Новости
Все новости

О том, как легко и быстро получить скидку на книгу...

Приглашение и информация о "новогодней акции - 2026"...

Вот так тоже бывает - напишешь книгу, а потом оказывается, что она - к юбилею Карлоса Кастанеды (25-го декабря - 100 лет)...

Воспитание может быть природой: предостерегающие истории и предлагаемые решения

Главная » Публикации » Авторские статьи » КОЛЛЕГАМ » Воспитание может быть природой: предостерегающие истории и предлагаемые решения

Перевод: ИИ + Елена Нечаева

Интерпретации: Елена Нечаева

neacoach.ru


Анонс статьи (от переводчика)

Статья «Воспитание может быть природой: предостерегающие истории и предлагаемые решения» ставит под сомнение широко распространённое в психологических и педагогических исследованиях предположение о прямом и однозначном влиянии семейной среды на развитие ребёнка.

Авторы — Сара Харт, Кэлли Литтл и Эльсье ван Берген — напоминают, что родители передают детям не только книги, привычки и установки, но и гены, формирующие когнитивные способности, темперамент и склонности.

Именно это обстоятельство — так называемая генетическая конфаундинговая связь — делает многие выводы о «причинном» воздействии среды методологически уязвимыми.

Для психоаналитиков эта работа особенно важна: она призывает к осторожности в интерпретации родительского «влияния» и предостерегает от необоснованного обвинения родителей в трудностях ребёнка — будь то тревожность, дислексия или низкая успеваемость.

Статья предлагает как строгие методологические подходы (близнецовые, усыновительные и «дети близнецов» дизайны), так и практичные альтернативы — например, метод семейного контроля, когда в модель включаются показатели того же признака у родителей.

Это позволяет частично «отфильтровать» генетическую составляющую и взглянуть на роль среды более объективно.

Перевод адаптирован для аудитории, ориентированной на глубинную психологию, с акцентом на этические и клинические последствия упрощённых причинно-следственных интерпретаций. Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

Библиографическая справка

Харт С. А., Литтл К., ван Берген Э. «Воспитание может быть природой: предостерегающие истории и предлагаемые решения». npj Science of Learning, 2021, том 6, № 2.

Hart S. A., Little C., van Bergen E. “Nurture might be nature: cautionary tales and proposed solutions.” npj Science of Learning, 2021, Vol. 6, No.2.

2. Адаптированный перевод для русскоязычных психоаналитиков

//НАЧАЛО СТАТЬИ//

Введение: между средой и наследственностью

Многие родители переживают из-за того, «правильно ли» они выстраивают среду для своих детей.

Научная литература часто подтверждает эти страхи: бесчисленные исследования в психологии, педагогике и социологии утверждают, что условия, создаваемые родителями в семье, причинно влияют на развитие ребёнка.

Например, недавнее исследование показало сильную связь между наличием домашней библиотеки в подростковом возрасте и уровнем грамотности, арифметических навыков и цифровой компетентности во взрослом возрасте.

Авторы пришли к выводу: «Вырастание в доме, полном книг, напрямую улучшает когнитивные навыки».

Однако поведенческая генетика напоминает: родители передают детям не только среду, но и гены.

И это означает, что наблюдаемая связь между семейной средой и детским развитием может быть не причинной, а следствием так называемой генетической конфаундинговой связи (genetic confounding).

Проще говоря, то, что мы принимаем за влияние «воспитания», может быть на самом деле проявлением генетического сходства между родителями и детьми.

Ген–средовая корреляция: три формы

В работах поведенческой генетики описаны три типа ген–средовой корреляции:

1. Пассивная — ребёнок наследует от родителей и гены, и среду.

Например, родители с высокой грамотностью чаще читают, окружены книгами и передают ребёнку как гены, способствующие чтению, так и дом, полный книг.

2. Эвокативная — генетически обусловленные черты ребёнка (например, темперамент) вызывают определённые реакции окружающих.

Так, спокойный и отзывчивый ребёнок чаще получает поддержку и тёплое отношение.

3. Активная — человек сам выбирает среду, соответствующую его склонностям (например, подросток с генетической предрасположенностью к риску выбирает компании, где распространено употребление психоактивных веществ).

В детстве особенно значима пассивная ген–средовая корреляция, поскольку ребёнок почти целиком зависит от родительской среды.

Примеры ложных причинных выводов
  • Исследование, связавшее математическую тревожность у родителей с аналогичной тревожностью у детей, приписало это исключительно «плохому» поведению родителей при выполнении домашних заданий.

Но ведь гены, влияющие на математические способности и тревожность, тоже передаются по наследству.

  • Аналогично, исследования курения в семье часто делают вывод: подростки курят, потому что «научились» у родителей.

Однако известно, что генетически обусловленная склонность к риску и импульсивность тоже передаётся по наследству.

Подобные выводы не только искажают научную картину, но и винят родителей — иногда без оснований.

Как отделить среду от генов?

Авторы предлагают несколько методологических стратегий:

1. Генетически чувствительные дизайны:

  • близнецовые исследования (сравнение однояйцевых и разнояйцевых близнецов);
  • исследования усыновлённых детей;
  • дизайн «дети близнецов» (children-of-twins), где сравнивают сходство между ребёнком и биологическим родителем с его сходством с тётом/дядей — идентичным биологическому родителю по генам, но не по воспитанию).

2. Полигенные баллы (PGS) — суммарные показатели, отражающие генетическую предрасположенность к тому или иному признаку (например, к уровню образования).

Хотя пока они объясняют лишь часть наследуемости, их использование в сочетании с семейными данными (включая не переданные ребёнку гены родителей) позволяет выявить эффект «генетического нёртюрирования» (genetic nurturing): как гены родителей влияют на ребёнка через среду, а не напрямую.

3. Метод семейного контроля (Familial Control Method) — самый доступный метод для исследователей без генетических данных.

Заключается в том, чтобы измерить тот же признак у родителей и ребёнка (например, грамотность или математические способности) и включить родительский показатель в модель как ковариату.

Это позволяет частично «отфильтровать» генетическую составляющую.

Например, в одном исследовании выяснилось, что связь между «домашней грамотной средой» и детским чтением почти полностью исчезает после учёта уровня грамотности родителей — за исключением одного фактора: количество книг в доме всё же оказывало независимое влияние.

Это может отражать не только доступ к книгам, но и культурную ценность, которую семья придаёт чтению.

Заключение: осторожность в интерпретациях

Если невозможно использовать генетически чувствительные методы, авторы настоятельно рекомендуют:

  • чётко указывать в ограничениях, что связь между средой и развитием может быть частично или полностью обусловлена генетической конфаундинговой связью;
  • избегать причинных формулировок, особенно тех, что ведут к обвинению родителей;
  • помнить, что даже если среда не оказывает наблюдаемого причинного эффекта в естественных условиях, это не отменяет эффективности вмешательств.

Экспериментальные программы (например, обучение родителей поддерживающему поведению) могут успешно изменить развитие ребёнка — даже если в «обычной жизни» эффект среды маскируется генетикой.

«Просто окружить ребёнка книгами — недостаточно. Чтение требует прямого обучения и практики. Ребёнок с семейной историей дислексии имеет почти 50 % риск её развития — даже при наличии книг и заботливых родителей. Обвинять таких родителей в том, что «они недостаточно читали», — несправедливо и научно некорректно».

//КОНЕЦ СТАТЬИ//


Что интересно для психоаналитиков и что может вызвать дискуссии (от переводчика)

Статья «Воспитание может быть природой: предостерегающие истории и предлагаемые решения» (оригинал: Hart, Little & van Bergen, 2021) может оказаться особенно актуальной и провокационной для русскоязычных психоаналитиков по нескольким причинам — как методологическим, так и концептуальным.

Ниже приведены ключевые точки соприкосновения и возможные поводы для дискуссий.

1. Критика каузальных интерпретаций «влияния среды» — этическое значение для клинической практики

Психоаналитики часто сталкиваются с семейными историями, в которых родительское поведение интерпретируется как причина детских симптомов: тревожности, нарушений внимания, проблем с обучением и т.п.

Статья напоминает, что такие интерпретации могут быть методологически необоснованными, если не учитывается генетическая конфаундинговая связь: родители передают детям не только привычки, но и уязвимости.

Этический вызов: обвинение родителей (явное или скрытое) в «плохом» воспитании может быть не просто неточным, но и травмирующим — особенно в контексте уже существующего чувства вины.

Для психоаналитиков, работающих с родителями, это требует более рефлексивного подхода: вместо поиска «виновника» — исследование сложного взаимодействия наследуемой предрасположенности и семейной среды.

2. Пассивная ген–средовая корреляция — близка к понятию «судьбы рода» или «наследуемой травмы»

Хотя психоанализ редко оперирует генетическими терминами, идея передачи внутренних состояний через поколения ему хорошо знакома — будь то в рамках объектных отношений (Мелани Кляйн, Винникотт), нарративов семейной истории (Даниэль Стерн) или психогенеалогии (Анн Ансерме).

Пассивная ген–средовая корреляция — это биологически нейтральный аналог таких понятий: ребёнок получает и гены (например, к тревожности), и среду (например, гиперопеку), формируемые одними и теми же родительскими характеристиками.

Это перекликается с психоаналитическим интересом к «невысказанным сценариям» и «непрожитым переживаниям», которые как бы «встроены» в ткань жизни семьи.

Точка дискуссии: можно ли рассматривать генетическую предрасположенность как биологическое выражение «бессознательного фантазма»?

Или это — два разных уровня описания, которые не следует смешивать?

3. Метод «семейного контроля» (Familial Control Method) — применимость в психоаналитических исследованиях

Авторы предлагают относительно простой путь контроля генетического влияния: включать в анализ тот же показатель у родителей и ребёнка (например, уровень тревожности, склонность к депрессии).

Для психоаналитических пилотных исследований или клинических наблюдений это может стать практичным инструментом — без необходимости собирать ДНК.

Потенциальное применение: при изучении, например, связи между «родительской эмпатией» и «безопасной привязанностью» можно измерить эмпатию у обоих родителей и использовать её как ковариату — чтобы отделить генетически обусловленную схожесть от «чисто» средового эффекта.

4. Возможное напряжение между «научным» и «гуманистическим» подходами

Некоторые психоаналитики могут воспринять упор на генетику как редукционистский сдвиг, угрожающий фундаментальным идеям о субъективности, свободе и символическом измерении бессознательного.

Дискуссионный вопрос: если «среда» — частично иллюзия генетической передачи, где место для интервенции психоаналитика?

Не превращается ли терапия в коррекцию «биологической судьбы»?

Однако статья не отрицает роль среды.

Она лишь подчёркивает:

  • в естественных условиях связь «среда → результат» может быть искажена генетикой;
  • вмешательства (например, психоаналитическая работа с родителями) всё ещё могут быть эффективны, даже если наблюдаемая «естественная» связь не каузальна.

Это открывает пространство для интегративного понимания: гены формируют предрасположенность, но среда (включая терапевтическую) может перезаписывать сценарии.

5. Клинические последствия: работа с родителями детей с дислексией, СДВГ, тревогой

Авторы приводят важный пример: родители ребёнка с дислексией могут создать идеальную «литературную среду», но это не гарантирует преодоления трудностей.

Психоаналитический вывод: важно не винить таких родителей в «недостатке усилий», а признать биологическую реальность уязвимости — и помочь семье принять ограничения, чтобы снизить стыд и вину, и сосредоточиться на ресурсах.

В заключение

Статья полезна психоаналитикам не столько как призыв принять генетику, сколько как призыв к эпистемологической скромности:

  • не делать поспешных каузальных выводов;
  • избегать морализма по отношению к родителям;
  • видеть в ребёнке пересечение биологии, истории и символики — а не только «продукт воспитания».

Именно это может стать основой для плодотворной междисциплинарной дискуссии — между генетикой, когнитивной наукой и глубинной психологией. 


Приглашаю на индивидуальные консультации и интервизии! 

Об авторе

Елена Нечаева родилась, живет и работает в Екатеринбурге. Автор книг по психологии и психоанализу, автор картин в жанре уральского андерграунда и музыкальных клипов. Ведет психолого-психоаналитическую практику с 2007-го года — в Екатеринбурге и онлайн.

ВСЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ НЕЧАЕВОЙ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ НА САЙТЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА RIDERO.RU
ЗАПИСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (ЛЮБОЙ ГОРОД, 18+) НА САЙТЕ NEACOACH.RU

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения

На фото: во время онлайн-консультации (2025)

ПСИХОАНАЛИЗ С ЕЛЕНОЙ НЕЧАЕВОЙ: ПУТЬ К СЕБЕ — В ПРОЦЕССЕ, А НЕ В ЦЕЛИ

Психолог-психоаналитик, практикующий с 2007 года

Помогаю взрослым людям разбираться в себе, принимать внутренний мир и жить осознанно — без борьбы с тревогой, стыдом или прошлым:
  • индивидуально;
  • с парами/ супругами;
  • с группами (тренинги, семинары).

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

ЧТО МОЖНО ОСБУДИТЬ НА НАШИХ ВСТРЕЧАХ

На консультацию приходят с запросом — тем, что волнует здесь и сейчас, и с чем вы хотите разобраться


Я работаю со взрослыми (18+) по широкому спектру личностных, экзистенциальных, реляционных и профессиональных запросов, включая:
  • Страхи, тревоги, кризисы идентичности и смысла
  • Сложности в отношениях (семья, партнёры, родители, дети, коллеги)
  • Вопросы выбора, мотивации, самореализации и ценностей
  • Профессиональные вызовы: карьера, бизнес, выгорание, принятие решений
  • Психологию спорта — для спортсменов и тренеров
  • Продолжение анализа (если вы уже проходили терапию и хотите углубить процесс)

Не работаю с состояниями, требующими психиатрической или врачебной психотерапевтической помощи. Если у вас нет подтверждённого психиатрического диагноза — вы можете прийти.

"У меня нет сформулированного запроса" — тоже запрос, возможно, самый важный и интересный.

Подробнее - о запросах →

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в кабинете (2024)

КТО Я И КАК РАБОТАЮ

Современный психоанализ с классическими корнями

Я — Елена Нечаева, психоаналитик с 2007 года и автор книг по психоанализу, творчеству и спорту.

Моя профессиональная история началась не в юности, а во второй половине жизни — когда жизненный опыт, образование и внутренняя готовность сошлись в одной точке.

В основе моего подхода — два ключевых принципа: 
  • психологическая гибкость — умение быть с «трудными» чувствами без борьбы, не подавляя их и не осуждая, и при этом продолжать жить по своим ценностям;
  • присутствие здесь и сейчас — внимание к своим эмоциям, мыслям и телу в настоящем моменте, без автоматических реакций и самокритики.
Для меня психоанализ — не способ «избавиться от боли раз и навсегда».

Это путь к тому, чтобы жить с болью достойно, понимая её смысл и не позволяя ей управлять вашей жизнью.

Я прошла полный курс личного анализа, участвую в супервизиях и интервизиях, пишу книги и веду группы.

Всё это — часть моей постоянной работы над профессиональной честностью и глубиной.

Подробное резюме →
Про квалификацию →

На фото: в кабинете (2023)

МОИ КЛИЕНТЫ НЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА — НО ВСЕ ОНИ ПРИХОДЯТ С ЖЕЛАНИЕМ ВСЕРЬЁЗ РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ

Запросы у всех разные, но путь начинается с одного и того же: доверия к себе и готовности идти внутрь

За годы практики (с 2007 года) я сопровождала тысячи людей.

Среди них — самые разные профессии, возраста, жизненные ситуации.

Всех их объединяет: готовность серьёзно работать над собой — не только чтобы понять прошлое, но и чтобы изменить настоящее и открыть будущее.

Они приходят не просто «избавиться от боли», а чтобы обрести ясность, внутреннюю опору, новые цели и, в конечном счёте, повысить качество своей жизни — во всех её сферах: в отношениях, творчестве, работе и просто в том, как они чувствуют себя каждое утро.

Вот те, кто чаще всего приходит ко мне:
  • Студенты и молодые специалисты — в поиске профессии, смысла и личной идентичности
  • Родители — желающие наладить отношения с детьми и лучше понять себя в роли мамы или папы
  • Пары и супруги — стремящиеся восстановить доверие, научиться слышать друг друга и выйти из кризиса
  • Творческие люди — музыканты, художники, режиссёры, писатели, работающие с вдохновением, кризисами и внутренними запретами
  • Специалисты IT, финансов, маркетинга — сталкивающиеся с выгоранием, перфекционизмом и дисбалансом между работой и жизнью
  • Предприниматели и руководители — ищущие опору в условиях высокой ответственности и постоянного стресса
  • Учёные и исследователи — разбирающиеся в творческих блоках и научной мотивации
  • Спортсмены и тренеры — работающие над психологической устойчивостью, концентрацией и преодолением внутренних ограничений
  • Коллеги из помогающих профессий — психотерапевты, психологи, врачи, нуждающиеся в пространстве для рефлексии и поддержки
  • Специалисты, работающие в структурах с высокой ответственностью и строгой регламентацией — те, кому особенно важно сохранять внутреннюю свободу и ясность

Все они — взрослые, самостоятельные, способные к рефлексии.

И все они приходят не за «советом», а за диалогом, в котором можно услышать самого себя.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: у кабинета (2024)

ФОРМАТЫ

Где и как проходят консультации

Я работаю онлайн и в кабинете в центре Екатеринбурга 

Мой кабинет находится недалеко от Площади 1905-го года.

Онлайн-встречи проходят в любом актуальном на данный момент мессенджере.

Даже клиенты из Екатеринбурга чаще выбирают онлайн — это удобно и не требует времени на дорогу.

Длительность консультаций:
  • индивидуально: 50 минут или 90 минут
  • пары/ супруги: 90 минут

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в театре (2023)

СТОИМОСТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ

Применяю дифференцированный подход* — вы сами выбираете стоимость встречи в предложенном диапазоне

На 2025 год

Индивидуально:

  • 50 минут — от 2500 ₽ до 4000 ₽
  • 90 минут — от 5000 ₽ до 8000 ₽

Пары/супруги: 

  • 90 минут — от 8000 ₽ до 10000 ₽

Группы и семинары:

  • стоимость определяется индивидуально

На первую половину 2026 года

Индивидуально:

  • 50 минут — от 3200 ₽ до 7000 ₽
  • 90 минут — от 5500 ₽ до 8500 ₽

Пары/супруги: 

  • 90 минут — от 8000 ₽ до 10000 ₽

Группы и семинары:

  • стоимость определяется индивидуально

*Как выбрать стоимость

Сумма должна быть значимой для вас (для профилактики процессов обесценивания) и одновременно приемлемой для вашего бюджета.

Нужно учитывать, что периодичность наших встреч — не менее одной в неделю.

Современный психоаналитический сеттинг — две встречи в неделю (иногда — три).

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в Екатеринбурге (2025)

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ


  • Минимальный контракт — 4 сессии. Это позволяет войти в процесс и увидеть первые сдвиги.
  • Первая консультация всегда онлайн — в любом актуальном мессенджере/ сервисе (Zoom, Яндекс-Телемост, КонтурТолк и т.п.).
  • Работаю только со взрослыми (от 18 лет).
  • Не принимаю клиентов, состоящих на психо-неврологическом учёте (если вы уже сняты — можем работать).
  • Не работаю с теми, кто не готов принимать помощь. Психоанализ — это совместный процесс, требующий вашей вовлечённости.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

На фото: в кабинете (2025)

ПОЧЕМУ Я

Более 20000 часов диалога

Я пришла в психоанализ не из теории, а из жизни.

Моя первая профессия — кинорежиссура.

Этот опыт научил меня видеть то, что остаётся за словами: жест, паузу, дыхание, взгляд.

Всё это — язык тела, язык бессознательного.

С 2007 года я веду индивидуальные и парные консультации, групповые семинары, пишу книги и участвую в профессиональном сообществе.

За это время:

  • прошла полный курс личного анализа (завершила в 2012г.)
  • опубликовала несколько книг по психологии и психоанализу
  • провела пять выставок живописи (последняя — в 2024г.)
  • сняла более 40 музыкальных клипов для музыкантов из Екатеринбурга
  • преподавала 11 лет в вузе, делилась знаниями с будущими режиссёрами и психологами
  • участвую в российских и международных проектах при МОО ЕАРПП (Австрия)

Я не просто «психоаналитик». Я — человек, который живёт своим методом: постоянно учится, рефлексирует, творит, путешествует и остаётся открытым миру.

Для меня психоанализ — это не только инструмент помощи другим. Это инвестиция в будущее: ваше и моё.

Это работа, в которой важна каждая деталь — от первого взгляда до последнего слова в сессии.

Именно поэтому я не принимаю всех подряд.

Именно поэтому я предлагаю первую встречу без обязательств — чтобы вы могли почувствовать: «наши» ли мы друг другу.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

ПЕРВЫЙ ШАГ

Давайте начнём со встречи

Первая консультация — это не «обязательство», а возможность:
  • Познакомиться лично
  • Задать любые вопросы
  • Понять — «подходим» ли мы друг другу
  • Почувствовать — комфортно ли вам со мной

Это встреча без обязательств. Вы не обязаны продолжать, если почувствуете, что это не ваш путь — и это абсолютно нормально.

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Всё, что происходит — остаётся в кабинете, а нашем пространстве

Сохранность информации от третьих лиц — одно из важнейших правил, обеспечивающих доверие и безопасность. Даже, если мне понадобится супервизия, я сообщу вам.

ПОМНИТЕ: ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ «ГОТОВЫ» К ТЕРАПИИ ПОЛНОСТЬЮ


Достаточно одного — желания разобраться в себе, чтобы начать непростой, но очень интересный путь!

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ И ПОЧИТАТЬ

Подробное и важное

Памятка для клиента и Запросы

Об индивидуальных консультациях

Консультации для пар и супругов

Психологическое сопровождение спортсменов и тренеров

Коллегам (в том числе - интервизии)

О группах, тренингах, семинарах

Все книги Елены Нечаевой с доставкой по России и далее

Все статьи (бесплатно)

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Подпишитесь!

ЮТУБЧИК (высокая степень информативности и наполенности)

ВКОНТАКТЕ (средняя степень информативности и наполненности)

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ (умеренная степень информативности и наполненности)


О МОЁМ САЙТЕ

Вы сейчас здесь

Данному сайту всего на год меньше лет, чем моей практике. За годы здесь накопилось довольно много разнообразной информации.

Я даже не уверена, что помню всё содержимое. 

Какие-то страницы сайта выглядят более актуально, я обновляю их время от времени, а какие-то могут оставаться без внимания на фоне банальной «нехватки времени» или кажущейся мне «не актуальности».

В любом случае — здесь можно найти много интересного и полезного, как минимум, для саморефлексии, самоподдержки, самопознания.

В допустимом смысле — сайт может символически выполнять функцию первой «ознакомительной» встречи.

Потому, если вы сейчас находитесь в процессе выбора «своего» психолога, посвятите время сёрфингу по сайту.

Для такой цели прошу обратить внимание на раздел с моими статьями (бесплатно) — каждая из которых является осмыслением и обобщением реальной практики.

Это может помочь вам составить «первичное впечатление» и принять решение о встрече. 

Не всех, но очень многих людей на консультации ко мне «приводит» именно сайт, опубликованные здесь статьи (и книги), а не «сарафанное радио».


ВСЕ КОНТАКТЫ

С уважением и до встречи!
Ваш психолог-психоаналитик,
Елена Нечаева

Написать в WhatsApp

Написать в Telegram

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK