ИНТЕРВЬЮ

ВОПРОС: ЕЛЕНА, РАССКАЖИТЕ, КОГДА ВЫ НАЧАЛИ РИСОВАТЬ?

ОТВЕТ: В строгом смысле — я не начинала рисовать. Под «рисунком» лично я подразумеваю «академический рисунок». Гипсовая голова Аполлона Бельведерского, ухо Давида, вот это всё. Настоящим рисунком надо заниматься, если не ежедневно, то по несколько раз в неделю и по нескольку часов. 

Тогда у человека появится право говорить «я рисую», «умею рисовать», «я начал рисовать». Нет, рисовать я не умею вовсе. Когда-то чуть-чуть умела, но разучилась именно из-за отсутствия постоянной практики под наставничеством мастера.

А ПОЧЕМУ ПЕРЕСТАЛИ УЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ?

А потому, что этим надо заниматься либо в детстве (которое слишком давно закончилось) либо при наличии массы свободного времени. Прошу прощения за подробности, на данный момент мне 47 лет. Тут не столько про возраст, сколько про совпадение возможностей с притязаниями. 

НЕТ ВРЕМЕНИ?

Нет средств, которые гарантировали бы постоянное наличие массы свободного времени.

ЧТО ЭТО ЗА СРЕДСТВА?

Финансовые. Да, ровно под девизом «а вот нашла бы я однажды чемодан с миллионом долларов» или «а вот был бы у меня муж — олигарх». Вот тогда я с удовольствием больше ничего не делала бы, а лишь училась бы рисунку, целыми днями и ночами писала бы свои картинки, организовывала бы выставки и аукционы. И всё это желательно на берегу тёплого моря-океана, на собственном огромном балконе-террасе. 

КАК ВЫ ВЫБРАЛИ ТАКОЙ СТИЛЬ? 

Спасибо за слово "стиль". Это какой - "такой"? Допустим, что Такой. Я его не выбирала, он сам меня выбрал. Безусловно и низко преклоняюсь творчеству Леонардо и Сальвадора, и еще доброй сотне великих настоящих и одержимых творцов. 

Но магическое действие на меня всегда производили российские и зарубежные художники к.XIX-н.ХХ веков. Спросите - какие конкретно? Да все. Ничего не могу с собой поделать. Как вижу их работы, так "дар речи теряю". Наверное, мой "стиль" откуда-то Оттуда. 

ВАШИ КАРТИНЫ, СКАЖЕМ ТАК, "ВНЕЗАПНЫЕ". ВЫ ВСЕГДА ЗНАЕТЕ - ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ? 

Этот вопрос не ко мне, как к "автору картин", этот вопрос ко мне, как к "представителю помогающей профессии". Знаете — чем рисунок условно-сумасшедшего отличается от рисунка условно-нормального человека? Первый не знает — что получится в итоге, а часто и не может объяснить "что" нарисовано и почему. Второй — знает. Я из условно-нормальных. 

Да, я знаю "что получится", так как "вижу" сюжет картины "заранее". Нет, мои картины — это не "автоматическое письмо". Разумеется, замысел может претерпевать изменения в процессе, но и эти изменения осознаваемы. В моих картинах часто видят инфантильность ("детскость"). Я не против. Присутствие инфантильности в картинах не является для меня новостью. Другое дело, когда зритель вообще ничего не видит в картинах, кроме "детскости"... 

В этом случае "пересаживаюсь в другое кресло" (в кресло "представителя помогающей профессии"), ибо "про Кого" сие — про меня или про зрителя, который говорит: "Я и сам так нарисую! Это же детский рисунок!"? Ну, давай. Кисть в руки. Попробуй стилизовать "детскость". Потом расскажешь о результатах и впечатлениях. 

Строго говоря: зрительский критерий только один — "мне нравится" или "мне не нравится". А, когда зритель зачем-то дает некую (хоть "плохую", хоть "хорошую", любую) характеристику, то он всегда проецирует. Это ни плохо, ни хорошо, это обычный факт, как он есть.

ПОЧЕМУ ВЫ НЕ НАЗЫВАЕТЕ СЕБЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ХУДОЖНИКОМ"?

Не только "не называю", но и настаиваю на "непрофессионализме". Знаете, это как с мужчинами: как только "назначаешь" мужчину Главным, Неповторимым и Единственным, так он сразу "портится", и отношения начинают разваливаться. 

Для меня "профессионализм" — это некое "ограничение", а больше всего на этом свете я ценю Свободу и выбора, и маневра. Наверное, со мной что-то не так. Если серьезно и "на самом деле", то я слишком хорошо знаю кто такой "профессиональный художник"...

А КТО ЭТО?

Как и любой другой профессионал... Что такое Профессия? Это: 

а) системное образование и полученная квалификация; 

б) материальное обеспечение себя и своей семьи путем применения полученной квалификации (наличие бесперебойных гонораров); 

в) отношение к своему делу и к себе в этом деле. 

Пункт "в" можно и подробнее объяснить, но надо ли. Это надолго. Так вот, в это определение, как "художник" я просто "не влезаю". 

ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ ВАШУ ПЕРВУЮ ПРОДАННУЮ КАРТИНУ?

Ого, этот вопрос застал меня врасплох. Не помню. Даже отдаленно. И предположить не могу — когда это было. Одно могу точно сказать, это было в прошлом веке. 

А ВООБЩЕ КАРТИНЫ ХОРОШО ПРОДАЮТСЯ?

Что-то мы всё о деньгах, да о деньгах. Интересную вы взяли форму глагола — возвратную, «продают_ся». Как-будто они это делают самостоятельно. Нет, картины сами не продают_ся. А жаль. На самом деле редко, когда покупают именно «картину саму по себе», покупают «имя автора», «образ автора», свои фантазии и проекции. 

А как раз имени, как у художника (прости меня, Господи), у меня нет. В середине «нулевых» было нечто отдаленно напоминающее «имя». В тот период каким-то чудом состоялись четыре персональных выставки в ЦМТЕ. И были те, кто мои картины скупал «пачками» чуть не буквально.

КУДА ВСЁ ЭТО ДЕЛОСЬ И ПОЧЕМУ ЗАКОНЧИЛОСЬ?

Да чёрт его знает. 

А НА ВОПРОС ВЫ НЕ ОТВЕТИЛИ...

Хорошо, отвечаю: картины продают_ся плохо.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ - ПОЧЕМУ?

Это лучше спросить у тех, кто их не покупает. Для себя придумала несколько объяснений. Во-первых, в моем представлении тот, кто желает украсить свой интерьер картиной большого выставочного формата, скорее всего имеет для этого заметные деньги и, конечно, он «отнесет» их более именитому или более модному художнику, и будет прав в этом.

Во-вторых, как мне мерещится, некоторая мода или потребность украшать свой интерьер «не постерами» и не «самоклеющимися фресками» как бы прошла как будто. Зачем человеку куда-то ехать, чтобы рассмотреть реальные живые картины, испытывать муки выбора, потом тащить картину домой и прочее, когда он, не сходя с места, может распечатать любое изображение на принтере? 

Обязательно замечу, что это далеко не «старческое бубнение», это современная данность. Сама так делала бы. Собственно, так и делаю. Больше десяти лет, как почти перестала посещать обычные магазины, потому что давно изобрели интернет-магазины. Зачем куда-то ходить и прикладывать совсем ненужные усилия, тратить время, когда мне «всё» принесут домой? Вот. С реальными и живыми картинами примерно такая же история происходит.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Ничего. Сидим. Курим. Рисуем дальше — при желании. Ждем своего покупателя. Писать картинки и продавать картинки — это абсолютно разные профессии. Я как раз из тех людей, которые «чужое» могут продать достаточно легко, а продавать «своё» абсолютно не умеют. Так что вот... «оживила» старый блог Вдруг поможет?.. 

КТО ВАШ ПОКУПАТЕЛЬ?

Ну, это простой вопрос. Как вы заметили, картины у меня довольно смелые, часто — парадоксальные. Так сказать — с юмором и часто с сарказмом. Соответственно и Покупатель такой же. 

МНОГО ВАШИХ КАРТИН В ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ?

За всю историю? Думаю, да, много. Даже не просто думаю, а уверена... полагаю, несколько десятков. Может, больше пятидесяти. Может, больше шестидесяти. Особенно трогательно, когда новый владелец картины отказывается от некоторой части ручной клади, чтобы увезти мою картину в другой город или другую страну. 

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ КАРТИН УЖЕ СТАРЫЕ, ИМ ПО ДЕСЯТЬ ЛЕТ...

Ха! Барышня, наверное, вы не видели действительно «старых» картин. Не буду развивать комментарий в этом направлении, но расскажу про одну «заколдованную» картину. Вот она... Наверное, как никакая другая моя картина, эти «Лошадки», как Пятна Роршаха. Что я про них только ни слушала! 

В основном, зрители «делятся» на тех, кто видит картину Позитивной и Радостной, и тех, на кого лошадки навивают Грусть-Тоску. «Лошадки» были участницами, как минимум двух выставок, то есть «насмотренные», они всегда вызывали много откликов. Затем на персональный просмотр приходили около десяти человек. И... каждый раз одно и то же: «Да. Да. Да. Очень крутые лошадки... Но нет. Нет. Не сегодня. Нет, не купим». И так — с 2005-го года. 

Не уходят лошадки и всё тут! Если серьезно, то каждый художник, особенно — профессиональный художник прекрасно знает о том, что многие картины могут ожидать своего настоящего владельца не просто «годами», а десятилетиями. 

Вам какая картина нравится? Хотите приобрести?.. 

ХА! А ГОВОРИТЕ, ЧТО ПРОДАВАТЬ НЕ УМЕЕТЕ!.. ТРАДИЦИОННЫЙ ВОПРОС... О ТВОРЧЕСКИХ ПЛАНАХ... 

Хочешь кое-кого рассмешить - составь план. Наверное, лучше сказать о том, чего хотелось бы. Хотелось бы, чтобы нашелся тот самый Продавец, менеджер, организатор выставки. Найдись, о, Волшебник! И/ или тот дизайнер, оформитель, декоратор, который "увидит" мои работы в ресторане, кафе, большом офисе и приобретет "сразу всё". Или почти всё. Для дизайнера здесь 

ДА БУДЕТ ТАК! ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ СКАЗАТЬ ВАШЕМУ ПОКУПАТЕЛЮ? 

Надо подумать. Вот, что я скажу... Главное! Цветопередача в мониторе всегда врёт. Картину надо смотреть "живьём". Никакая фотография не передает всех нюансов. Картину нужно смотреть в ее естественной среде, в "среде обитания", то есть в реальном интерьере, при реальном освещении. 

Интервью взяла Анна А., 25.02.2018

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения