Новости
Все новости

Ценный цветочек — плывет по течению или тонет?

Главная » Публикации » Авторские статьи » РОДИТЕЛЯМ - О ДЕТЯХ » Ценный цветочек — плывет по течению или тонет?

Когда ребенка «выращивают как ценный цветочек», это, казалось бы, должно привести к тому, что он станет сильным, уверенным, успешным.

Ведь его берегли, лелеяли, защищали от всех невзгод, растили в тепличных условиях.

Однако на практике так бывает далеко не всегда. Очень часто такие дети, повзрослев, начинают «плыть по течению». И фактически не участвуют в собственной жизни.

Почему так происходит?

Во-первых, когда ребенка воспитывают как «ценный цветочек», вокруг него создается атмосфера гиперопеки.

Родители заботятся о нем, словно о хрупком растении, которое может сломаться от малейшего дуновения ветра.

Они берут на себя все трудности, решают все проблемы, устраняют любые препятствия.

Но при этом они забывают одну важную вещь: ребенок – не цветок.

Он – человек, который должен учиться жить в реальном мире, сталкиваться с вызовами, преодолевать их, ошибаться и извлекать уроки.

А если все трудности от него скрыты или устранены, то он просто не развивает навыков самостоятельного выживания, принятия решений, ответственности за свою жизнь.

В итоге, повзрослев, такой человек оказывается совершенно беспомощным перед лицом реальности.

Ему проще «плыть по течению», потому что он не знает, как грести против него.

Во-вторых, «ценному цветочку» часто внушают, что он особенный, уникальный, неповторимый.

Это, конечно, правда, но здесь есть важный нюанс.

Когда родители делают акцент только на уникальности ребенка, они могут подменять понятия.

Уникальность начинает восприниматься не как возможность быть собой, а как своего рода «сверхценность», которая должна защищаться любой ценой.

Ребенок вырастает с убеждением, что мир ему что-то должен просто потому, что он «особенный».

Но реальный мир так не работает.

И когда этот человек сталкивается с тем, что мир не готов удовлетворять его потребности только потому, что он «уникален», он теряется.

Он не готов бороться, потому что никогда не учился этому.

Ему остается только плыть по течению, чтобы сохранить иллюзию своей «особенности» и не разрушать собственные представления о себе.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

В-третьих, «тепличное воспитание» лишает человека опыта встречи с реальной жизнью.

Когда ребенка берегут от всего – от конфликтов, от неудач, от боли, от разочарований – он вырастает с искаженным представлением о том, что такое жизнь.

Для него становится шоком осознание, что мир не идеален, что в нем есть боль, несправедливость, трудности.

И вместо того чтобы научиться справляться с этим, такой человек предпочитает закрыть глаза на реальность.

Он выбирает путь наименьшего сопротивления – плывет по течению, не принимая активных решений, потому что сама мысль о необходимости борьбы вызывает у него страх и тревогу.

В-четвертых, когда ребенка воспитывают как «цветочек», зачастую пренебрегают его истинными потребностями.

Родители видят в нем не живого человека со своими желаниями, а некий объект для проекции своих фантазий.

Они хотят, чтобы он был красивым, успешным, послушным – короче говоря, таким, каким они мечтают его видеть.

Но при этом они игнорируют его личные стремления, интересы, страхи.

В результате ребенок вырастает с внутренним конфликтом: он либо полностью подчиняется ожиданиям родителей, теряя связь с собой, либо начинает сопротивляться, но не умеет этого делать конструктивно.

В обоих случаях он оказывается неспособным самостоятельно строить свою жизнь.

Плыть по течению – это способ избежать ответственности за выбор, которого он просто не умеет делать.

И еще один важный момент.

«Ценный цветочек» часто вырастает с зависимостью от чужого одобрения.

Он привык, что его ценность подтверждается постоянной заботой и вниманием родителей.

Поэтому, став взрослым, он продолжает искать внешние подтверждения своей значимости.

Если одобрение есть – он чувствует себя хорошо. Если его нет – он теряется, не знает, как действовать.

Такой человек не способен двигаться против течения, потому что его действия зависят от внешних факторов.

Он не доверяет себе, своим желаниям, своим решениям.

Ему проще плыть по течению, чем рисковать и идти своим путем.

Таким образом, связь между «выращиванием как ценный цветочек» и «течением жизни» очевидна.

Ребенок, которого растили в тепличных условиях, не получает необходимых навыков, опыта и уверенности, чтобы справляться с реальным миром.

Он вырастает зависимым от внешних условий, лишенным внутренней силы и способности принимать решения.

Ему проще отказаться от борьбы и плыть по течению, чем учиться жить самостоятельно.

А психоаналитик, кстати, как раз и работает с этими травмами детства.

Он помогает клиенту разглядеть, как его воспитание повлияло на его сегодняшнюю жизнь, как его страх перед реальностью и зависимость от одобрения мешают ему двигаться вперед.

И возможно, вместе они находят способ выйти из этой зависимости – стать не «цветочком», а полноценным человеком, способным противостоять течению, если это необходимо.

С уважением,

Елена Нечаева,

психолог-психоаналитик

ВСЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ НЕЧАЕВОЙ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ НА САЙТЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА RIDERO.RU
ЗАПИСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (ЛЮБОЙ ГОРОД, 18+) НА САЙТЕ NEACOACH.RU

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Сейчас читают
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK