Новости
Все новости

Приглашение и информация о "Майской акции" в 2025 году...

Второе издание вышло в свет 28.04.2025, первое издание снято с продажи...

Почему электронный музыкант злится, когда его сравнивают с ИИ

Главная » Публикации » Авторские статьи » О ТВОРЧЕСТВЕ » Почему электронный музыкант злится, когда его сравнивают с ИИ

Современный мир творчества — особенно музыки — всё глубже погружается в цифровую реальность.

Музыканты пишут треки на компьютерах, используют виртуальные инструменты, обрабатывают вокал алгоритмами и создают целые альбомы без участия живых музыкантов.
Однако при этом многие из них категорически отвергают музыку, созданную искусственным интеллектом.

На первый взгляд это выглядит парадоксально: человек использует технологии, но презирает их «продвинутую» форму.

На деле же за этим стоит не просто отношение к технике, а сложные вопросы идентичности, ценности творческого труда и страха утратить своё место в быстро меняющемся мире.

«Я всё делаю сам, я не даю контроль алгоритмам»

Представь себе известного электронного музыканта.

Он работает в цифровой среде, создаёт сложные аранжировки, использует программные синтезаторы, VST-инструменты, MIDI-последовательности.

Живое в его музыке — только голос.

Но стоит упомянуть музыку на основе ИИ — и он вспыхивает:

«Это не музыка! Это мусор!»

Ещё хуже, если сказать ему прямо:

«А твоя музыка ведь тоже не слишком живая. Чем ты отличаешься от ИИ?»

Он сердит, раздражён, почти оскорблён.

Почему? Почему сравнение с ИИ вызывает гнев?

1. Человеческая воля против механической случайности

Даже если музыка сделана полностью внутри компьютера, она остаётся человеческим продуктом, потому что за каждым её элементом стоит выбор, осознание, вкус, опыт.

«Я пишу код, выбираю сэмплы, регулирую параметры, создаю структуру, подбираю гармонию»

Это сознательный процесс, полный намерений.

ИИ же действует как "чёрный ящик".

Его результаты могут быть красивыми, но они лишены понимания контекста, эмоций, цели.

Для музыканта это не творчество, а имитация.

2. Самоидентификация через профессию

Музыкант — это не просто профессия. Это образ жизни, мировоззрение, личная история.

Когда кто-то говорит: «Твоя музыка — тоже не живая, как ИИ», — это воспринимается как удар по его сущности.

Сравнение с машиной кажется унижением.

Оно будто говорит: «Твой труд ничем не отличается от случайного набора битов».

Он чувствует, что его мастерство, годы практики, интуиция, голос, вкус — всё это игнорируется.

3. Ценность ручного труда

Существует культурный стереотип: ручное дороже машинного.

Даже если работа выполняется в цифре, если она проделана вручную, сознательно, она считается "живой".

Написать мелодию в Ableton — это акт творчества.

Выбрать тембр, настроить плагины, смиксовать — всё это требует опыта и вкуса.

А ИИ может создать похожее, но без осмысленного выбора.

«Я всё делаю сам, я не даю контроль алгоритмам»

Вот почему музыкант не видит противоречия в использовании электроники, но видит пропасть между собой и ИИ.

4. Страх перед исчезновением

За гневом часто скрывается страх.

Страх того, что ИИ действительно начнёт заменять профессиональных музыкантов.

Что алгоритмы смогут генерировать песни быстрее, точнее, эффективнее.

«А вдруг моё мастерство перестанет быть востребованным?»

Когда ему говорят, что его музыка "не живая", он слышит: «Ты уже почти как ИИ. Твоя работа скоро станет ненужной».

Отсюда и злость.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ 

5. Парадокс современного творчества

Чем больше технологий помогают человеку, тем выше становится планка требований к человеческой составляющей.

Раньше можно было сказать: «Это настоящий джаз, потому что есть импровизация, живые музыканты, микрофон...»

Теперь границы размыты.

Можно сделать целый альбом в одиночку, не покидая домашней студии.

Но если за этим стоит личность, эмоции, выбор — это всё равно считается живым. 

А что если использовать ИИ? Есть ли в этом творчество?

С другой стороны, есть люди, которые говорят:

«ИИ — это не угроза творчеству. Это инструмент. А настоящий творец — всё равно человек».

Они признают, что ИИ может генерировать музыку, тексты, видео.

Но подчёркивают: созданное ИИ — лишь сырьё.

То, как оно будет использовано, обработано, изменено, связано в единое целое — зависит от человека.

«Я создаю музыкальные видеоклипы с помощью ИИ. Тексты мы пишем вместе с ИИ. Я генерирую треки в ИИ. Но и в моей деятельности есть элемент творчества»

Он не берёт первое, что выдал ИИ, и не применяет/публикует его как есть.

Он отсеивает ненужное, выбирает лучшее, а потом обрабатывает его по-своему: на монтаже меняет планы, цвет, ритм, структуру.

Он не копирует ИИ слепо — он редактирует, монтирует, дополняет, решает.

«Я не монтирую в клип всё видео, созданное ИИ, что-то уходит в корзину. То, что осталось — проходит через монтаж, я меняю крупность плана, провожу цветкоррекцию, применяю разные монтажные ухищрения»

Это уже не чистое ИИ-творчество.

Это человеческая режиссура над материалом, который частично создан машиной.

Как режиссёр работает с актёром, так и здесь — ИИ «говорит свою фразу», а человек решает, куда её поставить, с какой музыкой, в каком ракурсе.

«Я не беру текст, написанный ИИ в изначальном виде, я переделываю его, иногда почти до неузнаваемости»

Вот он — ключевой момент.

Мы не потребляем чужой текст.

Мы его переписываем, переосмысливаем, перетаптываем под себя.

Это уже соавторство, где мы — главный голос.

«Я не беру в клип первый и единственный трек, созданный ИИ, а выбираю из нескольких и обязательно добавляю что-то от себя: скретчи и другие "штучки", иногда даже свожу 2–3 трека, созданных ИИ, в один, могу поменять темп, поработать эквалайзером, добавить эффекты»

Это уже не просто использование ИИ.

Это композиторская работа, где мы объединяем, преобразуем, пересоздаём.

ИИ предлагает идеи в ответ на наши идеи — а мы делаем из них произведение искусства. 

Вывод

Творчество есть везде — главное, научиться его видеть

Даже если часть материала рождается в коде, творчество не исчезает.

Оно просто перемещается:

- Если не в рождении идеи — а в её выборе.

- Не в генерации — а в редактуре.

- Не в производстве — а в оформлении.

Творчество — это не обязательно "ничего подобного раньше не было".

Это умение видеть ценность, работать с ней, менять, комбинировать, делать своей.

Творчество есть везде. Его просто надо уметь искать — и находить.

С уважением,

Елена Нечаева,

психолог-психоаналитик

ВСЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ НЕЧАЕВОЙ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ НА САЙТЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА RIDERO.RU
ЗАПИСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (ЛЮБОЙ ГОРОД, 18+) НА САЙТЕ NEACOACH.RU

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Сейчас читают
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK