О СЕТТИНГЕ
ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ ОТВЕТ, КЛИКНИТЕ ПО ВОПРОСУ
Да, есть коллеги — умельцы не только брать, собирать, выпрашивать, просить отзывы клиентов и активно мотивировать клиентов на публикацию отзывов, но и публиковать фотографии с клиентами (для пущей убедительности).
Отзывов не было, нет и не будет, — это прямое нарушение условий конфиденциальности.
Я не собираю отзывы клиентов.
Если клиент хочет «отозваться», он делает это в кабинете, «отзыв» — это диалог, а не результат и не подтверждение чего-либо.
Лучший и единственный «отзыв» для меня — это стабильный сеттинг и оплата моей работы, — всё вместе происходит исключительно в рамках кабинета, между мною и клиентом.
А вот она
Сеттинг — это наиважнейшая основа («скелет»), на которой базируется и развивается процесс работы.
Это правила и ограничения, без соблюдения которых процесс становится невозможным, неэффективным или даже опасным.
Косвенный аналог: без элементарной таблицы умножения высшая математика перестаёт быть высшей математикой.
Каждый специалист обязан соблюдать сеттинг, так как это не только базовая основа профессии, но и очень эффективный инструмент в практике.
Есть профессиональное выражение: «Опираться на сеттинг».
В допустимом смысле сеттинг можно назвать, как «скелетом», так и «инструментом» в работе.
Уместно сказать, что каждый практик условно разделяет сеттинг на «базовый» и «свой».
Базовый/классический — это тот сеттинг, который складывался многими десятилетиями, на многих сотнях тысяч случаев, на практике и опыте множества поколений представителей помогающих профессий, который проживался, накапливался, анализировался, претерпевал изменения.
Косвенный аналог: правила дорожного движения, которые не «придуманы просто так».
Базовый сеттинг, в общем и целом, сегодня примерно такой же, каким он был сто лет назад.
Значительные дополнения, некоторые изменения и «новые краски» в классическом сеттинге появились относительно недавно, они пришли с изобретением и массовым освоением Интернета и Интернет-пространства, в том числе — представителями помогающих профессий и клиентами.
В последние несколько лет коллеги активно осваивают «новые технологии» — от нюансов своего присутствия в Интернет-пространстве (свой сайт, социальные сети и прочее), через специфику онлайн-консультирования и до проведения крупных онлайн-конференций/групп, другое.
«Свой» сеттинг — это некоторые правила, «ритуалы» и подобные «приспособы», которые постепенно нарабатывает каждый конкретный специалист уже в своей личной практике и применяет одновременно с базовыми основами сеттинга.
Например, я придерживаюсь скорее «психоаналитического» сеттинга, чем «коучинговского», как в индивидуальных консультациях, так и в групповых, корпоративных тренингах.
Потому, что воспринимаю психоаналитический сеттинг более адекватным процессам, результатам и другому.
Забавное дополнение — я не фотографирую клиентов/заказчиков и не прошу «отзывов», например, как это ничтоже сумняшеся делают некоторые коллеги.
Это касается и условия конфиденциальности: если я гарантирую ее «индивидуальному клиенту», то почему не гарантирую конфиденциальность фирме или предприятию?
Неужели об «индивидуальном клиенте» нельзя «трепаться», а о фирме или предприятии можно?
Сеттинг — это Всё, что касается нашего контракта: расписание и длительность сессий, периодичность и систематичность сессий, а также масса различных нюансов, которые описывать здесь нет смысла, их много.
Правила профессиональной этики также являются частью сеттинга.
Эти элементарные правила известны многим.
Самые известные:
1. Не «спать» с клиентом. Сексуальные контакты запрещены и невозможны.
2. Не входить в двойственные отношения.
Например, если мой клиент — «мастер на все руки», то я не имею права просить его «починить стиральную машину». Или, если мой клиент работает директором ресторана, то я не имею права «попросить скидку» в этот ресторан. На эту тему есть анекдот…
Терапевт: «Ну что, Вы выполнили мои предписания?».
Клиент: «Да, конечно, теперь Ваш племянник работает моим заместителем».
3. «Только деньги».
Здесь имеется ввиду, что клиент лишь оплачивает время консультанта (деньгами), а не, например, «бартером» или иными способами, кроме денег.
4. Конфиденциальность, как сохранность информации от третьих лиц.
При этом многие специалисты рекомендуют соблюдать конфиденциальность и клиенту (об этом смотрите другой ответ в разделе вопросов-ответов о сеттинге).
Такие ситуации случаются, но они не являются препятствием.
Мы можем общаться по электронной почте.
Одна ваше письмо и мой ответ на него — это одна сессия.
Практика показывает, что такая форма работы не менее эффективна, а в некоторых случаях и предпочтительна для «стеснительных», для тех, кому удобнее писать, а не говорить и для таких случаев, как ваш — когда «нет возможности».
Поскольку «писание» занимает гораздо больше времени, чем говорение, то между сессиями проходит неделя.
«В» кабинет нужно приходить в тот час, который назначен.
А «к» кабинету (зданию, где он находится) можно приходить тогда, когда вам удобно, это не моя зона контроля.
В он-лайне клиент звонит сам (первый), в то время, которое назначено.
Сессия длится 45-50 минут.
«Сдвоенные» сессии продолжаются 90 минут (1,5 часа).
Никакой острой необходимости в проведении именно «сдвоенных» сессий нет, если мы не договорились о таком сеттинге изначально.
Такие сессии чаще всего назначаются в работе с «очень занятыми» клиентами, у которых физически нет возможности «разнести» две сессии на неделю.
Также «сдвоенные» сессии могут проводиться в качестве компенсирующих пропущенные сессии, в этом случае «за смету» клиент не выходит, так как сумма за месяц остается прежней.
Эффективность работы не в «по-дольше за одну встречу», а в периодичности, систематичности и стабильном сеттинге.
Две «одинарных» сессии в неделю — это полезнее, чем одна «сдвоенная».
По желанию клиента можно проводить «сдвоенные» сессии хоть каждый день. Вопрос: надо ли?
Верно подмечено: именно «рекомендую», но не «приказываю».
То, что мы создаем на сессиях — весьма «тонкая материя», всё, что мы делаем — это наш совместный труд (на двоих).
Содержание сессий — это ваше (клиента) личное интимное пространство.
Сегодня клиент спонтанно Кому-то Что-то расскажет о содержании нашей работы, а Завтра этот Кто-то может использовать информацию в любом удобном ему месте и далеко не всегда с «чистыми намерениями» или с «чистыми», но с внезапными для клиента последствиями.
Во время работы клиент так или иначе, но «претерпевает некие изменения», поэтому условно-сегодняшнее «желание рассказать», условно-завтра или условно-послезавтра может принять иные формы,.. а слово, как известно, не воробей.
К тому же, умение «удерживать в себе» свои собственные процессы с целью их дальнейшей «обработки/переработки», как и бережное отношение к своим же процессам — это одна из самых важных основ, обеспечивающих успешность контракта/работы. И прочее.
Старайтесь контейнировать (от слова «контейнер»), сохранять, а не расплескивать.
Да, это трудно (часто/иногда — очень трудно), но лучше это делать, во всяком случае, хоть сколько-то «постараться» (для самого себя — в первую очередь).
Как невозможно сварить суп, размахивая кастрюлей, так же невозможно «зреть процессам», если их интимное содержание «раздавать во все стороны».
Нет, если вы того не хотите сами.
Летом в кабинете можно быть в обуви, зимой обувь нужно снимать.
Вы можете принести свои тапочки, они будут вас ждать до каждой следующей сессии.
Нет, на сессиях мы разговариваем, а не конспектируем. Бумага и ручка есть в кабинете.
А я тоже.
В кабинете можно курить.
Примечание для некурящих: в кабинете есть очиститель воздуха, который справляется с последствиями курения.
Курящих и некурящих клиентов "развожу" по разным дням.
Чай, кофе, вода входят в стоимость, как и посещение сан.узла.
К счастью или к сожалению, "пробки" действительно непредсказуемы, но они не являются обстоятельством непреодолимой силы.
Если вы действительно убеждены в "значительном" опоздании, то предложите провести сессию дистанционно (он-лайн).
Нарушение сеттинга со стороны клиента - это осознанный, а чаще неосознанный отказ от работы/ терапии.
Если вам "захотелось нарушить", расскажите об этом мне, обсудим.
Систематическое нарушение сеттинга лишает нас возможности работать.
Как правило нарушения сеттинга проявляются так: приход на сессии раньше или позже назначенного времени, попытки ввязывания в переписку между сессиями, частые просьбы о переносе даты и времени сессии, частая "забывчивость" с оплатой консультаций.
К счастью, клиенты редко систематически нарушают сеттинг.
Понимать буквально.
Например: мы проводим две сессии в неделю, одна из которых перенесена.
Это значит, что на следующей неделе мы проводим три сессии или одну из сессий "сдвоенную".
Или мы проводим одну сессию в неделю, в этом случае на следующей неделе мы проводим две сессии или одну "сдвоенную".
Или, например, кто-то из нас отбывает в отпуск на две недели.
В этом случае "пропущенные" сессии можно компенсировать и "до" отпуска, и "после".
Расписание сессий мы планируем, так удобнее организовывать и ваше, и мое время.
Например: "по вторникам и пятницам в 13 час.", или "по средам в 20 час.", или "по понедельникам в 15 час. и четвергам в 19 час.".
Начало сессий всегда кратно часу, то есть, например, не в 16-30, а в 16-00.
Нет, на дом не выезжаю.
Если клиент по каким-то причинам не может выйти из дома, работать можно он-лайн.
В редких случаях могу выезжать в офис, в этих случаях стоимость сессии увеличивается в два-пять раз.