Психоаналитик и коуч (18+)

Whatsapp, Telegram +7(982)638-00-68

ДНЕВНИК МОНТАЖНИКА

(18+) В тексте упоминается вредное для несовершеннолетних.

Первое образование по режиссуре — вещь полезная, на этом образовании «еду» до сих пор, нет-нет, да и пригодится.

Уроки монтажа у нас тоже были, ровно в период, когда наша киностудия забуксовала (самое начало 1990-х гг.).

Монтажные уроки делились на две части.

Практическую, — это когда мы шлялись по монтажному киностудийному цеху и всем мешались под ногами и руками.

Еще тогда я заприметила — монтажники заметно отличаются от «других киношников». Эти просто открытым текстом говорили:

— Вам, режиссерам, в наш цех вообще вход должен быть запрещен! В монтаже вы ничего не понимаете и всё вечно портите! Брысь!

Тогда в киностудии пользовались очень древним оборудованием для монтажа.

Само слово «компьютер» никто и не слыхивал.

Монтировали голыми руками.

Ну, мы-то обрезки монтировали (ненужные), другого нам, студентам, в руки не давали.

Когда две бобины с пленкой предательски не слушались механических приказов, то пальцы на руках мгновенно становились красными… от крови.

Пленка режет руки по-лучше бритвы или скальпеля.

В этот момент нам казалось, что у женщины-монтажника в глазах появлялся некий особый блеск, как будто бы даже от удовольствия блеск.

Она закатывала глаза к небу и громко шептала скороговоркой:

— Господи, за что? За что мне эти идиоты?!

Потом по-матерински выдавала платок, чтобы остановить кровь и добавляла:

— Ладно, «тройбан» («удовлетворительно») вы заработали!

Каждое занятие по практике монтажа заканчивалось стремительно и по пещерному принципу — до первой крови.

Монтажники быстро выдворяли студентов из своего царства, настаивая на том, что все студенты — бесконечно талантливы, и именно поэтому студентам надо раньше времени понаставить «удовлетворительно», так студенты исчезнут быстрее.

Теория монтажа проходила иначе.

Наш преподаватель был не только заслуженным кино-монтажником, но и эстетом, и пьяницей.

Жил он практически на территории киностудии, в общежитии для кинематографистов, под которым в подвале удобно располагался ресторан Дома Кино.

Надо ли говорить, что теоретические занятия не могли происходить без «бутылочки», а то и нескольких.

Он был щуплым, низкого роста, но уважали мы его и боялись со страшной непреодолимой силой.

Сразу сложился ритуал.

До начала занятия кто-то из студентов должен был ему позвонить (у него был свой телефон, настоящий, дисковый, перебинтованный синей изолентой).

Далее:

— Если есть у вас деньги, молодежь, идите в ресторан (Дома Кино), я сейчас спущусь… Если нет у вас денег, купите водки у таксиста (тогда так было, ага, долго объяснять) и поднимайтесь ко мне, я рис сварю на закуску.

{Имелось ввиду, что «платить за режиссеров, даже студентов, — себя не уважать, это режиссеры должны поить монтажника, а не наоборот»...}

Шутки-шутками, а теорию классического монтажа я помню до сих пор.

Помню также два момента.

Преподаватель показывал нам некий, современный на тот момент, фильм, который уже монтировался при помощи новых, невиданных для еще глубоко советского кинематографа, технологий.

В какой-то момент он резко вскочил, стал бегать по комнате и орать… нет, не «громко говорить», не «кричать», а именно орать:

— Как???? Как???? Я спрашиваю — к-а-к  о-н-и  э-т-о  с-д-е-л-а-л-и?!?!?! Этот стреляет, у того голова в клочья… падает. А монтажного стыка нет!!! Нет монтажного стыка! Его нет!! Если я его не вижу, то его нет!!

Он не просто орал и бегал, он жестикулировал и показывал в ролях — кто в кого стреляет, как разлетается голова, и кто, куда, как падает.

Мы хотели бы фильм досмотреть, но не тут-то было.

Вот уж, где стоит искренне сожалеть — не было тогда телефонов с камерами, даже путёвые фотоаппараты были роскошью. Сегодня те фотографии были бы бесценными.

Мы катались буквально по полу, задыхаясь от смеха, но преподаватель настаивал:

— Ничего смешного!! Там нет монтажного стыка!!! Как они это делают, я вас спрашиваю!! Этот стреляет, у того голова в клочья… падает. А монтажного стыка нет!!! Нет монтажного стыка!!!

Приступ истерики на фоне профессиональной зависти завершился опрокидываем стакана водки, орать он перестал.

А в нашу студенческо-режиссерскую копилку «особенностей монтажников», которая начала наполняться на практических занятиях, прибавилась увесистая гиря.

Второй эпизод случился, когда во время просмотра очередного фильма я сказала, что звук выстрела записан неверно.

Преподаватель встрепенулся, тревожно посмотрел на почти опорожненную им же бутылку, подвинулся по-ближе и потребовал аргументов.

Так получилось, что на тот момент у меня был невероятный опыт, — однажды действительно случайная пуля, выпущенная из «Макарова» (ага, майор в штатском промахнулся), пролетела около моего уха в паре сантиметров.

Ощущения и захочешь забыть — никогда не забудешь.

Настала моя очередь заняться пантомимой.

Рассказала и показала, как произошел выстрел, мы натянули ниточку, чтобы «проследить» полет снаряда.

Мне было задано примерно сто сорок вопросов о моих ощущениях…

В каком ухе зазвенело быстрее, случилась ли временная глухота, и сколько она длилась?

Успела ли я услышать приближение и отдаление снаряда?

Профессиональный звукорежиссер и монтажёр почему-то был уверен, что это можно расслышать, если постараться, и был разочарован, узнав, что я не расслышала полет снаряда в рапиде.

«Снесло» всю голову или только половину, через какое время ко мне вернулось самообладание, хорошо ли у меня теперь со слухом?

И прочее.

Обсуждали битый час, кинематографисты — одним словом.

За то занятие мне была поставлена отметка «отлично».

...Прошло неприлично много лет.

Так сложилось — около десяти лет занималась формированием видео-архива двух профессиональных сообществ (УрПАО и ЕКПП).

«Формирование» — это съемка всех, вообще всех мероприятий (школы, конференции, группы, па-встречи и т.п.) и монтаж всего этого.

Монтаж был очень объемным, невероятно огромным, но технически примитивным: всего-то — титры прибавить, да «утоптать».

Дело нехитрое, но крайне затратное по времени.

Рука была «набита» мощно, опыт — гигантский.

А тут и более современные монтажные «компьютерные» программы стали поспевать, как грибы после дождя.

Поколение компьютеров сменилось, настал 21-й век, хоть и с некоторым опозданием.

То здесь, то там, то для себя, то для коллег, — так или иначе монтаж присутствовал и постепенно усложнялся.

И вот нашла я то ли первую, то ли одну из первых публикаций в соц.сети, посвященную опыту монтажа в уже настоящей лицензионной (купленной за деньги) программе.

Привожу полностью...

Очередное открытие (век живи, век открывай).

О том, что монтажники — «особо сумасшедшие», я уже давно догадалась, теперь стало ясно, что монтажник — это не какой-нибудь заурядный сектант обычной и банальной секты.

От других сектантов его отличает значимое — в секте монтажник, собственно, один.

Один Монтажник = Одна Секта, самодостаточная в своем Совершенстве.

В ней монтажник сам себе поклоняется, сам кассиром работает, сам за собой мусор не убирает, сам себе «Визин» в глаза закапывает, и там же сам с собой разговаривает непонятными словами, то есть, в основном, междометиями, сам считает и видит монтажные стыки и переходы, но кроме него их никто не видит и не считает.

Смотрим на картинку:

Самая верхняя дорожка - титры.

Чуть ниже - стикеры/ анимация.

Еще ниже и правее - планы под "кадр в кадре".

Совсем ниже - основная видеодорожка, в ней:

- около 50-ти монтажных стыков;

- белые блямбочки между планами - переходы;

- звездочки - эффекты;

- еле заметные голубые полосочки - псевдо-панорамирование.

Ниже - основная звуковая дорожка (голос человечий), тоже с эффектами (ускорение, чистка шумов, плавный въезд), монтажные стыки можно не считать, они игрушечные.

В самом низу и правее - вторая звуковая дорожка (музыка), тоже с эффектами, чтобы не перебивать спикера.

Длительность - 4 мин. 50 сек.

Работы - 3,5 часа, пачка сигарет, литр кофе и без закуски (есть во время монтажа вообще невозможно, никак не возможно).

Обращайтесь, если что...
С уважением, Нечаева Е.А.
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК