Новости
Все новости

О том, как легко и быстро получить скидку на книгу...

Приглашение и информация о "новогодней акции - 2026"...

Джин Бейкер Миллер: "Делать добро и чувствовать себя плохо" — парадокс женской ценности

Главная » Публикации » Авторские статьи » КОЛЛЕГАМ » Джин Бейкер Миллер: "Делать добро и чувствовать себя плохо" — парадокс женской ценности

Перевод: Елена Нечаева + ИИ,

интерпретации — Елена Нечаева,

психолог-психоаналитик

Источник: Miller, J. B. Toward a New Psychology of Women, 1976

"Делать добро и чувствовать себя плохо" — парадокс женской ценности

Об авторе

Джин Бейкер Миллер/ Jean Baker Miller (1927–2006) — американский психиатр, психоаналитик, социальный активист.

Автор влиятельной книги «К новой психологии женщин» (1976), положившей начало реляционно-культурной теории, согласно которой здоровое развитие человека происходит через связи, а изоляция — главный источник психологических проблем.

Родилась в Бронксе, перенесла полиомиелит в детстве, что вдохновило её на медицинскую карьеру. Окончила Сара Лоуренс Колледж и Колумбийский университет (MD, 1952). Прошла психиатрическую и психоаналитическую подготовку в ведущих клиниках Нью-Йорка.

В 1973 переехала в Бостон. Стала первым директором Центра Стоун при колледже Уэлсли, где развивала реляционную модель. В 1995 основала Институт Джин Бейкер Миллер для распространения её теории среди специалистов.

Преподавала в Бостонском и Гарвардском университетах, работала в больнице Beth Israel Deaconess. Соавтор книг «Рост женщин в связи» (1991) и «Исцеляющая связь» (1997).

Была замужем за социологом С. М. Миллером, двое сыновей. Её наследие — переосмысление психологии через призму взаимосвязей, эмпатии и социальной справедливости, особенно в отношении женщин.

Коллеги, вы можете приобрести файл статьи (то же самое, что здесь, только в PDF). О файле: 12 стр., кегль 14 и 18, А4, 500 руб. Чтобы файл со статьей стал вашим, просто напишите мне

Обзор ключевых идей книги Жан Бейкер Миллер «К новой психологии женщин» (1976)

Эта книга, впервые опубликованная в 1976 году, стала революционным текстом в «психологии женщины» и до сих пор остается актуальной.

Миллер не просто критикует традиционные психоаналитические теории за их андроцентризм, но предлагает альтернативную, реляционную парадигму развития личности, в центре которой — не автономия, а связь.

Для психоаналитика, воспитанного на классических текстах, где зрелость ассоциируется с отделением, индивидуацией и преодолением объектных связей, идеи Миллер могут показаться провокационными.

Однако они открывают путь к более глубокому, инклюзивному пониманию человеческой психики, особенно женской.

Ключевые концепции и их клиническое значение

1. Доминирование и подчинение

Структура неравенства Миллер начинает с фундаментального анализа социальных отношений через призму доминирования-подчинения.

Она различает:

• Временное неравенство (родитель-ребенок, учитель-ученик), где цель — рост подчиненного до равенства.

• Постоянное неравенство (по признаку пола, расы, класса), где цель — сохранение иерархии.

Доминирующая группа (мужчины) определяет норму, а подчиненная (женщины) интернализирует идею своей "неполноценности".

Это ключ к пониманию того, как культурные стереотипы становятся частью внутреннего мира пациентки. Женщина, которая чувствует себя "недостаточно хорошей", часто не выражает личную патологию, а воспроизводит внутренний голос доминирующей культуры. Важно помочь ей увидеть этот механизм и отделить свое "Я" от навязанного образа.

2. Конфликт: не разрушение, а путь к росту

Традиционно женщинам предписывается избегать конфликта, быть "миротворцами". Миллер же утверждает, что конфликт — необходимое условие психологического роста.

Подавленный, скрытый конфликт (например, в паре, где женщина играет роль "умной жены", манипулируя мужем, чтобы получить свое) разрушителен.

Открытый конфликт, напротив, позволяет выразить истинные потребности и перестроить отношения на равной основе.

Важно не успокаивать пациентку, которая "боится конфликта", а исследовать, почему он пугает. Часто страх связан с угрозой потери связи, любви или безопасности.

Терапевт может помочь ей увидеть, что здоровый конфликт — это не разрушение связи, а ее углубление через честность.

3. "Неважные" люди и отвергнутые аспекты человеческого опыта

Общество присваивает высокую ценность "мужским" качествам: разуму, контролю, автономии. "Женские" сферы — забота, эмоции, телесность — считаются второстепенными.

Женщины становятся "носительницами" этих отвергнутых обществом, но жизненно важных аспектов человеческого опыта. Мужчины же, боясь потерять свою "маскулинность", воздвигают барьеры против эмоциональной близости.

Это объясняет, почему женщины часто приходят в терапию с "невротическими" симптомами, связанными с перегрузкой эмоциональной работой. Их "невроз" — это попытка справиться с непосильной ношей, которую на них возложило общество.

Терапия должна валидировать их опыт, а не патологизировать его.

4. Уязвимость — не слабость, а сила

Одна из самых мощных идей книги — переопределение силы. Культура учит мужчин отрицать уязвимость, а женщин — признавать ее.

Миллер утверждает, что признание своей уязвимости — это не слабость, а смелый акт, ведущий к росту. Именно через уязвимость мы устанавливаем подлинные связи.

Это прямой вызов классическому представлению о "сильном Эго". Вместо того чтобы помогать пациентке "укрепить защиту", терапевт может помочь ей увидеть силу в ее способности быть уязвимой, просить помощи, признавать свои потребности.

Это формирует новую, более гуманную модель психологического здоровья.

5. "Делать добро и чувствовать себя плохо": парадокс женской щедрости

Женщины часто определяют свою идентичность через "давать" — заботу, внимание, любовь. Они постоянно спрашивают себя: "Достаточно ли я даю?".

Мужчины же определяют себя через "делание" — достижения, успех. Когда женщина начинает "давать" в сексуальных отношениях, а мужчина видит в этом "достижение", возникает глубокое непонимание.

Более того, постоянное "давать" без права "брать" ведет к чувству вины, выгоранию и внутреннему ощущению "зла". Клинически это проявляется как синдром "мученицы" или хроническая депрессия.

Терапевтическая задача — помочь пациентке легитимизировать ее право на собственные потребности, на "взятие", на эгоизм. Это не разрушение, а баланс, необходимый для здоровой личности.

6. Связи с Другими: ядро женской идентичности

Миллер утверждает, что идентичность женщины формируется и поддерживается через связи. Потеря связи для женщины часто равносильна потере себя, что объясняет высокую распространенность депрессии.

В то время как мужская модель развития поощряет отделение, женская модель основана на аффилиации. Это требует пересмотра терапевтических целей.

Если для мужчины "здоровье" может означать большую автономию, то для женщины — это умение строить и поддерживать здоровые, взаимообогащающие связи, не теряя себя в них.

Терапия должна фокусироваться не на "отделении", а на качестве связей.

7. Становление собой: аутентичность через отношения

Аутентичность — это не изоляция, а способность быть собой в отношениях. Миллер приводит примеры женщин (Джейн, Дорис, Нора), которые обретают свое "Я" не в одиночестве, а через смелую, честную коммуникацию с другими.

Джейн, например, преодолевает страх и прямо говорит коллеге о своей злости — и получает не отвержение, а поддержку, что укрепляет ее самоощущение. Это подчеркивает важность терапевтического альянса как реальной связи, где пациентка может экспериментировать с аутентичностью.

Терапевт, принимающий ее гнев, страх или уязвимость, становится проводником к ее подлинному "Я".

Коллеги, вы можете приобрести файл статьи (то же самое, что здесь, только в PDF). О файле: 12 стр., кегль 14 и 18, А4, 500 руб. Чтобы файл со статьей стал вашим, просто напишите мне

8. Власть: способность реализовывать себя

Для женщин "власть" — табуированное слово, ассоциирующееся с насилием и контролем. Миллер предлагает новое определение: власть — это "способность реализовывать" свои желания, потребности и потенциал.

Это не власть над другими, а власть для себя. Многие женщины боятся своей силы, потому что внутренне усвоили, что она разрушительна ("стерва", "кастрирующая женщина").

Терапия должна помочь им отделить здоровую, творческую силу от агрессивного доминирования и научиться использовать ее для построения своей жизни.

9. Возвращение конфликта: инструмент освобождения

Завершая книгу, Миллер призывает женщин "вернуть себе конфликт". Конфликт — это не нечто пугающее, а необходимый инструмент для разоблачения неравенства и построения нового, справедливого мира.

Женщины не создают конфликт, они обнажают его существование. Поддержка пациентки в ее стремлении вступать в конфликт — это поддержка ее пути к субъектности.

Терапевт помогает ей увидеть, что ее недовольство, гнев или протест — это не "истерия", а законная реакция на несправедливость, первый шаг к личной и социальной трансформации.

Заключение по данной части

Книга Миллер — это не просто теория о женщинах.

Это призыв к революции в самой психологии, к переходу от парадигмы отделения и доминирования к парадигме связи, взаимности и сотрудничества.

Ее реляционно-культурная теория предлагает мощный инструментарий для понимания не только женского, но и мужского опыта, показывая, как патриархальные структуры калечат психику всех.

Для практикующего психоаналитика работа с этой книгой означает:

• Деконструировать собственные андроцентричные предпосылки.

• Валидировать опыт пациентки, даже если он не вписывается в классические теории.

• Видеть в ее "слабостях" (уязвимости, потребности в связи) — силу.

• Поддерживать ее в обретении здоровой власти и здорового конфликта.

Это путь к более глубокой, этичной и по-настоящему исцеляющей терапии.

Определение реляционности

Хотя Бейкер Миллер не дает единого, сухого академического определения термина "реляционность" (который стал центральным в более поздней реляционно-культурной теории), она всю книгу строит вокруг этого понятия, описывая его суть через ключевые принципы и характеристики.

Исходя из текста, можно сформулировать суть ее понимания реляционности следующим образом...

Реляционность — это фундаментальная структура человеческого развития и психического здоровья, особенно для женщин, при которой:

1. Идентичность формируется через отношения

Чувство "Я" не возникает в изоляции, а организуется и поддерживается способностью устанавливать, развивать и поддерживать связи с другими людьми.

Цитата (Глава 8): «Женское чувство "Я" очень сильно организуется вокруг способности устанавливать, а затем поддерживать связи и отношения»

2. Психологический рост происходит в отношениях, а не вопреки им

Подлинная аутентичность, сила и креативность раскрываются не через отделение, а через смелую, честную коммуникацию и взаимодействие с другими.

Цитата (Глава 9, об истории Джейн): «Важные факторы два: Джейн нашла свой собственный путь к эффективным действиям для себя; и она нашла этот путь, обратившись к другим»

3. Здоровье — это способность строить взаимообогащающие, рост-способствующие связи

Целью развития является не автономия как таковая, а умение быть собой в отношениях, не теряя себя и не разрушая другого. Лучшие конфликты — те, что ведут к углублению связи.

Цитата (Глава 11): «Лучшие конфликты — это те, которые ведут к большей и лучшей связи, а не к разъединению»

4. Уязвимость — это не слабость, а необходимое условие для глубокой связи и роста

Признание своей уязвимости и потребности в других — это акт смелости, который позволяет установить подлинные, а не фальшивые отношения.

Цитата (Глава 4): «Признать свою слабость публично — это новый и оригинальный поступок... Будучи в более тесной связи с этим центральным человеческим состоянием, женщины могут перестать быть "носительницами" слабости и стать разработчиками иного понимания ее»

5. Реляционность противопоставляется модели доминирования-подчинения

Это парадигма взаимности, сотрудничества и равенства, а не конкуренции и власти над другим. Она предлагает иной, более "продвинутый" подход к жизни.

Цитата (Глава 8): «...эта психическая отправная точка содержит в себе возможности для совершенно иного (и более продвинутого) подхода к жизни и функционированию — очень отличного от подхода, поощряемого доминирующей культурой»

Вывод по данной части

Для Миллер реляционность — это не просто "быть в отношениях", а динамический, активный процесс построения связей, в которых человек может быть аутентичным, расти, испытывать уязвимость и при этом чувствовать себя сильным.

Это процесс, в котором ценится взаимность, честность и способность к совместному преодолению конфликтов.

Это основа не только женской психики, но и здоровой человеческой жизни в целом, которую традиционная (андроцентричная) психология игнорировала или патологизировала. 

ЗАПИСАТЬСЯ НА ИНТЕРВИЗИЮ

Идеи Миллер, революционные для 1970-х годов

В книге Жан Бейкер Миллер есть несколько идей, которые выходят далеко за рамки гендерных исследований и представляют глубокую ценность для любого психоаналитика, независимо от того, с кем он работает — с женщинами, мужчинами или парами.

Вот ключевые аспекты, которые особенно важны для психоаналитической практики:

1. Критика "нормы" как культурной конструкции

Миллер показывает, что то, что традиционная психология (включая классический психоанализ) считает "нормой" — это на самом деле описание опыта доминирующей группы (белых, гетеросексуальных мужчин).

Все, кто отклоняется от этой нормы (в том числе — женщины), автоматически маркируются как "отклонение", "неполноценность" или "патология".

Это призыв к культурной рефлексии. Терапевт должен постоянно спрашивать себя: "Чью норму я воспроизвожу? Что я считаю 'здоровым', а что 'патологичным' — и на основе каких культурных предпосылок?". Это помогает избежать бессознательной патологизации пациента, чей опыт просто отличается от андроцентрической нормы.

2. Переосмысление "зависимости" и "автономии"

Классический психоанализ часто рассматривает "зависимость" как признак незрелости, а "автономию" — как высшую цель развития.

Миллер же утверждает, что потребность в связи — это не слабость, а фундаментальная человеческая потребность. "Здоровье" — это не отсутствие зависимости, а способность строить взаимозависимые, рост-способствующие отношения.

Это меняет саму терапевтическую цель. Вместо того чтобы "делать пациента независимым", терапевт помогает ему научиться быть в здоровой зависимости: просить помощи, быть уязвимым, строить отношения, в которых можно и давать, и брать. Это особенно важно при работе с пациентами, страдающими от хронической изоляции или "ложной автономии".

3. Конфликт как терапевтический инструмент, а не угроза

Миллер предлагает радикально позитивное понимание конфликта.

Для нее конфликт — это не разрушение, а необходимый механизм роста и углубления связи. Подавленный конфликт ведет к симптомам, тогда как открытый — к трансформации.

Это означает, что терапевт не должен бояться конфликта в терапевтическом пространстве. Если пациентка злится на терапевта — это не "перенос", который нужно интерпретировать и устранить, а возможность для подлинной встречи.

Терапевт может сказать: "Я вижу вашу злость. Давайте поговорим о ней. Что она вам говорит?". Это создает пространство для аутентичности.

4. "Невротические" симптомы как адаптация к неравенству

Миллер показывает, что многие "невротические" симптомы у женщин (депрессия, тревога, ипохондрия, "мученичество") — это не патология, а адаптивные стратегии выживания в условиях системного неравенства.

Например, "мученичество" — это попытка получить любовь и признание в мире, где женщина не имеет права на собственные желания.

Это призыв деконструировать симптом. Вместо вопроса "Почему вы так себя ведете?" — задать вопрос: "Какую функцию выполняет это поведение в вашей жизни? Как оно помогает вам выживать в тех условиях, в которых вы находитесь?".

Это снимает стыд и открывает путь к поиску более здоровых стратегий.

5. Важность "неважного": валидация отвергнутого опыта

Миллер говорит, что общество (и психоанализ!) присваивает высокую ценность "мужским" сферам: разуму, контролю, достижениям.

"Женские" сферы — забота, эмоции, телесность, рутинная работа — считаются второстепенными. Женщины становятся "носительницами" этих отвергнутых, но жизненно важных аспектов человеческого опыта.

Это означает, что терапевт должен валидировать "неважный" опыт пациента. Если пациентка говорит о том, как устала от стирки или как переживает из-за детских слез, — это не "мелочи", а центральные, экзистенциальные темы ее жизни. Терапия должна придавать этим переживаниям вес и значение.

6. Терапевтический альянс как модель здоровой связи

Вся книга Миллер — это апология взаимности, эмпатии и сотрудничества.

Она прямо говорит, что терапевт должен «создавать атмосферу эмпатии и принятия для пациента, даже если это происходит за счёт нейтральности терапевта» ("foster an atmosphere of empathy and acceptance for the patient, even at the cost of the therapist’s neutrality").

Это прямой вызов классической модели "нейтрального", "анонимного" аналитика. Миллер предлагает альянс как реальную, живую связь, где терапевт — не всеведущий наблюдатель, а участник, который тоже уязвим и тоже растет в отношениях с пациентом.

Это требует от терапевта большей аутентичности и меньшей "техничности".

7. Работа с властью и агрессией

Миллер предлагает новое определение власти — как "способности реализовывать" свои желания и потенциал. Она показывает, как женщины боятся своей силы, потому что внутренне усвоили, что она разрушительна ("стерва", "кастрирующая женщина").

Это ключ к работе с подавленной агрессией и чувством вины. Терапевт помогает пациентке отделить здоровую, творческую силу от агрессивного доминирования.

Он поддерживает ее в обретении права на гнев, на "нет", на реализацию своих желаний — без страха быть "плохой". 

ЗАПИСАТЬСЯ НА ИНТЕРВИЗИЮ

Вывод: книга как призыв к революции в психоанализе

Для психоаналитика книга Миллер — глубокая, системная критика основ психоаналитической теории и практики.

Она предлагает:

1. Перейти от парадигмы отделения к парадигме связи.

2. От парадигмы доминирования — к парадигме взаимности.

3. От парадигмы нейтральности — к парадигме эмпатического участия.

4. От патологизации отличия — к валидации уникального опыта.

Это путь к более гуманной, этичной и по-настоящему исцеляющей терапии, которая видит в пациенте не "случай для лечения", а носителя уникального, ценного человеческого опыта.  

Коллеги, вы можете приобрести файл статьи (то же самое, что здесь, только в PDF). О файле: 12 стр., кегль 14 и 18, А4, 500 руб. Чтобы файл со статьей стал вашим, просто напишите мне

Жду вас на консультации и интервизии!

Об авторе

Елена Нечаева родилась, живет и работает в Екатеринбурге. Автор книг по психологии и психоанализу, автор картин в жанре уральского андерграунда и музыкальных клипов. Ведет психолого-психоаналитическую практику с 2007-го года — в Екатеринбурге и онлайн.

ВСЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ НЕЧАЕВОЙ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ НА САЙТЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА RIDERO.RU
ЗАПИСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (ЛЮБОЙ ГОРОД, 18+) НА САЙТЕ NEACOACH.RU

ЗАПИСАТЬСЯ НА ИНТЕРВИЗИЮ

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK