«ОБРАТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
Записаться на первую консультацию
Инструмент «Обратное планирование» относится к тайм-менеджменту и является эффективным (результативным) инструментом в тех случаях, когда нам необходимо распланировать некий проект/ задачу или даже несколько лет жизни, собрать воедино всю информацию, при этом не только не упуская нюансов, но и находя новые нюансы.
Во время выполнения этого исследования наверняка возникнут некоторые моменты, о которых мы и не предполагали.
Чем «обратное» лучше «прямого»/ «обычного» планирования?
Нередко наше «обычное» планирование схоже с процессом толкания тяжело нагруженной телеги перед собой.
Планируя проект «обычным» способом мы активно нагружаем телегу различными задачами вперемежку с фантазиями, опасениями, ожиданиями, сопротивлением и прочим.
В этом процессе мы можем быть вполне довольны собой и воодушевлены... пока не обнаружим, что телега для нас попросту неподъемна, она не двигается с места.
А это может привести и к дальнейшим сбоям, и даже к отказу от проекта (одно из любимых занятий прокрастинаторов).
Как выполнить исследование корректно?
1. Чем больше времени вы посвятите исследованию, тем лучше будет результат, не торопитесь, вам может понадобится от одного часа до пары дней (в несколько «подходов» с перерывами).
2. Масштабы и грандиозность, сроки и значимость вашего проекта могут быть любыми, размеры и продолжительность не имеют значения.
Если вы просто учитесь проводить такое исследование, можно взять свою ближайшую неделю и распланировать её или взять любой достаточно простой, но реально существующий проект, чтобы понять – как работает «Обратное планирование».
3. Для исследования необходимо, чтобы у вас был проект, у которого есть срок окончания.
Например: «До такой-то даты я должен сделать...», «До такого числа я хочу сделать...».
Для удобства назовём это «Дата результата».
Например: «Через три месяца, такого-то числа я сдам готовый проект начальству» и подобное.
4. Понадобиться несколько разноцветных карандашей/маркеров.
Можно и одной ручкой, но есть шанс запутаться в записях.
А также бумага формата не менее А4, но лучше – больше, от А2 до магнитно-маркерной доски.
Это может быть кусок обоев или обёрточная бумага из упаковки, но размера, близкого к А0.
Размер бумаги имеет значение, так информации будет много, а разносить ее по разным листочкам нежелательно.
Всё должно быть «перед глазами», на одном листе.
Важно!
1. Пожалуйста, не беспокойтесь, если покажется, что вы запутались в информации, которой может получиться «слишком много» или «слишком мало».
В этих случаях нужно дать информации «отлежаться». Возьмите перерыв и затем вернитесь к исследованию.
2. «Обратное планирование» (на самом деле) – это не «окончательное» планирование, это пред-планирование.
После «обратного» гораздо легче и понятнее перейти к «обычному» планированию.
Итак...
Вы уже знаете «к какому числу» вам нужен результат и какой он — этот результат.
На рисунках далее я взяла неделю, в вашем случае — ваш срок (от одного дня до нескольких месяцев/лет).
1. Во всю ширину листа рисуем прямую линию Времени и вписываем даты: Сегодня и Дату результата.
Разделяем линию времени на равные отрезки.
В неделе семь дней, поэтому на рисунке семь отрезков.
В вашем случае, например, подготовка к проекту или достижение результата – это месяц, тогда делите линию на недели и (желательно) дни.
Если проект на полгода/год, значит пока можно разделить линию на шесть/двенадцать отрезков (по количеству месяцев).
2. Представьте, что уже настал тот самый день, который мы назвали «Дата результата».
Мысленно «встаньте» в дату результата и мысленно посмотрите в Сегодня (как бы развернитесь из будущего в настоящее):
– Настал такой-то день (назовите дату результата), я сдал готовый, отлично сделанный проект начальнику (опишите желаемый вами результат)... А что я сделал накануне, чтобы сдать проект?
Представьте, что проект уже сдан и спросите себя: «Что было накануне? Что я делал накануне, за день до успешной сдачи проекта?».
Если ваш проект длительный, на несколько месяцев, можно спросить не про накануне, а про «За неделю до сдачи проекта».
Запишите то, что вы сделали накануне и поставьте стрелочку в «обратную сторону».
Чаще записывают 1-2 дела (пишите прямо там же, на рисунке), больше 1-2 дел на этом этапе записывать не надо.
Важно!
Сейчас вы еще не планируете «по-настоящему», поэтому точно не стоит анализировать информацию («Это не получится», «Откуда я знаю — что я сделал!?» и прочее), просто пишите «всё подряд», свободно и смело.
И разумеется, «что я сделал (накануне или в другой день) – это «делание» по поводу проекта и для проекта, а не «вообще план на день».
3. Не сходите с даты результата:
– Настал такой-то день (назовите дату результата), я сдал готовый, отлично сделанный проект начальнику (опишите желаемый вами результат)... А что я сделал за два дня, чтобы сдать проект?
Запишите то, что вы сделали за два дня и поставьте стрелочку в «обратную сторону».
Чаще записывают 1-2 дела (пишите прямо там же, на рисунке).
4. По каждому отрезку дойдите до Сегодня.
На каждом шаге, не сходя с даты результата, спрашивайте себя и записывайте:
– Настал такой-то день (назовите дату результата), я сдал готовый, отлично сделанный проект начальнику (опишите желаемый вами результат)... А что я сделал за три дня, чтобы сдать проект?
– Настал такой-то день (назовите дату результата), я сдал готовый, отлично сделанный проект начальнику (опишите желаемый вами результат)... А что я сделал за четыре дня, чтобы сдать проект?
(...)
5. Дойдя до Сегодня мысленно развернитесь на 180 градусов и посмотрите в дату результата (мысленно):
– Сегодня такое-то число, проект я сдам такого-то (назовите дату результата). Сегодня я уже сделал это (прочитайте, то что вы записали на Сегодня). Я это сделал (то, что записали на Сегодня), а что еще я сделаю сегодня?
Запишите то, что еще вы сделали Сегодня.
6. Так же по каждому отрезку, от Сегодня до Даты Результата, записывайте то, что получается на каждом отрезке:
– Сегодня такое-то число, проект я сдам такого-то (назовите дату результата). Завтра я уже сделал это (прочитайте, то что вы записали на Завтра). Я это сделал (то, что записали на Завтра), а что еще я сделаю завтра?
– Послезавтра я уже сделал это (прочитайте, то что вы записали на Послезавтра). Я это сделал (то, что записали на Послезавтра), а что еще я сделаю послезавтра?
(…)
– Накануне сдачи проекта я уже сделал это (прочитайте то, что записали Накануне). А что еще я сделаю накануне?
7. Вновь мысленно развернитесь от Даты Результата в Сегодня.
Продвигайтесь точно так же по каждому отрезку, но теперь читайте всё записанное (и то, что записали на первом этапе – от Даты Результата в Сегодня и то, что записали на втором этапе – от Сегодня до Даты Результата).
Также записывайте прямо на рисунке:
– Накануне я сделал это, это и это... А что еще я сделал накануне?
(...)
Обычно на этом этапе начинается активное сопротивление, это нормально.
Очень важно исследование не прекращать (просто сделайте перерыв), его необходимо завершить именно в Сегодня:
– Что сегодня я сделаю в первую очередь, чтобы к такому-то числу получить результат?
Подсказки
1. В наилучшем варианте это исследование проводится на пару со специалистом.
При этом линию времени можно не рисовать на одном листе или магнитно-маркерной доске, а воспользоваться несколькими листами бумаги для обозначения каждого отрезка времени и класть записанное на пол, передвигаясь по ней (по линии времени) по прямой туда и обратно.
Если у вас есть возможность (есть место: длинный коридор, большая комната), то лучше «ходить по линии времени» буквально и также буквально разворачиваться в Сегодня и в Дату Результата, по пути записывая ответы на вопросы.
2. Повторю, что исследование начинается в будущем (в дате результата) и обязательно завершается в сегодняшнем дне.
Иначе есть шанс «обмануть» собственный головной мозг, который «решит», что вы уже всё сделали.
В наилучшем случае нужно не только завершить ответом на вопрос «Что сегодня я сделаю в первую очередь?», но и действительно это сделать.
3. Не забывайте, что у вас могут быть сотрудники и подчиненные, иные третьи лица, то есть задания, распоряжения и задачи для них также можно планировать хотя бы в целом.
4. По пути может оказаться, что нагрузку (дела) распределяете неравномерно.
Например, окажется, что вы «слишком много» запланировали Накануне (здравствуй, дэдлайн!) или «слишком много» запланировали уже на Завтра.
При обнаружении слишком большой или слишком малой нагрузки на каком-то отрезке времени, обратите на это внимание, возможно, стоит что-то «передвинуть» и прочее.
- появилась ощущение уверенности («Я смогу это сделать!», «Всё оказалось не таким страшным, как я предполагал» и т.п.);
- вы внесли значительные коррективы в тот план, который был «внутри вашей головы» изначально;
- появилось ощущение Зоны Контроля (что в нее входит, а что — нет);
- обнаружили «подводные камни», новые позиции, разветвления в изначальном плане и намерениях;
- не забыли внести в план форс-мажорные обстоятельства и запланировали время на решение внезапно возникающих препятствий;
- изменили сроки (дата результата приблизилась к сегодня или наоборот — отдалилась), и вы осознали — почему изменили сроки;
- обнаружили, что в первоначальном плане многое упустили из вашего внимания или наоборот — «перемудрили»;
- запланировали на последний день (перед датой результата) «день тишины» (отдых/ ничего_не_делание);
- дали себе отдых на пару дней и приступили к «обычному планированию»;
- сделали то, что записали в качестве первого дела на сегодня.
КРАТКИЙ ПЛАН
1. Сформулируйте Цель/ Задачу.
2. Назначьте Дату Результата.
3. Сходите по линии времени из Даты Результата — в Сегодня.
4. Сходите по линии времени из Сегодня — в Дату Результата.
5. Сходите по линии времени из Даты Результата — в Сегодня.
6. Составьте план действий на Сегодня.
7. Сразу сделайте самое важное (или хотя бы что-то) из запланированного на Сегодня.
8. (По необходимости) приступите к Обычному планированию.
Обращайтесь, если что... (любой город; 18+).
С уважением, Нечаева Е.А.
Комментарии