Психоаналитик и коуч (18+)

Whatsapp, Telegram +7(982)638-00-68

Главная / Публикации / Авторские статьи / САМОПОЗНАНИЕ / ФЕНОМЕН АУДИОПОДКАСТОВ И CLUBHOUSE

ФЕНОМЕН АУДИОПОДКАСТОВ И CLUBHOUSE

Записаться на первую консультацию

(18+) В статье упоминается алкоголь и табак.

Лично я из тех, кто предпочитает книги читать. В печатном варианте. Листать бумажные страницы приятнее, чем свайпить (двигать пальчиком по экрану).

В последнее время достаточно ярко видна тенденция к пристрастию Слушать. Популярность аудиоподкастов превысила всё остальное, в том числе те источники, которые предполагают получение информации и в визуальном варианте (как «смотрение и/или чтение глазами»).

Вопрос человеку, который присоединен к смартфону наушниками:

– Какую музыку слушаешь?

– Это не музыка, это аудиокнига.

Далее может последовать сбивчивый рассказ о кратком содержании аудиокниги и вне зависимости от количества присутствующих – невольными слушателями может стать, как один человек, так и группа товарищей.

При этом рассказчик может быть похож на «пьяного батю», который на дне рождения сына достал аккордеон, который не держал в руках лет тридцать, с целью приобщить молодежь к прекрасному, показать, что он еще «ого-го» (на самом деле – это попытка снять уровень тревожности и некоторые страхи за счет попытки присоединения «своей юности, когда учился игре на аккордеоне» к юности сына и его товарищей).

При этом «пьяному бате» хорошо, он занят «творческим процессом», а его сын с друзьями испытывают так называемый «испанский стыд», не понимая — что вообще сейчас происходит, и зачем «батя» так странно себя ведет.

Все вынуждены слушать «батины исполнения», не находясь в контакте со своими чувствами Сейчас и Здесь, или тщательно скрывая свои чувства (а это — признаки группового психоза, когда один человек фактически «насилует» нескольких, при этом «насилуемые» явно чувствуют неловкость, но ничего не предпринимают для того, чтобы прекратить это насилие).

Не все слушатели аудиокниг ведут себя именно так.

Есть те, кто способен Переварить аудиоинформацию, как любую другую, – в «интимной обстановке», то есть наедине с самим собой, и с достаточно ясной для себя целью – получить удовольствие, знания, сделать (или нет) какие-то выводы (а не Недожевать и Срыгнуть).

...В последние несколько месяцев «только ленивый» клиент не рассказывал мне о том, как он(а) слушает аудиокниги и аудиоподкасты. Почти все мои знакомые, не являющиеся коллегами, также одержимы Слушанием.

Вся эта история с «информацией через уши» заметно затянулась на длительное время, а «контрольный выстрел» – массовое обсуждение приложения Clubhouse, ставшего экстра-популярным в одночасье.

Что же это за феномен такой?

Допустим, с Clubhouse «всё понятно». Почти каждый, кто более-менее «выходит в свет» знает, как это бывает… Открывается новый ресторан или клуб, который (именно как «новый и свежий») становится весьма популярным местом, в которое начинают «ходить все».

Как правило, такая сверх-популярность продолжается около полугода/года, затем уровень популярности резко снижается, и место перестает быть настолько востребованным.

Это происходит по многим причинам, например:

а) владелец заведения молод (как «неопытен») так же, как и его гости, поэтому не знает, что такая популярность не может быть не только вечной, но и продолжительной, поэтому не готов «завлекать» гостей в длинной перспективе, к тому же он сам меняется просто по умолчанию, меняются его приоритеты, он может просто «перехотеть быть популярным» или попросту устать от такой активной деятельности;

б) есть и объективные причины изменений, которые вообще не зависят от владельца – та же история с Ковид, например, которая внесла свои значительные коррективы глобального характера;

в) пока владелец наслаждается популярностью своего ресторана/клуба, вырастают другие «молодые да борзые», которые уже тоже хотят свой кусочек популярности и богатства, у которых больше сил и претензий к миру и, соответственно, они очень даже готовы подвинуть «старшего опытного» товарища, выиграв конкуренцию у того, кто почивает на лаврах.

Так или иначе, но через полгода/год когда-то самый популярный ресторан/клуб перестаёт принимать большое количество гостей, хотя бы просто потому, что уже открылся новый ресторан/клуб, в который перебежала вся публика.

На мой взгляд (который, разумеется, не претендует на истину) с Clubhouse приключится ровно такая же история: некто придумает очередную «новую» социальную сеть, в которую публика резко перебежит точно также, как публика перебегает из одного нового ресторана/клуба в другой, еще более новый ресторан/клуб.

Тут главное — успеть сделать то, что хотелось бы сделать (на территории Clubhouse), взять нужное, заработать, при этом желательно суметь не подпортить свое реноме.

Вернемся к аудиоформату, просто обращаю внимание…

1. В 9 случаях из 10 слушание происходит в наушниках.

В любом случае, это про Отстранение, как «Не хочу слышать то, что происходит вокруг меня, а хочу слышать только то, что я контролирую» и как «Внешний мир настолько сильно и без разрешения проникает в меня, нарушая мои личные границы, что я вынужден отгородиться от него буквально – закрыв свои уши (уберечь хотя бы свои уши)».

2. Визуальной информации в современной мире – явный «перебор».

Мы давным давно, уже на уровне рефлекса, ждем отсчет в показе реклама на Ютьюбчике: 1, 2, 3, 4… «выключить рекламу». Как и давным давно научились НеВидеть вывески, указатели, рекламные объявления, новости, которые предательски появляются в лентах соц.сетей и других местах. Мы уже «отписались» от всего этого, но «оно» все равно Лезет (мы его — в дверь, а оно через окно проникает).

3. Визуального мусора настолько много, что мы просто перестали воспринимать визуальную информацию. Но жить и функционировать с закрытыми глазами совсем непросто, даже невозможно. Поэтому проще хотя бы «на уровне ушей» хоть как-то оградить себя от Избыточного.

Другое дело, что (возможно) мы утеряли или почти утеряли способность к Перевариванию Избыточного (оно же Избыточное, зачем его переваривать?).

Невозможно выпить море. Невозможно «ослепнуть», невозможно стать «полностью глухим», можно временно «закрыть уши».

При этом закрыть их не на перерыв «на полную тишину», а поменять «шило на мыло»: одни (надоевшие и мучающие) шумы подменить другими шумами (теми, которые под нашим контролем – мы можем в любой момент поставить аудиозапись на паузу или переключиться на другой трек).

Получается эдакое «лечение подобного подобным» (как это делают опытные пьяницы: если случилось похмелье после определенного напитка, то и «лечить» его надо тем же напитком).

Почему так?

Потому, что нам страшно оставаться Один на Один с самим собой, побыть просто в Тишине. Мало ли, знаете ли, что можно услышать и почувствовать, оставшись в Полной Тишине (то есть – Сам с Собой)...

4. Как известно, наушники – это «звук внутри головы». Звук из наушников распространяется буквально «внутрь головы».

Здесь так и тянет «пошутить» про «голоса в голове».

Кто-то способен слушать и слышать «свои голоса в своей голове», а для кого-то такой процесс настолько невыносим, что выбор делается в сторону «голосов в своей голове, не принадлежащих себе» – слушание чужих мыслей, чужих идей, чужих мнений, чужих голосов…

Это ли не «шило на мыло»?

Я могу выключить в любой момент, и я сам выбираю, что мне слушать.

Да, можешь выключить, только через непродолжительное время опять включишь.

Логика такая же, как у курильщика, который не очень понимает реальность: «Я не курю тогда, когда я не курю». Когда курильщик не курит, когда у него перерыв между сигаретами, разве он перестаёт быть курильщиком?

К Fast Food, как основоположнику «Fast», давно и плотно добавилось явление Fast Fashion (быстрая/ одноразовая одежда и мода), а также Fast IT (быстро сменяемая мода на гаджеты и компьютерные технологии), а также Fast Cinema (привет, «Нетфликс»), а теперь еще и Fast Social Network, и Fast MP3 в наших ушах.

Берегите себя и цените тишину.

Для тех, кто хочет узнать — что бывает Один на Один Сам с Собой… обращайтесь, если что. Любой город, первая консультация проводится бесплатно.

С уважением, Нечаева Е.А.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК