Психоаналитик и коуч (18+)

Whatsapp, Telegram +7(982)638-00-68

Главная / Публикации / Авторские статьи / САМОПОЗНАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ «ЗНАЧИМЫЕ ФИГУРЫ»

ИССЛЕДОВАНИЕ «ЗНАЧИМЫЕ ФИГУРЫ»

Вам понадобятся: один лист не меньше А4, ручка, 15-20 минут.

Для тех, кому удобнее слушать и смотреть:

Весьма занятное исследование предложил Роби Фридман – директор Израильского Института Группового психоанализа, вице-президент Израильской Ассоциации Групповой Психотерапии, в ходе международной конференции на тему «Идентичность групп-аналитика: соединяя индивидуальное и коллективное», организованной Международной Школой Группового Психоанализа (г.Москва) и состоявшейся 20-го и 21-го ноября 2021г.

У этого исследования нет точного названия, плюс «трудности перевода», но исследование корректно и условно можно назвать «(Мои) Значимые Фигуры».

Убедительная просьба и важное условие – не читайте ключ и интерпретации*, пока полностью не завершите исследование (иначе абсолютно большая часть исследования исчезнет безвозвратно).

*Роби Фирдман дал весьма лаконичные пояснения к ключу и совсем не давал интерпретаций, далее – пояснения к ключу и интерпретации — мои.

Это исследование следует проводить тогда, когда вас никто и ничто не может перебить или побеспокоить, так как оно предназначено только для вас лично и больше ни для кого.

1. Лист А4 расположите по горизонтали.

2. В самом центре листа нарисуйте круг или треугольник, или другую геометрическую фигуру и впишите в неё «Я».

Женщины чаще обозначают себя в круге, мужчины — в треугольнике, но форма геометрической фигуры не имеет особого значения.

Важно лишь это: далее все мужские объекты желательно (но необязательно) рисовать одинаковой формы (например, все мужчины — в треугольниках), как и все женские фигуры (например, все женщины — в кругах). Это нужно сделать для того, чтобы потом попросту не спутаться.

3. Определите для себя — что для вас значит само понятие «Значимый/ Значимая»? Кто такой «Значимый/ Значимая», и чем он/ она отличается от «Незначимого/ Незначимой»?

4. Нарисуйте, расположите по листу все значимые для вас фигуры в том порядке, расположении и последовательности «как бог на душу положит» (в любом месте листа) по принципу – «Чем ближе ко мне, тем больше эта фигура Значима для меня».


Нарочно не привожу пример на рисунке, чтобы не вмешиваться в ваш процесс.

Внутри каждой фигуры впишите некое обозначение, например, имя человека, чтобы впоследствии не перепутать и не забыть — кто конкретно здесь нарисован (например, «мама», «родители», «Иван», «муж», «дочь» и т.п.).

5. Когда сочтёте, что исследование вы завершили, дайте себе 1-2 минуты (не торопитесь), чтобы вспомнить – кого вы забыли нарисовать?

Скорее всего, что кого-то забыли…

Вспомнили?

Внесите/ нарисуйте «забытых» на листе.

Не читайте далее, пока не завершили процесс.

Нарочно дублирую здесь ту же иллюстрацию, чтобы вы случайно не заглянули в Ключ.

КЛЮЧ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

1. Те фигуры, которые оказались на листе левее вас – это Прошлое.

Возможно, что вы уже «оставили» этих людей в своем прошлом либо осознанно или бессознательно хотели бы оставить их в прошлом, - это в целом, и вы имеете право интерпретировать — что такое «прошлое» в контексте, например, отношений/ историй с теми, кто оказался на рисунке левее вашей фигуры.

2. Те фигуры, которые оказались на листе правее вас — это Будущее.

Возможно, что вы хотели бы, осознанно или бессознательно, не расставаться с этими людьми, «оставить их себе (навсегда)», вы хотели бы, чтобы эти фигуры присутствовали в вашей жизни и в будущем, - это в целом, и вы имеете право интерпретировать — что такое «будущее» в контексте, например, отношений/ историй с теми, кто оказался на рисунке правее вашей фигуры.

3. Сверху или Снизу — это про Иерархию.

Те, кто оказался на рисунке выше вашей фигуры, возможно, идеализированы вами, возведены «на пьедестал», «недосягаемы» для вас и подобное.

Например, на моём рисунке выше меня оказались те значимые для меня фигуры, которых нет в живых (как «ангел», «святой», «очень значимый и бестелесный», «где-то там, далеко» и т.п.).

К фигурам, оказавшимся ниже вас, соответственно, применяется интерпретация прямо противоположная той, которая назначается фигурам, оказавшимся выше вашей.

Также стоит обратить внимание на те фигуры, которые вы расположили ровно под своей фигурой или ровно над своей фигурой.

Как считаете — что бы это значило?

Возможно, кто-то довлеет над вами, или вы хотели бы «особого внимания/ влияния» данной фигуры, оказавшейся ровно над вашей «головой»?

Увидеть/ Разглядеть того, кто находится ровно над нашей головой — весьма сложное занятие, ведь придется либо передвинуть себя вправо/влево, либо весьма неестественно задрать голову вверх...

Возможно, вы хотели бы (осознанно/ неосознанно) кого-то «подмять под себя» или «не видеть» того, кто оказался прямо под вашими «ногами» (ведь, если человек находится прямо под нами, то нам его как бы и «не видно»)?

Любопытно, что данное исследование — (условно) «одноразовое».

Когда мы уже знаем ключ, то становится очень сложным внести на рисунок те фигуры, о которых мы, конечно же, вспомнили после того, как завершили исследование, узнали ключ и проинтерпретировали наш рисунок.


«Ага, я вспомнил(а), что не нарисовал(а) еще пару человек! А они ведь значимые!.. И куда их теперь… выше, ниже, справа, слева!?».

Полагаю, вот эти, позже «всплывшие», фигуры — предмет особого исследования и вопросов к самим себе.

Почему мы «забыли» про них во время исследования и не «вспомнили» о них, когда дали себе еще 1-2 минуты на «вспоминание»?

...Заметная часть коллег, участвовавших в исследовании на конференции, «забыли» нарисовать своих личных психоаналитиков, вне зависимости — насколько давно завершился личный анализ и находится ли коллега в анализе на данный момент.

Я интерпретирую это так…

«Свой» («личный») психоаналитик, точнее его интроект, настолько интегрирован во внутреннюю реальность, что становится невозможным «отщепить»/ «отцепить» его от себя и воспринять не только, как «отдельного» человека (как «другого взрослого»), но и хотя бы «отделить» от себя в весьма символической форме круга/треугольника на листе бумаги.

С одной стороны, так и должно быть. Интроект психоаналитика и «должен» оставаться навсегда или очень надолго.

С другой стороны, возникает неизбежный образ пуповины, которую ребенок не в силах разорвать.

Мол, «мой» психоаналитик — он же Вечный, он Навсегда, его «не может не быть», и даже символическое изображение, но отдельно от себя (как «другого взрослого»), может восприниматься чуть ли не так «убийство» большой части себя.

Настолько большой и воспринимаемой в качестве «естественно-своей» (личной/ присвоенной), что «отделение» от себя — это почти так же странно и противоестественно, как нарисовать какую-то часть своего тела отдельно от себя, рисуя автопортрет.

...И еще один вопрос в финале: женских или мужских значимых фигур получилось больше? Почему?..

Обращайтесь, если что… (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Нечаева Е.А.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК