КАК ЕЗДИТЬ В ТАКСИ?
Секреты поведения для пассажиров и водителей...
Тема «о такси» почти такая же популярная и вечная, как темы «о погоде», «о политике» и подобном. То есть эта тема никогда не была и не станет такой, в которой у всех участников будет одинаковое мнение.
И в целом, и в частностях лично я уверена, что тема о «такси» не столько про услугу, как таковую и даже не про экономику (хотя, разумеется, и про это – тоже), а в первую очередь – про коммуникации в социуме, про умение или неумение общаться между собой.
В этом контексте и будем рассматривать потому, что наилучший вариант коммуникаций неизбежно и «самотёком» приводит к улучшению и самой услуги, и её экономической составляющей. Потому, что участники – живые люди, на них (на нас) всё и держится (основано).
Речь пойдёт о «золотой середине» – о такси в городах-миллионниках, то есть в тех городах, в которых есть такси-конкуренция, рынок извоза граждан сложился давно, но не является гипер-гигантским и необъятным, как в Москве и Санкт-Петербурге.
ИСТОЧНИКИ
Теперь о том, откуда взялась информация, с которой вы ознакомитесь далее.
1. Начну с себя. Так сложилось, что от общественного транспорта отказалась, как только закончила школу, это было в последние советские годы. Есть люди, которые «боятся такси», а я как раз из тех, кто «боится общественного транспорта». Все причины перечислять не буду, но для меня такси – это удобно, а в последние годы (иногда) и дешевле, чем общественный транспорт. В целом – около тридцати лет без общественного транспорта. Есть – что и с чем сравнивать.
2. Публикуемое в СМИ и жаркие дискуссии в общественных пабликах – то о злодеях-таксистах, то о злодеях-пассажирах. Иногда поднимаются поводы и обсуждения, не содержание некоего «уголовного уклона». Вот без «уголовщины» и поговорим, поскольку она, «уголовщина» напрямую к такси не относится, она случается и вне такси.
3. Мои клиенты приезжают в кабинет на консультации либо на своей машине, либо на такси (кроме тех, кто ходит пешком или работает со мной дистанционно по skype). И чуть не каждая консультация начинается с краткого или длинного рассказа о впечатлениях в поездке на такси, о водителе, о дорожной ситуации.
Хотим мы того или нет, замечаем мы это или нет, но «таксишная тема» давно и плотно вошла в нашу жизнь.
ДИНАМИКА
1. Времена при царе Горохе...
Советское такси помню и я, и все те, кто застал советский период. Общество тогда было иным, мое мнение достаточно радикально: советские таксисты (как и многие «советские») были хамами с «комплексом вахтера». За редким исключением.
В плановой экономике не было и не могло быть конкуренции, работать на постоянно ломающихся «вёдрах с болтами» было действительно тяжело, вот они и превращались в очень нервных и злобных «маленьких, но важных начальников над людишками» (повторю – исключения были).
Поездка на такси была роскошью. Вызвать такси по телефону «простому смертному» было практически нереально. Во-первых, домашние телефоны мало, у кого были в наличии, а идти на улицу и звонить из телефонной будки не менее часа – это крайне неудобно (в единственном на весь город таксо-парке телефон был постоянно занят или не отвечал).
По домашнему телефону такси могли вызвать только представители партийной, научной, пролетарской и творческой интеллигенции, находившиеся на высоких социальных ступенях. Для этого нужно было назвать свою громкую фамилию и домашний адрес.
«Простые смертные», чтобы уехать с одного конца города на другой, должны были пешком (или на общественном транспорте) добраться до «остановки/стоянки такси». Таких стоянок на весь город было, наверное, не больше десятка.
Они располагались в оживленных местах, в центре города или в центре рабочей окраины (у железнодорожного, аэро- и авто- вокзалов, около центрального универсального магазина, на площади около крупного завода, крупного учебного или научного центра и подобного).
Гражданам следовало встать в очередь около символического столбика с изображением автомобиля такси. К столбику примерно раз в 15-30 минут подъезжала «Волга» с «шашечками» и счастливцы, возглавляющие очередь, могли уехать.
Преимущество «пройти без очереди» было у трех категорий граждан: у ветеранов ВОВ и инвалидов (но таковых лично я ни разу не видела в очереди на такси), у наглых граждан, которые под крики и визги продирались вне очереди, и у тех, кого сегодня назвали бы «яжематери», то есть для пассажиров с детьми (вроде бы, до пяти или семи лет).
Помню семьи, которые нарочно брали с собой ребенка, даже без надобности брать и при возможности не брать ребенка с собой– только лишь для того, чтобы сесть в такси вне очереди. Учитывая, что вторых и третьих было немало, в очереди можно было простоять (в любое время года) от получаса и примерно до бесконечности.
Еще вариант – «на удачу». Нужно было подойти к проезжей улице, по которой вообще ездят автомобили и ждать появления заветного «зеленого огонька». Такой огонек обозначал, что в такси не включен счётчик (такси-метр), то есть такси свободно. Четыре из пяти такси не останавливались, так как ехали на заказ. Когда поездку должно было совершить семейство, то на дорогу мужественно выходил отец и, «поймав такси» кричал семье, следящий из окон, тогда семья выходила к такси. Сразу выходить было бесполезно, так как «ловля» могла продолжаться достаточно долго.
...А дальше – как повезет: или по пути из «Волги» начинал идти дым («Волги»-такси «только что с конвейера» были только в кино, в реальности было несколько печальнее), или таксист грозно требовал больше денег, чем показывал «такси-метр», или до места добирались без приключений.
Частным извозом в махровые советские годы мало, кто осмеливался заниматься («нетрудовые доходы», за которые можно было крепко «прилипнуть» по закону). Только уже с конца 1980-х стало можно более-менее свободно заработать свой «нетрудовой рубль», подсадив пассажира с обочины.
2. На рубеже веков...
Начиная со второй половины 1990-х годов и примерно все «нулевые», когда рынок извоза бурно развивался, настало для такси и пассажиров «золотое время». Тогда еще существовали настоящие таксо-парки. Часто это были таксо-конторы с небольшим количеством автомобилей, которые в условиях конкуренции стали учиться «завлекать и удерживать» постоянных клиентов различными «плюшками». Тогда качество услуги внятно определялось её стоимостью.
«По-дешевле» прозрачно намекало на «не ждите хорошего, довезем, как сможем». «По-дороже» анонсировало «высокий сервис». Чаще эти условные обозначения совпадали с реальностью.
Зная стоимость поездки заранее пассажир знал заранее – что ожидать: какого водителя, какой автомобиль и какое качество разговора с диспетчером. Например, около десяти лет я пользовалась услугами только одной таксо-конторы, в которой за основу взяли «человеческое отношение».
Диспетчеры узнавали меня по голосу и имени, а я узнавал их. Водители знали наизусть все мои маршруты, не надо было называть адрес, надо было сказать «Домой» или «На работу». Со многими водителями мы стали «почти родственниками», так или иначе наблюдая жизнь друг друга на протяжении нескольких лет.
При этом таксо-контора без лишних разговоров предоставляла скидку за собственное опоздание, а самое интересное: а) без дополнительной оплаты и без каких-либо дополнительных условий «блокировала» непонравившегося пассажиру водителя (просто не отправляла определенного водителя к определенному клиенту, навсегда зафиксировав у себя эту информацию); б) за клиентом «закрепляли» одного и того же водителя или двух, то есть клиент мог попросить «Мне нравятся водители Петя и Маша. Если Петя не на работе, присылайте Машу».
Почему так было возможно? Потому, что это были небольшие, хорошо управляемые таксо-парки с постоянным составом водителей, со сложившимся коллективом, а не «вот это всё» в приложениях, собирающих кого и как попало и не несущее никакой ответственности.
3. И здесь перейдем к современности...
Чтобы добиться некоей ответственности и «простого человеческого отношения» от известных таксо-организаций («приложений») – надо сильно постараться и пройти «семь кругов ада», в первую очередь услышав «А мы тут не при чём, мопед не наш!».
Да, я до сих пор «старовер». Таксо-парки в прежнем виде давно исчезли или «при смерти», поэтому пользуюсь «диспетчерами», которые давно и хорошо знаю, местными – разумеется, которые близко, здесь, а не «непонятно где».
Известными «диспетчерскими» из приложений пользуюсь исключительно «по принуждению», когда кто-то из компании друзей/коллег желает похвастаться новым «айфоном» и умением тыкать в него пальчиком.
Первого же раза мне «хватило». Когда уже развезли по разным адресам всю веселую компанию, в такси я осталась одна. Всю дорогу водитель смотрел не на дорогу, а себе на колени, а которых лежал планшет, он следил за маршрутом, который ему насильно «прописало» нанявшее его «приложение».
Подъезжаем к конечной точке маршрута. Я абсолютно «автоматически» говорю: «Сейчас – направо». Водитель по своей профессиональной привычке и потому, что логичность «поворота направо» ему ясна, поворачивает направо, и в его планшет приходит громкий «дзынь», то есть штраф за отклонение от назначенного «приложением» маршрута.
Мы посмотрели карту вместе: «приложение» нарисовало маршрут, который длиннее нормального на полтора километра (не только «сильно в объезд», но и с выездом на главный городской проспект, на котором «пробки» даже по ночам).
Полагаю, что «приложение» хотело сделать «как лучше», решая за водителя – как ему ехать, но на деле получилось, что водитель буквально не смотрит на дорогу, а весь путь «дергается», страшась нарушить требования и правила, установленные «приложением». Я – не за рулем, но по-моему, это просто напросто опасно для здоровья и жизни.
Оказалось, что размер штрафа составил примерно треть от общей стоимости поездки. Водитель «сильно психовал», пообещав уволиться из «приложения», так как «никаких нервов не хватит».
Эта история случилась достаточно давно, возможно, свои странности «приложение» исправило, но до сих пор очень многие водители «обычных» такси говорят: «Да, работал я в «приложении». Меня хватило на две недели, ушел оттуда».
Здесь отойдем чуть-чуть в сторону...
Только ленивый современный россиянин не жалуется на ухудшение коммуникаций между согражданами. Всё – не так, все на всех обижаются, не понимают, не до-понимают и все всех... воспитывают.
Так и хочется воззвать: «Товарищи дорогие, откуда возьмется, на каких основаниях может развиваться навык живого коммуницирования, если между людьми – роботы («приложения»)?». Опыт и практику можно получить только одним способом – опытом и практикой, то есть учиться коммуницировать можно только коммуницируя непосредственно друг с другом.
Если применительно к такси... Все равно «всё заканчивается» непосредственным контактом между двумя живыми людьми – водителем и пассажиром. Зачем нужна эта крайность – «сплошная роботизация»?
Нет, я далеко не противник технологий, а очень даже «за». Возможно, все мы учимся новому способу и методу общения – через роботов. Возможно, научимся. Но пока всё выглядит скорее «впадением в другую крайность». Время покажет, куда всё разовьется.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Всё познается в сравнении, для этого и было обширное «историческое» вступление.
В последние годы стало гораздо больше водителей такси, которые уже успели осознать: «Если я буду хамить, то останусь без денег, а то и «отхвачу» физически».
Каждый, кто был в такси хотя бы десяток раз, наверняка слышал от водителя: «Так-то я – не таксист, это моя временная подработка». Часто в этом сообщении присутствует чувство стыда. А не надо стыдиться! Ибо не за что.
Все (или почти все) уже поняли, что в жизни «случается всякое», даже набирает силу древний советский лозунг: «Все профессии нужны, все профессии важны». Не потому, что он – советский, а потому, что он справедлив.
Человек подрабатывает таксистом потому, что он готов работать и зарабатывать. Это точно лучше, чем если бы он взял кредит, чтобы покрыть предыдущий кредит или ушел бы в алкоголизм вперемежку с разбоем.
Забудьте, уважаемые пассажиры, о понтах, это давно вышло из моды. Сегодня вы «на коне», а завтра можете оказаться «в канаве». Те, кто точно никогда не окажутся «в канаве» услугами такси не пользуются. Не зарекайтесь, не стоит относиться к водителю такси (как и ни к кому другому), как в «обслуживающему персоналу» в плохом контексте.
По этому моменту вспомнился первый опыт очевидного и прямолинейного «научения» запрету на понты. То была самая первая поездка в Египет (да, та самая, которая случилась почти у каждого россиянина, после которой было сказано: «В Египет – больше никогда!!» и... потом еще несколько поездок в Египет, к рыбкам и с уже накопленным опытом специфического общения с египтянами).
Это была далеко не первая поездка заграницу, то есть на жанр «соотечественники заграницей» я уже вдоволь насмотрелась, но именно египтяне были особенно точны в негласных сообщениях о «правильном поведении» туристов.
Допустим, завтрак в большом и дорогом отеле. Между столами снуют официанты. Вдруг слышны недовольные возгласы, раздающиеся со стороны российских туристов (как, впрочем, и экс-советских туристов). Смотрим и видим такую картину...
Турист, обращаясь в сторону проходящего мимо официанта требует: «Два кофе!!». Вроде бы, задача высказана ясно. Иногда даже по-английски. А египетский официант не останавливается и идет дальше.
Тогда турист целенаправленно подзывает к себе официанта и вновь требует: «Два кофе!!». Но результат тот же, даже фееричнее – официант просто напросто тут же, услышав вот это «Два кофе!!», разворачивается и уходит, не сказав ни слова.
Мы стали наблюдать – что же происходит и в чем различие: кому-то кофе приносят сразу, а кому-то не приносят даже с пятой просьбы, доводя туристов до состояния «белого каления».
Разница проста, как «три рубля». Требующий «два кофе» турист сурово и настойчиво именно требует, без «доброе утро», без «пожалуйста» и без улыбки. У туриста нет времени на все эти непонятные нежности, он приехал сурово отдыхать от суровой работы, ему не до улыбок и интеллигентских кривляний.
Египтяне, как пожалуй никто другой, «за километр» чуют вот это внутреннее состояние «Эй, холоп, делай то, что я тебе приказываю и сейчас же!» и на каком-то очень тонком уровне чуют. И не соглашаются на такое, весьма неуважительное отношение, откровенно «дрессируя» туристов: «Пока не попросишь, как положено, будешь сидеть без кофе. И точка!».
Занятно, что некоторые туристы быстро смекали – как получить кофе в первую очередь, а кое-кто продолжал упорствовать и доводил сам себя до истерики. Подсказка для тех, кто в танке: пока официант несет ваш кофе или другое блюдо от кухни до вашего столика, его никто не контролирует, и ничто не мешает ему слегка вам отомстить за хамство (дальше – фантазируйте).
Это про элементарное уважение, которое находится в труднодоступном для некоторых месте: где-то между «комплексом вахтера» и панибратством. Раньше с этим было совсем плохо, мы предпочитали или сразу «любить наотмашь» или сразу «воевать». К счастью, в последние несколько лет мы как будто нащупали искомое: формальную доброжелательность и доброжелательную формальность (без крайностей).
Если сесть в такси с внутренним состоянием «Холоп, вези царя молча, быстро и мгновенно реагируя на царские капризы и требования», то не стоит удивляться результату, прямо противоположному ожиданиям. Если пассажир желает «мгновенно подружиться» с водителем, то не стоит удивляться резкой реакции защиты в ответ на заступ на личную территорию.
Всё это – и со стороны водителя. Пассажир также ничего вам не должен, от слова «совсем», кроме как заплатить за услугу, которую вы предоставляете, всё остальное должно пропустить мимо ушей, глаз, обоняния и иных органов чувств.
Между водителем и пассажиром есть договор: один везет, другой платит за это. Вот эти договорные отношения и надо выполнять обеим сторонам. «Я обязан довезти, реализовать услугу» и «Я обязан заплатить за полученную услугу». То есть точно – не пытаться перевоспитывать друг друга, что-то внушать и подобное (этого просто нет в договоре между двумя сторонами).
Несмотря на то, что с советских времен многое изменилось, традиция условного деления водителей на два «вида» сохранилась: «молчуны» и «говоруны». Полагаю, водители делят пассажиров примерно так же.
Как бы ни устал пассажир и как бы ни хотел побыть в тишине, знайте – «говоруны» лучше «молчунов», потому что «понятно – что у них на уме», во всяком случае – есть шанс для развития коммуникации, если понадобится, а тихом омуте могут обитать и черти.
Иногда в салоне настаёт тягучая и настораживающая тишина. В этом случае и водитель, и пассажир могут закинуть «пробный шар». Если вам неуютно в тишине, и эта тишина как-то настораживает, ее можно снять короткой репликой на тему «ни о чем»:
– Экая сегодня погода, похолодало...
– Хорошо, что стало теплее на улице...
– Как вы думаете – гроза будет?..
– А что – много сегодня заказов, в праздничный день?..
– Ой, смотрите, тут плитку третий раз за лето перекладывают!..
{О плитке – в последнее время самая благодатная тема. Если нужно перевести разговор в другое русло, скажите водителю про плитку, новый светофор, вечный ремонт «развязки», по которой движетесь, и вам обеспечен монолог на ближайшие 15-20 минут}
И так далее. Если разговор дальше пары реплик не пойдет – и не надо, но напряжение скорее снимется (исчезнет).
Если пассажиру мешает музыка или открытое окошко, нужно просто попросить (нежно) и желательно сразу с аргументацией (сначала – аргумент, потом – требование):
– Что-то я устал сегодня... Можно музыку по-тише...
– Я, кажется, простужена... Могли бы вы прикрыть окно?..
– Мне нельзя опаздывать... Есть ли у нас возможность ускориться?..
(Вместо: «Ты – глухой? Выключай свою балалайку!», «Закрой форточку, не май месяц!», «И чего ты плетёшься, как пешком?» и прочее...)
Сугубо «технические» моменты, которые можно предупредить заранее...
При заказе в любой форме – через диспетчера или в приложении – нужно сообщить сразу, например: «Только безналичный расчет», «Понадобится сдача с такой-то суммы», «Убедительно прошу не опаздывать, еду на важные переговоры», «По пути нужна остановка около любого цветочного магазина», «У меня тяжелые сумки, прошу встать именно в указанном месте» и прочее, но, разумеется, без откровений вроде «В моих тяжелых сумках сто килограмм наличных денег».
В этом случае ваш заказ не возьмет тот, кто знает, что не сможет обеспечить требование, заявленное заранее, от есть «отсекутся» ненужные вам водители.
Моё любимое: «Нужен доброжелательный водитель, хорошо знающий город – везём гостя города!»... Это «фирменная фишка» в Екатеринбурге, приводящая к веселым последствиям. Применяется для столичных или заграничных гостей, которым сначала мерещатся «медведи на улицах», а потом они изумленно рассказывают: «Ну и таксисты у вас! Он мне по дороге рассказал всю историю города, провел экскурсию. Так разговорились, что чуть не проехали мимо!».
Сегодня совет «не говорите о политике» уже не так актуален, как лет десять назад и далее. Кажется, что уже все смекнули, что такие разговоры до хорошего не доводят. Тем не менее: если водитель или пассажир завели «политический разговор», то спорить не надо, также, как не надо забывать основной предмет договора («один везет, другой едет»).
Если невозможно такой разговор прекратить сразу, то в ход должны пойти универсальные приспособления: «Наверное, вы правы...», «Я не очень хорошо в этом разбираюсь...», «Нет, не слышал такие новости...», «Угу...», «Ага...», «Возможно...»...
Основное в этих «угу» – это сигнал «Я вас слышу!». Люди могут рано или поздно простить хамство и конфликт, но игнорирования не прощают особенно, когда им важно, чтобы их услышали. Просто обозначайте собеседнику, что вы в курсе, что он тут и что вы его видите и слышите, а суть разговора можно смело «задвинуть».
Разумеется, может быть и такое... Кто-то вспылил не потому, что злодей, а на фоне действительно «плохого настроения». В этом случае нужно извиниться, это несложно. Это всего пара слов, зато эффект прекрасный, и все довольны. Помню, что реально и мощно я вспылила один раз.
Водитель решил, что от меня пахнет алкоголем потому, что мне весело. Он сразу начал какой-то громкий разговор, включил музыку и за несколько секунд узнал несколько очень витиеватых русских выражений в моем исполнении. Я, прооравшись, опомнилась и извинилась. В этот день умер мой близкий человек и ехала я, собственно, буквально «от трупа», успев «накидаться с горя». Водитель понял, мы простили друг друга, конфликт затух, не успев развиться. Всё бывает...
Замечание для барышень, в основном, которым «везде мерещатся насильники» и подобное. Вам нужно знать и понимать, что водитель «боится больше вас» (если, конечно, он — не реальный маньяк-убийца, но как сказано в начале – про «уголовку» мы не говорим).
Водитель в данный момент времени находится за рулём, он управляет транспортным средством, в котором он везет не только вас, но и самого себя. Поэтому вряд ли у него найдется физическая возможность «изобразить эдакое» особенно, если вы сидите на заднем сидении у него за спиной.
Кстати, садиться в такси на переднее сиденье – это моветон. Садиться нужно на заднее сиденье и не за спину водителя (ему реально может стать страшно и неизвестно, как у него сработает реакция защиты «если что»), а ближе к стороне посадки/высадки. Это и безопаснее, чем на первом сидении (при аварии любой водитель рефлекторно спасает себя, то есть выворачивает руль, «подставляя» пассажира на переднем правом сидении).
Ну, и элементарное: никакая цель, никакое наше опоздание на сверхважную встречу и даже в аэропорт – не стоят нашего здоровья и жизни. Поэтому, если водитель вызывает некие сомнения – откажитесь от поездки на любом ее этапе. Желательно, также кратко-аргументированно и доброжелательно.
Например, вам показалось, что водитель пьян или находится в ином измененном состоянии сознания, сделайте вид, что вам позвонили, или вы получили сообщение: «Ох, что-то случилось/ план резко изменился... Я вынуждена прервать поездку». При этом лучше заплатить водителю «неустойку», это тот самый случай, когда лучше «перестараться».
«Заболтать» можно любого при наличии определенных навыков и опыта. Кроме тех, кто в реальном и очевидном «неадеквате». В этих случаях нужно говорить одновременно доброжелательно и твёрдо.
В крайнем случае – бежать. Быстро. Кстати, бежать лучше назад. Буквально. То есть не в сторону водительского сидения и перед капотом, а назад, против движения транспорта. И не в лес или в кювет (не приведи, Господи), а в ту сторону, где могут быть люди.
Если водитель и вправду – злодей, у вас будет пара-тройка секунд форы (пока он выбирается со своего места и огибает автомобиль так, чтобы не попасть под другие движущиеся авто). Если водитель-злодей остается за рулем, то тем более — направление см. на схеме («давать заднюю» ему еще дольше, чем ловить вас пешком).
Итого... Правила для всех – и для водителей, и для пассажиров...
1. За качество коммуникаций отвечают обе стороны, участвующие в коммуникациях, у обеих сторон равные права и обязанности.
2. Никто и никому ничего не должен по умолчанию: «Господа все в Париже» (из повести «Собачье сердце» М.А.Булкакова) и «холопы» там же.
3. Цель поездки единственная: один везёт, другой платит, но не «перевоспитывая» по пути кого-либо и не отыгрывая друг на друге свои «пунктики».
4. Особые дополнения к «договору по умолчанию» желательно озвучивать еще при заказе такси, а не в ходе процесса.
5. Возможное напряжение можно снять парой реплик на нейтральные темы.
6. Если кто-то «накосячил», нужно извиниться сразу, чтобы не пришлось тратить время на разбирательства с «приложением» и прочее.
7. Любые просьбы следует подкреплять аргументами (сначала – аргумент, потом – требование).
8. При опасности или ее кажимости – прекращать поездку.
Сын спрашивает у отца-таксиста:
– Папа, мне в садике сказали, что все таксисты – козлы. Это правда?
– Правда, сынок. Но они работают в другую смену!
Нет никаких «других смен», ни «козлов» – ни у водителей, ни у пассажиров. Всё происходит Сейчас и Здесь. Водителям такси – безаварийного пробега, пассажирам – хороших водителей.
Обращайтесь, если что... (любой город; первая консультация проводится бесплатно).
С уважением, Нечаева Е.А.