"ДАЙТЕ ВОДИЧКИ"
Каждый из нас, как минимум, читал о случае, когда пожилому человеку «стало плохо» на улице или в общественном транспорте и, которому не помогли своевременно. Нередко пожилой человек, например, заходит в кафе или ресторан, просит «посидеть» или «налить чаю». Посидеть не разрешают, чаю бесплатно не наливают . Зачастую просто выгоняют обратно на улицу.
Сейчас мы не будем рассматривать морально-этический контекст, так как это бесконечный разговор и крайне дискуссионная тема, но посмотрим на ситуацию со стороны самого пожилого человека, его родственников и выясним, а что может войти в зону нашего контроля.
ВО-ПЕРВЫХ, О ПРИЧИНАХ — ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? ПОЧЕМУ ПОЖИЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ОКАЗЫВАЮТ ПОМОЩЬ, В КОТОРОЙ ОН НУЖДАЕТСЯ?
А. Очевидность необходимости помощи можно и не распознать.
Только самые близкие люди могут «диагностировать» (обнаружить) признаки ухудшения состояния пожилого. Зачастую эти признаки неочевидны посторонним людям, они — не врачи и никогда ранее не видели данного пожилого (им не с чем сравнивать его состояние здесь и сейчас).
Б. Люди, работающие, например, в системе общественного питания — не специалисты «МЧС».
Даже те, кто «специально подготовлен» могут растеряться в экстремальной ситуации, а официанты и подавно. Они на работе, их обязанности прописаны «от кухни до стола», и к форс-мажору они просто не готовы, их никто не обучал и не объяснял, как следует поступать, если в ресторан вошел пожилой и попросил чаю (а денег у него нет). Пресловутый «уровень культуры» у тех же официантов — чаще невысокий, но мы не даем оценок этому факту. Чаще они просто «молоды и зелены» и даже на бытовом (своём) уровне не имеют опыта помощи пожилому.
В. Наша психика спасает нас от травмирующей ситуации.
Это — самая главная, базовая причина. Так мы устроены: когда внешняя информация (обстоятельства/ ситуация) чем-то для нас травматична (пугает/ не ясна/ новая для нас) и у нас нет опыта преодоления подобной ситуации, как и даже теоретической информации (о том, как действовать), то внутрипсихические механизмы мгновенно блокируют эту информацию.
Кратко говоря: мы впадаем «в ступор». Вроде бы мы здесь и даже, вроде бы, осознаем происходящее, но при этом травмирующая ситуация как-будто «отдельно» от нас, даже если мы находимся в «одном метре» от нее.
Прибавим к этому привычную обстановку: тот же официант сейчас на работе, у него, быть может, «запара», работы много, он полностью «включен» в свою обычную, привычную деятельность, в рабочий ритм. Из этого состояния крайне трудно «переключиться быстро» и начать действовать в тех обстоятельствах, о которых официанту ничего не известно (его не обучали).
В итоге получаем... «Я потом подумал, вспомнил, как всё было.. А я ведь мог помочь» (это — про «ступор») и/или «Своему дедушке я бы помог, а чужому — нет» (это про признаки ухудшение состояния здоровья и отсутствие адекватного обучения сотрудников).
Мы никого не оправдываем и не занимаем чью-либо сторону, мы объясняем — ЧТО и ПОЧЕМУ происходит на самом деле, в реальности.
ВО-ВТОРЫХ: ЗОНА КОНТРОЛЯ
Об особенностях поколения 65-70+ знают все, на этом останавливаться не будем. Действительно, иногда бывает крайне трудно объяснить пожилому родственнику «современную реальность».
Но попытка — не пытка! Хотя бы «для очистки своей совести» - родственники обязаны научить пожилого, рассказать о тех действиях, которые он должен предпринимать в экстремальных обстоятельствах.
Что здесь первое? Правильно: чувство стыда (в быту называют, например, «скромность», «интеллигентность»), с ним «бороться» очень трудно, но надо. Пожилой «лучше умрет», но внимания к себе не привлечет: «это неприлично», «что подумают люди», «я не хочу никого беспокоить»...
Есть такое слово «надо». Хочешь жить и нянчить внуков? Тогда «через не могу» привлекай внимание! Это — главное условие, которое нужно поставить пожилому. Да, «неприлично», да, «люди что-то подумают» (хотя они ничего не подумают), но все переживания по этому поводу — потом, после того, как помощь будет получена. Обсуждать с человеком, как он «глупо выглядел» удобнее, если он жив.
Принцип, по которому должен действовать пожилой, такой же, как «Вырвали сумочку из рук, стала кричать «Помогите, помогите!» - помощи никакой. Стала кричать «Пожар, пожар!» - как минимум, появились свидетели инцидента».
«Пожар, пожар!», казалось бы, неадекватная реакция при краже сумочки, но она привлекает внимание. А именно это и есть задача пожилого, которому «стало плохо». Вплоть до «Или вы сейчас вызываете «скорую» или я умру прямо здесь, у вас в ресторане».
АЛГОРИТМ
1. На улице. Стало «плохо» - иди к людям. В толпу, к полицейскому, в ресторан, «кидайся» на руки прохожему.
Не стой! И не садись на лавку в парке! Тем более зимой. В крайнем случае — сядь прямо на обочину проезжей части (не на дорогу, а на обочину). То есть первое, что надо сделать — это обеспечить «свидетелей» (возможных участников помощи).
В транспорте. Сразу — к кондуктору и настойчиво. Нет кондуктора — к водителю, стучать в кабину и стучать громко.
2. Нажать на кнопку SOS на телефоне. Родственники, вы ведь обеспечили пожилого телефоном с такой кнопкой? Или — сразу звонок родным. Не надо описывать «в каком боку колет», надо назвать адрес местонахождения. Хотя бы «Я в каком-то ресторане на пр.Ленина, угол с Первомайской».
3. Найти (глазами), нет, не официанта, а хостес (объяснить, как выглядит хостес) или кого-то из посетителей «по-солиднее», кого-то, кто «похож на начальника» и потребовать (!) помощь. Даже в неадекватной форме (см. выше про «пожар»). Не надо просить чаю при сердечном приступе, надо требовать вызова «скорой». Сразу! Без дополнительных пояснений. После этого, если не чай, то воды принесут...
Если «плохо», то не надо просить чай, надо сообщить, что «плохо»!
Уважаемые родственники, потом, при «разборе полётов», не удивляйтесь, если представители ресторана «на голубом глазу» скажут: «Мы не поняли, что нужна была помощь. Он/а ведь чай попросила и бесплатно!». И они будут правы...
4. Сесть за столик или в холле и никуда не уходить даже, если просят и требуют.
Ждать медицинскую помощь или родных (кто быстрее приедет). Можно попросить хостес или других, например, достать из сумочки или из кармана лекарство. Или назвать то, что поможет. Возможно, у кого-то из посетителей есть с собой, например, валериана, валокордин, аспирин или препараты «от давления». Даже, если нет, но попросить надо!
ЗДОРОВЬЯ НАМ И НАШИМ БЛИЗКИМ!
...А обучающие семинары для официантов и персонала ЗДЕСЬ
Автор, Елена Нечаева, 12.02.2017 (С)