"Где я?" - ищем психоаналитика в онлайн-кабинете
Почему я написала данную статью?
Во-первых, она не первая на тему онлайн-консультирования.
Во-вторых, было время, когда я «читала лекции» по онлайн-консультациям, задолго до мейнстрима.
Как будто чувствую «личную ответственность» за «косяки» коллег.
Короче говоря «испанский стыд вошел в чат»...
Дорогой коллега, если у вас нет способности к самоиронии, лучше не читайте... Зачем вам нарциссическая травма?
Посещая онлайн-конференции с огромным количеством участников, вижу, что неприятно заметное количество коллег никак не могут или не хотят понять некоторые, на мой взгляд, базовые и элементарные нюансы.
Напомню два из них крупными буками:
1. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, КАК РАБОТАТЬ ОНЛАЙН, НУЖНО НАЙТИ АНАЛОГИ ОФЛАЙН В ОНЛАЙН (ОНИ ЕСТЬ).
2. ГРАНИЦЫ ОНЛАЙН-КАБИНЕТА ОГРАНИЧИВАЮТСЯ РАМКОЙ КАДРА, А ВСЁ, ЧТО НАХОДИТСЯ ВНУТРИ РАМКИ КАДРА — ТЕРРИТОРИЯ КАБИНЕТА НА ДВОИХ
Если бы странности наблюдались «время от времени» или лишь «у некоторых», или по «объективной случайности/ необходимости», то и разговора бы не было.
Но ошибок на «ровном месте» столько, что возникает ряд вопросов — а видят ли коллеги сами себя и понимают ли, как они выглядят со стороны клиентов?
Особенная интрига в том, что для того, чтобы «поставить себя в нужное место», необходимо потратить мгновение или 2-3 секунды, — именно столько требуется на «подвинуть гаджет» или немного себя подвинуть.
Прям есть ощущение, что коллеги то ли страшно боятся притрагиваться к гаджетам, то ли их гаджеты намертво прибиты гвоздями к столу или к стене.
Важно — информация действительна для случаев, когда мы не выключаем камеру на время консультации.
Замечу, что в первую очередь, есть элементарные физиологические законы и правила восприятия «человеческими глазами», — вот их и надо придерживаться.
К схеме выше: да, я тоже не понимаю, что нарисовано, зато красиво, и в схеме нет «вертикалочки».
Дело вот в чем примерно...
Естественное поле зрения человека горизонтальное — глаза приспособлены к восприятию информации в широком формате, каковым является и бинокулярное зрение. Вертикальный формат ограничивает обзор по горизонтали, что может вызывать дискомфорт при длительном просмотре.
При просмотре «вертикалочки» голова и глаза часто находятся в неестественном положении: экран держится ближе и ниже уровня глаз, что увеличивает нагрузку на аккомодацию (способность глаз фокусироваться) и конвергенцию (сведение глаз при взгляде на близкий объект). Это может способствовать развитению зрительного утомления, сухости глаз и даже головных болей.
Кроме того, из-за малого размера экрана смартфона и вертикальной ориентации, пользователи склонны держать устройство слишком близко к глазам, что повышает риск развития миопии.
Таким образом, хотя вертикальное видео не является прям «вредным», его длительный просмотр (а 40-50 минут сессии трудно назвать "не длительным просмотром") может негативно влиять на зрительную систему из-за несоответствия анатомическим и физиологическим особенностям зрения.
На одной из последних онлайн-конференций, которую посетила, было под триста участников.
Я не поленилась и посчитала — адекватно «сами себя видят» (представляются в рамке кадра) лишь 10% (!) от общего числа.
Даже, если сделать скидку на «это не консультация, а конференция» и «сегодня выходной, я на даче», число «кривых» само-презентаций удручающее.
И кажется мне, что многие коллеги по-честному не видят проблемы тогда, когда она есть.
Давайте повторим…
1. Уважаемые коллеги, давайте уже обнаружим у наших гаджетов «горизонтальную сторону»!
Это та сторона телефона, которая длиннее короткой.
Забудем про «вертикалочки», представим, что они не существуют или что их отменили под страхом смертной казни.
Человек, в том числе наш клиент, наш коллега, не смотрит на нас и на мир через рамку с черными вертикальными полями по краям.
Все мы видим только «горизонталочки».
Аргумент «мои клиенты тоже по вертикали» здесь не уместен. Наши клиенты могут обладать определенными психологическими и психиатрическими особенностями, и мы не «повторяем» за ними, правда?
Не мы приходим к клиенту, а клиент приходит к нам, в наш кабинет, а онлайн-кабинет — тоже кабинет, а значит наш кабинет должен быть.
«Обычный» кабинет не меняется с визитом каждого клиента, в кабинете не передвигаются стены, так же не должен меняться и онлайн-кабинет.
Если надо «присоединиться» и «отзеркалить» ищем другие, более профессиональные способы. Мы обязаны хотя бы формально выглядеть «здорОво».
Просто устанавливаем наш телефон по горизонтали.
Ничего сложного, уверяю, — то же самое, только по горизонтали.
Никакого психоанализа, одна голимая физиология.
2. Зачем нам наложенный фон, который не только всегда ужасен сам по себе, но и искажает картинку, искажает реальность, начиная с нашей прически и очертаний тела, когда мы двигаемся?
Надеюсь, что мы двигаемся, как минимум, потому что дышим.
Если за нашей спиной прямо сейчас видна неприбранная комната или еще что-то катастрофически ужасное, то:
1) просто прибираемся в комнате*;
2) переносим наше тело вместе с нашим гаджетом на более приемлемый фон, ведь в нашей квартире, в нашем кабинете, на нашей даче все равно есть, как минимум одна стена, к которой можно передвинуть кресло и сесть к стене спиной.
Есть и плохая новость — встроенные фоны иногда дают сбой и попросту «слетают».
В таком разе клиент как раз и увидит то, что мы скрыли, и тайное станет явным.
*У меня тоже не всегда прибрано, прямо скажу. Но я знаю, какой угол умеет охватывать камера телефона, десктопа.
Ничего не мешает парой движений отодвинуть лишнее за пределы охвата камеры.
И это считается порядком, так как, как было сказано выше, — рамка кадра напрямую символизирует границы «обычного» кабинета.
3. Третий пункт, пожалуй, самый важный.
Если он соблюден, то первые два пункта могут уйти в менее значимые.
Называется пункт «композиция кадра».
3.1. Категорически нельзя обрезать себя по уровню шеи, когда над нашей «головой профессора Доуэля» 90% кадра занимает потолок или, например, шкафчики нашего кухонного гарнитура.
Что там «по шею»! Некоторые способны отрезать себя по уровню глаз.
Мне просто любопытно — коллеги, вы действительно НЕ ВИДИТЕ это?
Если не видите, то куда смотрите, когда находитесь в диалоге с клиентами?
К коллажу выше: для тех, кто не понял — где тут аналитик — прическа по центру, внизу.
К коллажу выше: наверное, вы удивитесь, но «голова профессора Доуэля» — совсем нередкое положение, наблюдая которое хочется спросить «Коллега, есть ли рядом с вами кто-то, кто мог бы помочь вам встать с пола?».
3.2. Менее распространенная ошибка (да и вообще - не ошибка, если сравнивать с другими вариантами) наблюдается у тех, кто себя все таки видит — расположить себя ровно по центру.
Кадр выстроен верно.
Но разговор с клиентом — это не фото на паспорт.
Подумайте — почему нас не должно быть ровно по центру.
К коллажу выше: «фото на паспорт» не оставляет пространства для клиента, аналитик в кабинете «один».
3.3. Угол имеет значение.
С одним клиентом нам необходимо находиться «лицом к лицу», тогда камера телефона должна располагаться чуть выше прически, параллельно нам по вертикали.
С другим клиентом необходимо занять «подчиненную» позицию.
Тогда камера телефона должна располагаться чуть выше нашего лба, под углом (не параллельно лицу, а под косым углом сверху).
Тогда клиент будет смотреть на нас сверху.
Соответственно, когда нам нужно занять «доминирующую» позицию, устанавливаем камеру телефона снизу, под острым углом.
Тогда мы будем «нависать» над клиентом.
Здесь отступлю, ради иллюстрации:
замечено — в основном «доминирующей» позицией грешат коллеги-мужчины… дорогие мужчины-коллеги, вы хорошо представляете, как выглядит ваша «доминирующая позиция» со стороны ваших клиентов и ваших коллег на конференциях? И смех, и грех, чесслово.
К коллажу выше: дорогой коллега, спасибо за доверие, я понимаю и принимаю ваши подбородки (у меня тоже есть), но все таки любопытно — как вы себе представляете того, кто сейчас находится по другую сторону монитора?
3.4. Рекомендация: самое корректное положение.
Если по каким-то причинам нам неудобно находиться «лицом к лицу» — используем положение в ¾.
То есть либо гаджет поворачиваем таким образом, чтобы камера была направлена под углом ¾, либо поворачиваем кресло под углом ¾ — так, чтобы мы расположились «полубоком».
В таком случае клиент видит нас, но не полностью.
Такое положение дает больше возможностей для маневра.
К коллажу выше: пожалуй, самое удобное и корректное положение — соблюдено правило «девяти прямоугольников» (см.далее), и аналитик виден клиенту, но не «лицом к лицу».
Чтобы разобраться, что такое Угол и его острота, приобретаем недорогое устройство, вроде такого и экспериментируем:
К коллажу выше:
а) такая штуковина удобна тем, что ее можно прикурить/ открутить к столешнице, полке и даже к кровати;
б) кронштейн подвижный, гаджет можно вертеть, как угодно;
в) гибкий держатель не годится, потому что он слишком гибкий.
Мы можем устанавливать камеру так, как нам надо, главное — делать это осознанно, понимая ответ на вопрос «зачем?»,
— точно так же, как мы осознанно подходим к организации пространства и находим себя в пространстве нашего реального/ обычного кабинета (офлайн).
4. Как правильно: закон Девяти.
В каждом современном телефоне есть функция «показать сетку».
Воспользуйтесь такой сеткой, если есть проблемы в глазомере.
Горизонтальный кадр разделяется на 9 равных прямоугольников.
Наш лоб (буквально) должен находиться на перекрестии или где-то недалеко от перекрестия (см.рисунок).
Таким способом нас адекватно видно, и одновременно мы предоставляем нашему клиенту Пространство (в отличие от варианта «расположу себя, любимого, строго по центру и залезу к вам в квартиру»).
5. Напоследок — момент, который трудно отслеживать и контролировать, но надо принимать его во внимание и хотя бы стараться отслеживать.
В определенные моменты сессии мы можем рефлекторно приблизиться к гаджету (важно/ интересно/ прислушиваюсь/ хочу убедить).
С нашей стороны — ясно, мы в процессе пика «слушания, внимания, присоединения».
Но здесь нужно вспомнить и хорошо представить — как мы в такой момент выглядим со стороны клиента, а также представить — как «такое же» воплотилсоь бы в «обычном» кабинете (наверное, мы встали бы, подошли бы к клиенту, лежащему на кушетке, придвинулись бы вплотную: «Так-так, очень интересно!»).
Кратко говоря, мы «лезем к нему в квартиру», наше изображение увеличивается в разы и начинает занимать собою всё пространство кадра (то есть все пространство кабинета).
Так срабатывает физиология, и это тот самый случай, когда ее надо контролировать и делать наоборот — отодвигаться от камеры, предоставляя клиенту больше пространства.
Никто не спорит, что «всякое бывает», но процент «странной» самопрезентации (см.выше про конференцию; 90% к 10%) меня, прямо скажем, настораживает.
Мы, вроде как, за осознанность боремся.
Призываю запомнить и воплотить в практику — всё, что находится внутри рамки кадра — это терапевтическое пространство рабочего кабинета, в котором есть не только психоаналитик, но и клиент, даже, если он физически находится за тысячи километров.
Потому стоит подумать не только о своем расположении в таком пространстве, но и о расположении клиента, дайте и ему место, которое должно адекватно соотноситься с вашим местом, — точно так же, как происходит в «обычном» кабинете.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ: ПОГОВОРИТЬ С КЛИЕНТОМ, ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ «В КАКОМ ВИДЕ» ОН ХОЧЕТ ВИДЕТЬ ВАС ОНЛАЙН
Прямой аналог — не все коллеги так поступают, полагаю, — при первом визите клиента «настраивают» кабинет для данного клиента: выбирают сценарий освещения, плед, подушку и подобное.
Ровно с тем же можно «поиграть» и онлайн, заодно обсудить «Почему именно так?».
ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ
С уважением,
Елена Нечаева,
психолог-психоаналитик,
18 мая 2025г.