Бутафория и творчество, холсты и спирали
Бутафория и творчество, холсты и спирали Рубрика «Юмор».
Непсихоаналитическая жиза.
Историческая ретроспектива и современность.
Если у вас есть знакомый художник-бутафор или театральный- кино-художник, отправьте ему ссылку на эту статью, пусть знает свои корни.
...Большие форматы (размеры) продаются заметно дольше более мелких.
Зато уж если продадутся, то продадутся!
Допустим, история то ли повторяется, то ли развивается по спирали.
Спираль в данном случае такова…
Художником-бутафором и художником-декоратором я работала на самом излёте СССР.
Сейчас, вспоминая, с трудом верю — из чего и как создавались бутафория и декорации.
Во времена «плановой экономики» и хронического дефицита примерно всего вообще основными материалами для нас были (основное)…
Хотела просто перечислить, но поняла, что каждый пункт достоин своих примечаний.
1. Фанера, но не любая, а только та, которая была на складе, — сырая, кривая, с сучками и задоринками.
Из-за сырости весила она тяжелее сухой и таскать ее могли только юноши, а барышни потом выковыривали заносы из рук юношей.
Да, именно потому, что о соответствующих перчатках никто не знал, их просто не было.
Были варежки для сварщиков, но в них и работать невозможно, и сварщики варежки бутафорам не давали, им самим надо.
2. Ткань «двунитка», которой было слишком много.
Собственно только она и была.
Из нее шили и мастерили всё, до чего дотягивались ножницы: от кулис до королевской шляпы, от кокошников для хора до юбок и рубашек (да, попросту крали ткань для себя).
«Двунитка» бесцветна, это неокрашенная ткань молочно-грязного оттенка с вкраплениями каких-то отходов, похожих на опилки.
Поэтому её красили в большой дымящейся емкости, похожей на котел из сказки о Коньке-Горбунке, в котором добывал свою молодость царь.
Успешно отрезавшие себе кусок «двунитки» бутафоры тащили этот кусок красильщице, которая в постоянном дыму и пару (ткань при окраске кипятили) была похожа на ведьму.
Красильщица могла просто добавить отрез ткани в общий котел, он там варился с очередными кулисами или другими изделиями.
К вечеру можно было забрать покрашенный и заветный отрез, чтобы потом сшить из него что-то нарядное для себя.
Далее наступал диалог:
— В какой цвет сегодня красите?
— В черный.
— Эх, у меня уже три черные юбки/ рубашки! Когда будет синий или зеленый?
— Вестимо, только на следующую премьеру, касатики.
Зато «двунитка» была неубиваемой.
Помню, как минимум, о двух вещах — юбке и куртке, которые прожили много лет и закончили свою жизнь только потому, что я перестала влезать в эти вещи.
Из-за специфичности технологии покраски ткани и из-за «индивидуального пошива» на улице мы, бутафоры, полагаю, выглядели, как ожившие персонажи «Игры престолов».
3. Поролон исключительно пластами метр на метр и исключительно 5-ти сантиметровой толщины.
Не знаю, сколько весил такой пласт, но мы с коллегой-барышней поднимали его только вдвоем.
Из такого поролона, в основном, делали маски, гигантские головные уборы для мухоморов и то, что позже стало называться «ростовыми куклами».
А теперь представим — толщина 5 см — это совсем не та толщина, из которой можно сделать маску или что-то такое, которое будет на себе носить живой человек (актер).
Поэтому поролон приходилось разрезать на более тонкие пласты.
Делалось это самодельными резаками, сделанными их старых ножей или фрагментов каких-то металлических штуковин.
Ручкой таким резакам служила часть под хват руки, замотанная нет, не синей изолетной (дефицит и отклеивается), а чем попало — от проволоки и проводов до бельевой веревки.
Пираты, уголовники? Нет, бутафоры в государственном театре.
Садишься на стул, коллега кладет на тебя пласт поролона 100 см х 100 см х 5 см и понеслась — три часа осторожных подрезов и пять пластов тонкого, но очень неровного поролона.
Пять — это в удачный день. В неудачный получилось три.
4. По сегодняшним меркам инструментов у нас, можно сказать, не было.
Откуда брались резаки, рассказано выше.
Не помню, чтобы у нас были молотки.
Помню, что молотки мы брали в столярном цехе, выпрашивали или обменивали на сигареты.
Кусачек не было, гнули проволоку руками и клацали по ней плоскогубцами.
Сейчас пишу и мучительно вспоминаю — какие же инструменты у нас все таки были…
А как будто мы голыми руками гвозди забивали и вкручивали шурупы.
Кстати, саморезы были на вес золота, мы называли их шурупами.
Мы их считали и раскладывали по баночкам.
Дюпелей не было, как класса.
Дюпель — это или часть грифельного карандаша, или щепа, заимствованная в столярном цехе.
Оттуда и это загадочное и волшебное слово — «заподлицо».
Современные дюпели не всегда встают «заподлицо», а те «дюпели» приходилось уговаривать особенно нежно.
Зато в достатке были швейные иглы и нитки, вот ими-то, по всей вероятности, мы и работали, применяя не по прямому назначению.
5. «КлеЯ», как сказал бы начальник нашего цеха.
Мездровый клей, как вспомню, так вздрогну.
Полезла в Википедию — клей животного происхождения с добавлением желатина.
Этого добра было навалом.
Бумагу мы им не клеили, не наш масштаб.
Клей разводили ведрами.
Понятия не имею, как этот клей должен был выглядеть в нормальном состоянии, но на театральном складе он был в сухом виде.
Из этого пыльного и крупно-зернистого порошка надо было делать раствор: ведро, вода «на глаз», порошок «на глаз».
Смесь размешивали палочкой, но палочка, во-первых, постоянно пропадала, во-вторых, палочка не давала нужного эффекта, поэтому чаще засучивались рукава, и смесь размешивалась рукой.
Мездровый клей расходовался сотнями литров.
«Резиновый» клей.
Смертельно вонючий, предательски засыхающий в любых емкостях, но очень долго или криво засыхающий там, где надо.
Ничем не смываемый и сходящий с кожи только вместе с кожей.
Этот клей обладал какой-то ненормально тягучестью, невозможно было его «просто отлить» из банки.
В процессе работы, которую нельзя было останавливать, приходилось по избежании перелива хватать ножницы (о, значит у нас были ножницы!) и отрезать поток клея, стремящегося непременно покинуть место хранения.
После этого непременно следовал скандал «Кто опять резал ножницами резиновый клей?».
От ножниц резиновый клей, если и отрывался, то оставлял следы.
Чистить такие ножницы приходилось очень долго.
К счастью, эту злобную и сопливую субстанцию поле работы в театре я больше никогда не видела.
Клей «Момент» и клей ПВА были, но редко.
Но упаковки «Момента» — это не масштаб театральных цехов.
Он применялся один раз для чего-то мелкого и потом засыхал за ненадобностью.
Только через несколько лет после театра я узнала, что клей ПВА — это хорошо размешанная жидкость ослепительно белого цвета, а не огромные сухие серые куски, которые надо заливать водой на ночь, чтобы с утра получить неизвестный результат.
«Эпоксидка»… О, это эпоксидка!!
Не то, что трогать без дела, а даже смотреть на нее было нельзя.
Начальник цеха прятал заветные баночки на верхней полке и мыл руки перед тем, как достать их.
Когда в пятнадцатой попытки не получилось что-то склеить, начальник обреченно констатировал: «Значит, эпоксидка!», и мы шли за ней так, как будто собрались грабить банк.
6. Краски.
Гуашь. Точка.
Просто гуашь.
Просто в литровых банках с очень узким горлом.
Проще срезать крышку, чем вычерпывать.
Синий, зеленый, черный, красный.
Желтого не бывает.
Коричневого не существует.
Палитра для слабаков.
Белила — это любая белая «строительная» краска, мел тоже годится.
Вечером заливаем гуашь водой, утром получается гуашь.
Гуашью мы красили всё.
Как будто даже по металлу.
Корябаем металл (чтобы было за что цепляться краске), чем-то (чем попало) грунтуем, красим, чем-то (чем попало) покрываем — один спектакль продержится, после спектакля — повторить процедуру.
Те самые маски (см.выше п.3) красили так…
После склеивания маски из поролона (клеили на «резиновый» клей), маску разрисовывали по эскизу художника-постановщика.
Прямо по поролону.
Гуашь с чем-то смешивали для сцепки, например, с тем же мездровым клеем или залежавшимся ПВА.
После высыхания покрывали произведение… мебельным лаком.
Не верите? В натуре!
Прозрачных лаков тогда не было.
Брали любой мебельный лак.
Какой был, тот и брали.
Поскольку лак никогда не был прозрачным, он придавал изделию то, что художник-постановщик даже отдаленно не имел ввиду.
Сначала, принимающий работу постановщик минут пять стоял молча, глядя на гору масок из фильма ужасов.
Потом начинался медленный и сдавленный диалог:
— Что это?
— Маски.
— Что с ними?
— Лак.
— Почему лак-то??
— Потому, что гуашь.
— Почему гуашь-то?
— Потому, что гуашь.
— Э-э-э-э-ээээ… Ладно. Надо поговорить с режиссером, пусть как-то оправдает «вот это».
И ведь так действительно было: режиссеру приходилось чуть ли ни сценарий переписывать, чтобы оправдать внезапно поменявшийся характер героя.
Переделывать было просто некогда, скоро премьера.
А чаще попросту больше не было необходимых материалов для переделки.
Надо ли говорить, что даже через тридцать лет с хвостиком гуашь я даже в руки не беру.
Страшное это дело — гуашь, особенно синяя, она не отмывается ничем и никогда, особенно из под ногтей бутафора.
Так вот.. к чему вся эта ретроспекция?
Внимательный читатель помнит о моем монетизированном хобби
С этого и начала — с упоминания картин крупных форматов.
Дай, думаю, возьмусь за «выставочный» формат.
Гляжу, а с холстами крупных размеров есть проблемы.
Теперь все они делаются сами знаем где.
Те горе-производители холсты даже небольших размеров сделать хорошо не могут.
Так что рисковать, приобретая холсты крупных форматов, я не решилась.
Поэтому и всплыл опыт работы в театре, ибо художника-бутафора напугать трудно, и он найдет вариант даже там, где его нет.
После покрытия мебельным лаком гуаши по поролону ничего страшнее уже не будет.
Поэтому я вспомнила старую добрую основу для картин — ДВП.
Купила несколько ДВПэшек, грунтую.
И формат выставочный, и экономия на материалах.
Вот так временная спираль и развилась, возвращаемся к истокам.
Не холст, так ДВП.
Надеюсь, обойдется без мебельного лака и без гуаши.
Следить за появлением новых картин можно здесь
Помоги автору освободить мастерскую, купи картину (доставка возможна).
Уважаемый читатель!
На какие психоаналитические темы написать?
Пожелания — в комментарии.
По обычной теме обращайтесь
С уважением, Нечаева Е.А.
Иллюстрации: фото автора, нейросеть Кандинский