Самый главный секрет о чувствах, который мы часто упускаем. А зря!
Бессознательное — это часть нашего психического аппарата, которая не поддается сознательному контролю и активному осмыслению.
Принято считать, что оно включает в себя инстинкты, подавленные желания, воспоминания и «автоматические» реакции.
В отличие от сознания, которое способно анализировать, классифицировать и оценивать переживания, бессознательное не делает различий между чувствами, считая их все равноценными.
Сознание играет ключевую роль в оценке и интерпретации эмоций и чувств.
Этот процесс включает в себя несколько механизмов, которые вынуждают нас разделять чувства на «позитивные» и «негативные».
Как у нас получается разделять чувства на «хорошие» и «плохие»?
1. Когнитивная интерпретация.
Сознание анализирует эмоции, основываясь на прошлом опыте, культурных нормах и личных убеждениях.
Мы можем оценивать эмоции через призму наших знаний о том, как они соотносятся с нашими целями и ценностями.
Если в прошлом опыт радости был связан с определенными событиями, то в будущем подобные события будут восприниматься как позитивные.
Представим, что у человека в детстве был очень радостный опыт, связанный с празднованием своего дня рождения.
Каждый год его друзья собирались, чтобы отметить этот день, и он чувствовал себя любимым и счастливым.
В будущем, когда этот человек сталкивается с любыми событиями, связанными с празднованием — например, с организацией вечеринки или участием в других торжествах — он будет воспринимать их как позитивные.
Даже если на данной вечеринке что-то пойдет не так, его положительная ассоциация с праздниками и радостью от дней рождения будет делать эти события в целом приятными и вызывающими радостные эмоции.
В разных культурах одни и те же эмоции могут восприниматься по-разному.
В некоторых культурах открытое выражение гнева может считаться недопустимым, тогда как в других оно может восприниматься как нормальное поведение.
2. Физиологические реакции.
Наше тело реагирует на эмоции физически, и эти реакции могут влиять на нашу оценку чувств.
Например, учащенное сердцебиение и потливость могут быть ассоциированы с тревогой или страхом, в то время как расслабление и тепло могут восприниматься как радость или спокойствие.
При том мы понимаем, что учащенное сердцебиение и потливость не всегда случаются именно на фоне тревоги и страха.
Как и теплая расслабленность — не всегда следствие радости и спокойствия.
3. Сравнение с ожиданиями.
Сознание часто сравнивает текущие эмоциональные состояния с ожиданиями и желаниями.
Если наше текущее состояние соответствует ожиданиям (например, мы получили желаемую работу), мы можем оценить это как позитивное.
Если же оно не соответствует ожиданиям (например, мы не смогли достичь своей цели), мы можем считать это негативным.
4. Социальное взаимодействие.
Общение с другими людьми также влияет на наше восприятие эмоций.
Мы можем видеть, как окружающие реагируют на ту или иную эмоцию, и это может формировать наше собственное восприятие.
Например, если мы видим, что окружающие радуются успеху, мы можем и сами интерпретировать свои чувства как позитивные.
То есть мы попросту присоединяемся к групповой динамике, в то время, как на самом деле можем не испытывать чувства, к которым присоединились.
Особенно важно это понимать во взаимодействиях с социумом, который может назначить нам оценку чувству.
«Так принято в данном случае», — говорим мы себе, «изображая» чувства, которые не испытываем в моменте.
5. Рефлексия и самоанализ.
Сознание позволяет нам размышлять о своих чувствах, что дает возможность оценивать их.
Мы можем задать себе вопросы, такие как: «Что я сейчас чувствую?» или «Как это чувство влияет на мою жизнь?».
Через рефлексию мы можем осознать, какие чувства являются для нас положительными, а какие — отрицательными.
6. Когнитивные искажения.
Иногда наше сознание может искажать восприятие чувств, что также влияет на их оценку.
Например, когнитивные искажения, такие как «черно-белое» мышление, могут заставить нас считать, что если мы не испытываем полной радости, то мы находимся в состоянии глубокой печали.
Механизм оценки чувств на уровне сознания включает в себя когнитивные процессы, физиологические реакции, социальные взаимодействия и рефлексию.
Этот комплексный процесс вынуждает нас классифицировать эмоции как «позитивные» или «негативные», что, в свою очередь, влияет на наше поведение и взаимодействие с окружающим миром.
Понимание этих механизмов может помочь нам лучше осознавать и управлять своими эмоциями.
«В чём проблема? — спросит читатель, — ведь в обществе принято, что проявлять, например активную агрессию, плохо!».
Верно, так и есть.
В обществе многое не принято, в частности — открыто выражать некоторые чувства.
Но мы сейчас говорим не о социальным нормах, не о нарушениях законодательства в виде уличного хулиганства, например, а он нашем Бессознательном.
В бессознательном нет ни социальных норм, ни гражданских или уголовных законов, вообще — никаких норм, которые придуманы и сформированы «силой мозга».
Следовательно и «нечего оценивать».
Проблема вот в чем, приведу несколько весьма характерных примеров.
Пример 1: «Запрет на зависть».
Рассмотрим пример женщины по имени Анна, 34 года, которая с детства получала от родителей установку, что завидовать — это плохо, и что зависть следует избегать любой ценой.
Родители учили её, что зависть может разрушить отношения и вызвать негативные эмоции, поэтому она должна контролировать свои зависть и не поддаваться ей.
Последствия запрета на зависть.
1. Подавление чувств.
Анна научилась подавлять не только зависть, но и другие (см.далее) эмоции.
Когда она видела, как её коллеги получают повышение или выходят замуж, она чувствовала что-то похожее на зависть, но вместо того, чтобы осознать и принять эти чувства, она их подавляла.
Это привело к внутреннему конфликту и чувству вины за то, что она испытывает «плохие» эмоции.
2. Низкая самооценка.
Постоянное подавление зависти создало в Анне ощущение, что она не достойна успеха, как другие.
Она начала сравнивать себя с окружающими и приходила к выводу, что никогда не достигнет их уровня, что негативно сказалось на её самооценке.
На фоне подавленной зависти она установила для себя запрет на какое-либо участие в любой форме конкуренции.
Потому что один из двигателей успешной конкуренции — зависть.
Соответственно, избегая конкуренции, постепенно перестала развиваться, сравнивая себя с другими в естественном конкурентом соревновании.
3. Проблемы в отношениях.
Из-за отсутствия возможности открыто говорить о своих чувствах зависти, Анна начала испытывать недовольство к своим друзьям и коллегам.
Она не могла делиться своими переживаниями, что привело к дистанцированию в отношениях.
Она стала чувствовать себя одинокой и изолированной, не имея возможности обсудить свои эмоции.
4. Неудовлетворенность жизнью.
Подавляя зависть и другие эмоции, Анна в конце концов пришла к состоянию эмоционального выгорания.
Она чувствовала, что не может радоваться успехам других, и это сделало её жизнь менее насыщенной и удовлетворительной.
Она стала менее заинтересованной в достижении собственных целей, так как её внутренний диалог сосредоточился на том, что «это не для неё».
Там, где нет зависти в отношении успехов других людей, нет и радости за успехи других, и как следствие — нет радости за свои успехи.
5. Развитие тревожности.
В результате постоянного подавления эмоций, Анна начала испытывать повышенный уровень тревожности.
Ей стало сложно справляться с обычными стрессовыми ситуациями, так как она не могла выразить свои чувства и переживания.
Таким образом, запрет на зависть, полученный от родителей, сыграл негативную роль в жизни Анны, приведя к подавлению эмоций, снижению самооценки, проблемам в отношениях, неудовлетворенности жизнью и развитию тревожности.
Именно с жалобами на «повышенную тревожность» Анна и обратилась за помощью.
Пример 2: «Запрет на наглость».
Рассмотрим пример мужчины по имени Максим (42 года), который с раннего возраста слышал от родителей, что проявление инициативы и активное выражение своих желаний — это проявление наглости и неуважения.
Каждый раз, когда он пытался высказать своё мнение или предложить что-то новое, его родители говорили: «Не наглей! Наглость — второе несчастье».
Как позже выяснилось, уже во время нашей работы, родители Максима так… шутили.
Но ребенок взрослых шуток не понимает по умолчанию.
Последствия запрета на «наглость».
1. Страх проявления инициативы.
Максим стал бояться проявлять инициативу в любой форме.
Он начал избегать ситуаций, где ему нужно было высказать своё мнение, даже если он знал, что оно может быть полезным.
Это привело к тому, что он стал пассивным и часто соглашался с мнением других, даже если не разделял его.
2. Низкая самооценка.
Постоянное подавление своих идей привело к тому, что мужчина начал сомневаться в своих способностях и ценности своих мыслей.
Он стал считать себя некомпетентным и недостаточно умным, что негативно сказалось на его самооценке.
3. Трудности в общении.
Максим испытывал трудности в общении с ровесниками и взрослыми.
Он не мог выразить свои мысли и желания, что делало его менее привлекательным для друзей.
Его страх показаться наглым мешал ему строить близкие отношения, и он часто оставался в одиночестве.
4. Избегание ответственности.
Когда дело доходило до принятия решений на работе, Максим предпочитал избегать ответственности.
Он боялся, что его идеи могут быть отвергнуты, и поэтому не высказывал свои мысли, даже когда это требовалось.
Это снизило его шансы на продвижение по службе и развитие карьеры.
5. Эмоциональное выгорание.
Со временем мужчина стал чувствовать себя подавленным из-за постоянного подавления своих желаний и инициатив.
Он осознавал, что не может реализовать свой потенциал, и это привело к эмоциональному выгоранию и чувству неудовлетворенности жизнью.
Здесь стоит посвятить отдельное внимание подмене понятий, которая наблюдается чаще, чем можно было бы предположить.
Подмена понятий в воспитании может иметь серьезные и долгосрочные последствия для детей, поскольку она искажает их восприятие мира и собственных эмоций.
В случае Максима, родители заменили понятие «инициатива», которое связано с активностью, творчеством и стремлением к самовыражению, на негативное понятие «наглость», которое подразумевает отсутствие уважения и нахальство.
Это искажение приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать свое природное стремление к инициативе как что-то неправильное и недопустимое.
Такое подменное восприятие создает внутренний конфликт в психике ребенка, поскольку он может ощущать желание проявить активность, но при этом чувствует, что это что-то плохое.
В результате Максим начинал подавлять свои желания и инициативу, что сформировало у него страх перед проявлением активности и самовыражением.
Он вырос с убеждением, что его идеи не стоят ничего, и что лучше следовать за мнением других, чем рисковать выглядеть наглым или неуважительным.
Кроме того, такая подмена понятий может привести к формированию низкой самооценки, поскольку ребенок начинает сомневаться в своей ценности и способности вносить вклад в общение и совместную деятельность.
Это, в свою очередь, может вызвать трудности в отношениях с другими людьми, так как он будет избегать ситуаций, где ему нужно принимать решения или выражать свое мнение, что только усугубляет его изоляцию и одиночество.
В конечном итоге, подмена понятий не только искажает реальность, в которой живет ребенок, но и создает барьеры для его личного и эмоционального развития.
Он может потерять возможность видеть ценность в своих идеях и желаниях, что приведет к эмоциональному выгоранию и недовольству жизнью.
Таким образом, подмена понятий в воспитании может иметь разрушительные последствия, формируя негативные установки и ограничивая возможности ребенка в будущем.
Это подчеркивает важность поддержки инициативы и самостоятельности у детей, чтобы они могли развиваться и уверенно взаимодействовать с окружающим миром.
И уж тем более родителям стоит отказаться от подмены понятий.
В чем суть «не только… но И»?
Теперь вернемся чуть выше — цитата: «Анна научилась подавлять не только зависть, но и другие (см.далее) эмоции».
Наши чувства действительно амбивалентны, и это фундаментальная истина, которую мы часто забываем или игнорируем в повседневной жизни.
Амбивалентность означает, что многие эмоции и переживания имеют две стороны, которые, хотя и могут казаться противоположными, на самом деле являются частью единого целого.
Например, гнев и восторг могут казаться совершенно разными состояниями, однако на глубинном уровне они могут быть связаны между собой, как две стороны одной медали.
Представьте себе медаль или монетку, на одной стороне которой написано «Гнев», а на другой — «Восторг».
Если мы воспринимаем гнев как исключительно негативное чувство и сознательно стремимся избавиться от него, мы фактически отказываемся и от восторга, который может быть частью этого же эмоционального спектра.
Гнев может возникать в ответ на несправедливость или фрустрацию, и он, в свою очередь, может побуждать нас к действиям, направленным на изменение ситуации, что может привести к ощущению восторга, когда мы достигаем результата.
Когда мы выбираем игнорировать или подавлять гнев, мы также закрываем себе доступ к той энергии и мотивации, которые он может дать.
Кроме того, амбивалентность чувств подчеркивает, что эмоции не существуют в вакууме.
Они часто переплетены и влияют друг на друга.
Например, гнев может возникать как реакция на то, что мы чувствовали восторг, но затем столкнулись с разочарованием.
Здесь схема такая: Восторг > Потеря восторга (разочарование) > Гнев.
Если вынуть из такой простой схемы Гнев, то и Восторг исчезает, и схема: Гнев > Достижение (удовольствия или цели, например) > Восторг — становится недоступной.
Схема «работает в обе стороны».
Это означает, что наше эмоциональное состояние является динамичным и многогранным.
Мы можем испытывать радость и печаль одновременно, или гнев и восторг в разных контекстах.
Забывая об этой амбивалентности, мы рискуем упрощать свои переживания, воспринимая их как черно-белые, а не как сложные и многослойные.
Таким образом, игнорирование амбивалентности наших чувств может привести к эмоциональной дисфункции, когда мы не можем полностью воспринимать и понимать себя.
Мы можем считать определенные эмоции «плохими» и избегать их, что в итоге ограничивает нас в понимании своего внутреннего мира.
Принятие амбивалентности позволяет нам осознать, что все наши чувства имеют значение и могут быть полезны, если мы научимся их принимать и интегрировать в свою жизнь.
Это создает более глубокое и полное понимание себя и окружающего мира, позволяя нам быть более эмоционально гибкими и устойчивыми.
«А почему наши чувства амбивалентны?» — спросят читатели.
Короткий ответ: «Потому что» или «Так получилось», или «Мы не знаем, но пробуем узнать и понять».
Но вот те выводы о происхождении амбивалентности, который доступны человечеству на данный период.
Наши чувства амбивалентны по нескольким причинам, которые связаны с природой человеческой психики, социальными факторами и контекстами, в которых мы существуем.
Во-первых, эмоциональные реакции формируются на основе нашего опыта, который часто включает в себя противоречивые события и ситуации.
Мы можем чувствовать радость и грусть одновременно, когда, например, заканчивается важный этап в жизни, такой как выпуск из учебного заведения.
В этом случае одновременно присутствуют чувства гордости за достижения и печали от расставания с друзьями и знакомой средой.
Во-вторых, амбивалентность чувств часто возникает из-за их взаимосвязи.
Эмоции не существуют изолированно, они могут перекрываться и влиять друг на друга.
Например, гнев может возникать в ответ на чувство предательства, и это может быть связано с ранее испытанным восторгом от доверительных отношений.
Таким образом, одна эмоция может порождать другую, создавая сложные эмоциональные состояния.
В-третьих, социальные и культурные факторы также играют важную роль в амбивалентности чувств.
Разные культуры могут по-разному интерпретировать и оценивать эмоции.
В некоторых обществах гнев может восприниматься как признак силы, тогда как в других он рассматривается как нечто негативное.
Это может вызывать внутренние конфликты, когда человек сталкивается с культурными ожиданиями и своими настоящими чувствами.
Также стоит учесть, что человеческие эмоции развивались с точки зрения выживания.
Амбивалентность может служить адаптивной функцией, позволяя людям реагировать на сложные ситуации более гибко.
Например, испытывая страх в опасной обстановке, человек может одновременно чувствовать и желание действовать, и желание убежать.
Это сочетание эмоций помогает нам принимать более обоснованные решения.
Таким образом, амбивалентность наших чувств — это сложное сочетание личного опыта, взаимосвязи эмоций, социальных норм и адаптивных механизмов, которые помогают нам осознавать и реагировать на многогранность человеческого опыта.
Принятие этой амбивалентности может способствовать более глубокому самопониманию и эмоциональной зрелости, позволяя нам лучше справляться с жизненными вызовами.
Наши отношения с нашими чувствами.
Теперь поговорим о пользе амбивалентности, но не самих чувств, как таковых, а об амбивалентности наших же отношений с нашими же чувствами.
Разберем на примерах.
Пример 1: «Разные отношения с чувством стыда».
Рассмотрим пример мужчины по имени Алексей, которому 34 года.
В его жизни произошли две ситуации, в которых он испытывал одно и то же чувство стыда, но оценивал его по-разному.
В первой ситуации Алексей оказался на корпоративной вечеринке, где он, будучи под воздействием алкоголя, начал рассказывать неподобающие анекдоты и шутить на грани.
После вечеринки он осознал, что его поведение могло оскорбить коллег и создать негативное впечатление о нем.
В этот момент он испытал сильное чувство стыда за свое поведение.
Однако, помимо этого, он также почувствовал стыд за то, что испытывает стыд.
Он считал, что взрослый человек не должен позволять себе терять контроль на подобных мероприятиях.
Это ощущение стыда за свое чувство стыда только усугубило его внутренний конфликт и привело к негативным размышлениям о себе.
В другой раз Алексей оказался в более серьезной ситуации.
Он стал свидетелем того, как его друг, находясь в состоянии сильного стресса, начал принимать рискованные решения, которые могли привести к плохим последствиям.
Алексей, испытывая чувство стыда за то, что он не может помочь другу, подумал о своих собственных эмоциях и увидел, что это чувство стыда подстегивает его к действию.
Он осознал, что этот стыд говорит ему о том, что он неравнодушен к судьбе друга и хочет его защитить.
В результате Алексей собрался с силами и изъявил готовность поддержать своего друга, предложив ему помощь и поддержку.
В этом контексте чувство стыда стало для него катализатором действия, позволяя ему проявить заботу и ответственность.
Таким образом, в обоих случаях Алексей испытывал одно и то же чувство стыда, но оценка этого чувства была разной.
И, что важно — оценку стыду он выставлял сам.
В первом случае стыд воспринимался как негативное переживание, мешающее ему увидеть себя в позитивном свете, тогда как во втором случае стыд стал движущей силой, побуждающей его действовать и заботиться о других.
Эта разница в восприятии подчеркивает амбивалентность эмоций и то, как одно и то же чувство может стимулировать как негативные, так и позитивные реакции в зависимости от контекста.
Пример 1: «Разные отношения с чувством страха».
Рассмотрим пример альпиниста по имени Владимир, которому 33 года.
В его жизни произошли две ситуации, в которых он испытывал одно и то же чувство страха, но оценивал его по-разному.
В первой ситуации Владимир поднялся на сложный маршрут в горах, когда внезапно началась сильная буря.
Ветер усилился, а видимость резко ухудшилась.
В этот момент, когда он осознал, что его жизнь и безопасность под угрозой, его охватил страх.
Однако, вместо того чтобы паниковать, этот страх заставил его сосредоточиться на ситуации.
Он стал более внимательным и осторожным, начал анализировать свои действия и искать безопасное место для укрытия.
Благодаря этому страху Владимир смог вовремя найти укрытие, что спасло его от потенциальной опасности.
В данном контексте он оценил свой страх как положительное чувство, которое помогло ему выжить и действовать рационально в критической ситуации.
Во второй ситуации Владимир оказался в похожих условиях, когда он готовился к восхождению.
На этот раз, перед началом восхождения, он вдруг почувствовал страх, когда вспомнил о трагедиях, произошедших с другими альпинистами на этом маршруте.
Вместо того чтобы использовать этот страх как сигнал к осторожности, он начал ощущать себя неуверенно и сомневаться в своих способностях.
Он считал, что страх мешает ему достичь своей цели, и начал ощущать его как «плохое» чувство.
В результате этого внутреннего конфликта Владимир отложил восхождение, считая, что его страх свидетельствует о том, что он не готов к этому вызову.
Таким образом, в обеих ситуациях Владимир испытывал одно и то же чувство страха, но оценка этого чувства была разной.
В первом случае страх воспринимался как полезное и спасительное переживание, а во втором — как негативное чувство, которое мешает ему действовать и достигать своих целей.
Эта разница в восприятии подчеркивает, что одно и то же чувство может иметь разные значения и последствия в зависимости от контекста и личной оценки.
Вернемся к безоценочности чувств со стороны нашего Бессознательного.
Немного теории: основные аспекты этой идеи.
Бессознательное работает на уровне, который не доступен нашему сознательному пониманию.
Оно управляет многими аспектами нашего поведения и восприятия, не требуя от нас активного участия.
Например, если мы испытываем страх, это может быть вызвано бессознательными ассоциациями, которые мы не можем осознать.
Для бессознательного все чувства — будь то радость, грусть, страх или гнев — имеют одинаковую значимость.
Это может привести к тому, что мы реагируем на ситуации не всегда адекватно, поскольку бессознательные эмоции могут перекрывать более рациональные, сознательные оценки.
Например, человек, который испытывает подавленный гнев, может неосознанно проявлять его в других формах, например, в виде тревожности.
Поскольку бессознательное не оценивает чувства, это может привести к конфликтам внутри личности.
Например, если человек считает, что проявлять грусть — это плохо, он может подавлять это чувство, но бессознательное все равно будет испытывать грусть, что может привести к внутреннему напряжению или даже психосоматическим расстройствам.
Эмоции, которые не получают адекватной оценки и обработки на сознательном уровне, могут проявляться в наших действиях.
Например, неосознанный страх перед чем-то может заставить человека избегать определенных ситуаций или людей, даже если на сознательном уровне он не понимает, почему так происходит.
Психоанализ часто направлен на то, чтобы помочь человеку осознать и интегрировать свои бессознательные чувства.
Цель состоит в том, чтобы помочь человеку понять, какие эмоции он подавляет и как они влияют на его поведение.
Таким образом, бессознательное действительно не умеет ставить оценки чувствам, и это приводит к множеству интересных, но порой и проблемных последствий в нашей жизни.
Понимание этой особенности может помочь нам лучше осознавать свои эмоции и работать с ними более эффективно.
В итоге, мы видим, что наши чувства — это не просто фиксированные реакции, а настоящие многогранные переживания, которые зависят от контекста и нашего восприятия.
Как в случае с Алексеем и Владимиром, одно и то же чувство может вызывать совершенно разные оценки в разных ситуациях.
Важно помнить, что мы сами выбираем, какую «оценку» выставлять нашим эмоциям.
Это как играть в игру: иногда стыд, например, может стать нашим защитником, а иногда — мешать нам.
И, что особенно интересно, наше бессознательное, похоже, не обращает внимания на наши оценки.
Оно просто «видит» эмоции и реагирует на них, независимо от того, как мы их интерпретируем.
Так что в конечном итоге, мы сами решаем, как относиться к своим чувствам — как к союзникам или противникам.
Главное — быть открытыми к своим эмоциям и позволять себе чувствовать.
Возможно, вам представится случай в вашей жизни, когда вы сумеете «притормозить», «поймав» какое-то чувство и, прежде чем, начать его реализовывать (в негативном или в позитивном воплощении), успеете сначала спросить себя: «Почему именно сейчас я даю именно такую оценку данному чувству?».
«Домашнее задание»
1. «Отловить», почувствовать чувство.
2. Спросить себя: «Какую оценку я ставлю данному чувству?».
3. Ответить на вопрос самому себе: «Почему я ставлю данному чувству именно такую оценку?».
4. Также ответить: «Хочу ли я поменять оценку? Если «да», то почему. Если «нет», то почему?».
ВСЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ НЕЧАЕВОЙ ЗДЕСЬ
ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИИ (ЛЮБОЙ ГОРОД, 18+)
С уважением, Нечаева Е.А.