Психоаналитик и коуч (18+)

Whatsapp, Telegram +7(982)638-00-68

Главная / Публикации / Авторские статьи / САМОПОЗНАНИЕ / ПОЧЕМУ МЫ НЕ ДРУЖИМ С ОДНОКЛАССНИКАМИ?

ПОЧЕМУ МЫ НЕ ДРУЖИМ С ОДНОКЛАССНИКАМИ?

Записаться на первую консультацию

Речь пойдет не от тех одноклассниках, которые являются таковыми на данный момент, а о тех, которые когда-то были одноклассниками. То есть об экс-одноклассниках, с которыми дружим или не дружим, или «поддерживаем отношения» многие годы после окончания школы.

Попробуем посмотреть на тему с обеих и разных сторон: со стороны «дружных» и со стороны «недружных» (а разные стороны действительно есть, как минимум – формально).

Для начала – некоторые вопросы, примерно так же, как вопросы, которые задают учителя, чтобы проверить – знакомы ли ученики «с материалом». Сначала вопросы зададим, затем попробуем на них ответить.

В первом же абзаце уже возникает вопрос: одноклассники — они «экс» или экс-одноклассников не бывает точно также, как «не бывает бывших разведчиков»? Вот эти люди, с которыми мы вынужденно находились на одной территории на протяжении 10-11 лет, они, собственно — кто (для нас)?

Если именно «одноклассники» до сих пор, спустя десятки лет, всё еще одноклассники, то получается, что мы до сих пор учимся в общей средней советской школе? А, если «экс-одноклассники», то что нас объединяет – исключительно общий опыт прошлого («экс» + «одноклассники», то есть «школьники»)? Воспоминания?

Это же какие мощные и «греющие» совместные воспоминания надо иметь, чтобы хотеть возвращаться к ним каждый год или раз в пять лет!? А главное — для чего? Для чего нам такая форма воспоминаний, при том — именно совместных/групповых. Разве тот опыт нельзя вспоминать независимо друг от друга, в одно лицо, так сказать?

Учитывая, что прошлое изменить невозможно, то есть тот совместный опыт и воспоминания не меняется с годами. Каков тот опыт был, таким он и остаётся навсегда. И неужели получается, что группа лиц собирается ежегодно или реже, но стабильно – для того, чтобы в очередной раз «перемолоть» одно и то же, прикасаться к одному и тому же?

Вот некоторые обобщения. Здесь есть кое-что и из личного опыта, и из опыта моих клиентов за несколько лет.

В целом «школьную дружбу» (которая именно «всем классом») можно обозначить, как феномен сурка:

– Ты сурка видишь?

– Нет.

– А он есть!

Абсолютное большинство тех, кто так или иначе вспоминает школу, непременно скажет:

– Наш класс не был слишком дружным. Даже, наверное, был совсем недружным. За все эти годы встречались один-два раза, на юбилеях школы. А вот «А-шки»/ «Б-шки»/ «В-шки» встречаются до сих пор!

– Как считаете — почему они встречаются, а ваш класс — нет?

– Не знаю... Они были дружным классом.

Обязательно «наш класс был недружным» и так же обязательно присутствует некий «дружный класс», который, как сурок – невидимый, но точно существующий. Никто из «недружного класса» никогда не был на встрече «дружного», но точно знает/уверен, что тот класс – «дружный» и непременно часто проводящий совместные встречи.

При этом, что такое «дружный класс» никто объяснить толком не может. «Дружность» почему-то должна пониматься по-умолчанию. Вероятно так же, как «счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливые несчастны по-разному» (весьма сомнительная формула, будто из сказок).

При этом, вообще никогда и в ни в какой форме не возникают некие персоналии, школьный класс воспринимается, как единое и одушевленное Целое.

Например, нельзя услышать что-то вроде такого: «Их класс – дружный потому, что у них был заводила/ отличный классный руководитель», «В том классе все ученики были, как на подбор — умные и талантливые, а особенно...», «В том классе была парочка, они после школы поженились, вот они до сих пор класс и собирают» и подобное.

«Дружный класс» всегда на встречи собирается Сам, своим ходом и как будто без участия людей, то есть тех самых одноклассников, которые не единообразная «куча-мала», а несколько десятков разных и живых людей.

При этом экс-участник «недружного класса» никогда не скажет: «А я хотел(а) бы, чтобы наш класс встречался!» или «Я скучаю по тому времени. Жаль, что наш класс не встречается!».

Мало того, Цельность и Дружность класса (как единого и одушевленного целого) становится сомнительной как только оказывается:

– Вообще-то наш класс был очень дружным, но на совместные встречи я не хожу.

– Почему?

– Да, как-то не хочется... да и не приглашают. Я слышал(а), что они собираются каждый год, но меня ни разу не приглашали.

И миф о «дружности» (всего) класса в один миг рассыпается в пух и прах. То есть «дружат» те, кто «дружит», а кто «не дружит», тот и «не дружит», – вот такая незамысловатая логика. Как «если вода мокрая, то она мокрая, а если вода сухая, то это не вода».

Разумеется, выясняется, что тот, кого не приглашают на встречи, и в школьные годы вовсе не был «дружным». Как его назначили «недружным» много лет назад, так и назначают навсегда («Не будем приглашать он/а всё равно не придет» или просто молча, по умолчанию не приглашают, как «Почему Гуськов? Опять Гуськов?!», - из к/в «Гараж», реж.Э.Рязанов, 1979).

Цельность «дружного класса» является цельной там, где она цельная, опять по той же схеме («если вода мокрая, то она мокрая»). «Недружный» участник или участники класса не являются частью «дружного», поэтому они не являются частью «дружного».

Видела я и тех самых представителей «дружного класса», да, они существуют. И вот, что удивляет и настораживает в них...

За редким исключением, когда речь заходит о «недружном» однокласснике или «недружных» классах по параллели («А-шки»/ «Б-шки»/ «В-шки»), то вся «дружелюбность» и её ценность куда-то улетучиваются:

– Да они сами виноваты, они не были дружными...

– Этот одноклассник всех доставал...

– Он/а нам и тогда надоела/а...

– Мерзкий типчик...

– Высокомерная особа...

– С ним никто не дружил (в нашем дружном классе)...

и прочее, которое заканчивается грандиозным выводом: «Всё зависит от самих людей, если захотели бы, то дружили бы!».

«Дружная» часть достаточно резко и нетерпимо относится к «недружной», как к бракованной, не забывая сообщить ей об этом вслух напрямую или косвенно, в неосознанных попытках как можно более мощно «намекнуть» на чувства вины, стыда, неполноценности и подобное.

Как бы сам собой возникает вопрос: «А вы и ваш класс — точно дружные и/или дружелюбные? Или ваша дружба, дружелюбие распространяются исключительно внутри дружбы и дружелюбия?». Эдакие «пределы в пределах», опять «масло масляное».

Такое, скорее негативное, отношение к «недружным» очень напоминает представителей неких «учений и методов», отрицающих агрессию и рьяно призывающих от нее отказаться.

А кто не согласен, того мгновенно хотелось бы, если не убить, то покалечить или, как минимум указать на ущербность «агрессивного» человека: «В мире должна царить дружба и гармония! Ты не согласен? Так это потому, что ты – идиот и недоразвит в понимании сакральных ценностей! Агрессия – это отвратительно, отвратительно, отвратительно!».

Добро обязательно победит Зло, Добро погонится за Злом, догонит его, поставит на колени и зверски победит, – это «к гадалке не ходить», именно так Добро себя и ведет (шутка).

Вернемся к «счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливые несчастны по-разному». Если бы я спросила «В чем состоит и как выражается/проявляется обще-классная дружба через много лет после школы?», а в комментариях ответили бы представители «дружных классов», то ответы были бы удивительно однотипными. Про «общий опыт», «совместные приятные воспоминания», «всем нам нравится вспоминать детство и отрочество», а из конкретики максимум «в школе мы часто ходили в интересные походы».

Пока ни разу не слышала хоть одного полноценного рассказа участника «дружного класса». Возможно, что осознанность в данном случае и не нужна. Быть может, и хорошо, что ее как будто нет. И такая школьная обще-классная дружба не нуждается в рационализациях и осознанности так же, как не нуждается в этом наше самое иррациональное – любовь.

Вот мы и добрались до интересного вывода-вопроса. Быть может, разговор вовсе не про дружбу? А про нее самую, – про любовь?

Про любовь, как про то самое счастье, которое «одинаковое» у всех счастливых? Вот эта «одинаковая счастливость» может восприниматься, как нечто обесценивающее.

Ведь много, кто может сказать, что «счастливая семья» – это вовсе не данность и не манна небесная, а большой, многолетний и ежедневный труд, который просто по умолчанию не может быть «одинаковым» у всех. Получается, что как будто «счастливые семьи» просто получают свое «одинаковое счастье», счастье просто падает на них сверху и интегрируется сбоку, без участия самих счастливых?

Но школьный класс — это не семья. Хотя нечто общее можно найти. В любом случае, полагаю, речь идет про удовольствие, которые мы получаем или не получаем в любом из процессов – хоть в семье, хоть в группе экс-одноклассников.

Любим/ дружим неосознанно (без рационализаций) и получаем удовольствие – значит будем любить и дружить. Нет, стройного финала у этой заметки не будет. Будет вопрос: так в чём она состоит и как проявляется/ воплощается – дружба «дружного класса», состоящего из одноклассников/ экс-одноклассников?

Статьи по теме: Школьные изгои, Что такое дружба

Обращайтесь, если что... (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Нечаева Е.А.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК