеется, изначально это было понятно, – понятно, что она «не тем себя занимает», но это было понятно мне, а не ней.
Именно для этого, кроме прочего, и нужна обратная связь от специалиста – увидеть что-то совсем другим взглядом и вообще – увидеть.
В Зону Контроля вносим
1. То, что действительно и напрямую зависит от вас лично и от ваших коллег. План действий.
2. То, что зависит от ваших партнеров и то, что вы будете контролировать. Как контролировать?
Вне Зоны Контроля вносим
Все самые смелые фантазии о форс-мажоре. Почему над "вне зоны контроля" надо подумать не меньше - читайте ниже.
По поводу форс-мажорных обстоятельств
Как уже показала история с пандемией корона-вируса (которая сама по себе – форс-мажорное обстоятельство), даже «внутри» этого форс-мажора может быть своя Зона Контроля, начиная с этого вопроса: «Мне не очень понятно, что происходит, но хочу ли я сделать что-то особенное для себя и для своей семьи? И, если хочу, то – что конкретно? Что точно входит в зону моего контроля, а что точно не входит в зону моего контроля? Что я готов вынести за пределы зоны моего контроля, а что – не готов?».
Форс-мажор в больших или небольших проектах
Однажды я была со-организатором относительно крупного мероприятия, которое предполагало множество организационной работы.
Мероприятие требовало именно скрупулезной, монотонной, «механической» и совершенно нетворческой подготовки.
И мы с со-организаторами нарисовали свою Зону Контроля. Всё запланировали всеми доступными коучинг- и не коучинг-способами.
Работа шла, как по маслу.
В день мероприятия совпало всё, даже не без мистики.
Мы в шутку добавили прогноз погоды, вроде: «В день мероприятия будет солнечно, сухо и +24». Так и оказалось.
Настал день мероприятия, опять всё, как по маслу, ни одного даже мало-мальского сбоя.
И вдруг бам-с, оказывается, что главного действующего лица просто нет.
Оказалось, что главное действующее лицо попросту не долетело до мероприятия.
С одной стороны, мероприятие было сорвано, со-организаторы сумели не «прогореть», а просто выйти «в ноль», что уже радовало.
С другой стороны, на печальном «разборе полётов» мы обнаружили, что в свой момент записали Вне Зоны Контроля: «Если главное действующее лицо как-то накосячит», но не записали (не предположили, не обсудили), а КАК (оно может накосячить).
Наверное, мы «что-то чувствовали» наперед, но вот «что» конкретно — даже не попробовали предположить.
Со стороны главного действующего лица «косяк» был абсолютно фантастический из серии «Так не бывает вообще, никак и нигде», но оно таки смогло.
С третьей стороны, с тех пор я внесла в исследование «Зона Контроля» некоторые коррективы.
А не слишком ли быстро мы вносим Вне Зоны Контроля нечто, которое просто не хотим рассмотреть по-лучше?
ПРОВЕРЯЕМ И ПЕРЕПРОВЕРЯЕМ
Важно!
Никаких 100% ответственности у нас быть не может в принципе. Всегда есть форс-мажор.
Всегда в Зону Контроля можно и нужно внести коррективы в рабочем порядке.
Но и брать на себя лишнее не надо, так как лишнее размывает границы реальной ответственности.
Пожелания по проверке и перепроверке Зоны Контроля
Не стоит ограничиваться исключительно «механическими» записями «В» и «ВНЕ».
Надо посвятить время и еще раз всё проанализировать: и свою часть плана, и часть плана для ваших коллег, и подумать — как вы будете взаимодействовать и контролировать действия «экспертов».
Также хорошим дополнением к перепроверке станет анализ корректности содержания «В» и «ВНЕ».
Возможно, в процессе такого анализа окажется, что что-то должно быть перемещено «вправо-влево».
Здесь, на сайте ищите «поиском» статьи об определении «истинной потребности» и «обратном планировании».
Что для вас – реальная ответственность – решать вам, но проконсультироваться со специалистом надо (это как раз в вашей Зоне Контроля) ♥
С уважением, Нечаева Е.А.