Почему Намерение — не есть Действие?
18+
Полагаю, что каждый из нас, как минимум один раз в жизни контактировал с человеком, который много обещает, но никогда или почти никогда не выполняет обещанное.
Уточним: реализует свои намерения и обещания гораздо реже, чем не реализует.
То есть его «обещалкинство» является хроническим.
А может быть, что кто-то из читателей имеет такое свойство — обещать, но не делать.
Мы понимаем, что у такого человека могут возникать некие проблемы в качестве социальных связей.
Также понятно, что «обещалкин» не слишком-то приятен в общении особенно, если он нам близок и является, например, нашим близким другом или нашим начальником, или нашим подчиненным.
С таким человеком довольно тяжело, если от него что-то зависит в нашей жизни.
Он может порушить наши личные планы, он обнадеживает и бросает, он может заметно подвести нас в каком-то совместном проекте.
Мы на него понадеялись, мы ему поверили, он нас убедил в том, что он что-то сделает, но он не делает.
То есть — что происходит с нашей стороны — мы хорошо знаем.
А что же происходит с его стороны, и что «заставляет» Обещалкина постоянно водить нас за нос?
В моем ближнем круге такие люди не задерживаются, их особо около меня никогда и не было. Начиная со второго круга и далее такие люди есть. Так что для моего повествования я возьму не только опыт из моей психоаналитической практики, но и свой личный опыт.
Заметим, что у всех Обещалкиных симптом один и тот же: пообещал, что-то анонсировал, высказал намерение, но не сделал, не реализовал.
То есть симптоматическое разнообразие отсутствует.
Зато присутствуют разные мотивы, и они такие…
Удержать около себя с помощью довольно примитивной, очень простой, но от того не менее эффективной манипуляции — создания Интриги.
Ведь после того, как Обещалкин анонсировал какой-то совместный с вами проект, какое-то время вы будете «на поводке» — будете каждый день и не по разу, как минимум, вспоминать Обещалкина, думать о нем и о совместном проекте, а то и напоминать ему, искренне веруя в то, что Обещалкин свое обещание выполнит.
И даже не будете предполагать, что свое обещание Обещалкин давно позабыл.
Зато ваше внимание, ваше беспокойство будет кормить обещалкинское Эго.
Как стриптизер получает удовольствие от своей способности соблазнять, заранее зная, что «секса не будет» и что к нему даже прикасаться нельзя, так и Обещалкин получает удовольствие, заранее зная, что его жертва какое-то время будет идти за морковкой, как тот ослик.
Ослик — тот, кому Обещалкин пообещал, а морковка — сам Обещалкин.
При том, что он здесь и морковка и тот, кто морковку прицепил на удочку.
В этой статье не планирую разбирать более глубокие причины явления под девизом «я тебя соблазню, но секса не будет», это отдельная и очень большая тема.
Останемся на уровне поведения и мотивов, сходим «по верхам».
Быть может, вы сами попробуете поразмышлять над причинами такого явления.
Так или иначе, но Обещалкин действительно «секса не ищет», как логичного развития и кульминации процесса соблазнения.
Ему куда важнее сам процесс соблазнения, который никогда не должен заканчиваться.
Быть может потому, что он вообще не уверен — силен ли он «в сексе», в нашем контексте — силен ли в реализации его же обещания.
Он заранее знает или предполагает, или чувствует, что предложенный им проект ему не по силам на самом деле.
Но он не может себе позволить сказать примерно так: «Я в этом деле — не мастак. На меня не рассчитывай. Я не смогу сделать потому, что не умею».
Он не может сам себе признаться в своей слабости и/или каком-то не умении, или в не знании.
Он должен «держать марку», он должен ее держать во что бы то ни стало, чтобы не столкнуться со своей слабостью нос к носу.
И уже тем более, он не может позволить, чтобы его слабость обнаружили другие.
Потому он и вынужден «воротить конструкции» по одному и тому же сценарию: вместо «Я не хочу/ не могу это сделать!», он скажет «Я сделаю обязательно!» и потом будет придумывать миллион разных причин (почему не сделал).
Как будто ему легче и как будто ему интереснее придумывать отговорки.
Но нет, не легче на самом деле: на первый раз его простят, на второй «войдут в положение», на третий «поругают», а на четвертый раз — откажутся и прервут контакт.
И замкнутый круг пойдет на следующий оборот: Обещалкин найдет следующих тех, кому можно «вешать лапшу на уши» (соблазнять интригой).
Если вернуться к аналогу с сексом, то так: Обещалкин просто не знает и не понимает — а что делать, что должно быть После Секса?
Допустим, секс состоялся и…. и что дальше-то?
Для него «после секса» соблазнение уже не возможно.
Как будто у него есть фантазия, что во время секса он навсегда теряет способность к соблазнению (к интриге): позанимался сексом, функция соблазнения исчезла.
Потому нельзя «заниматься сексом» (реализовывать обещанное).
Еще один мотив — обеспечение своей безопасности или ее кажимости.
Истоки, конечно, здесь: «Чем быстрее я пообещаю матери, тем быстрее она от меня отстанет».
Или: «Кажется, маме нравится, когда я что-то торжествено оюещаю. Я получаю её одобрение, когда обещаю».
В более взрослом возрасте, когда матери уже можно ничего не обещать, Обещалкин своими обещаниями «притупляет бдительность» субъекта, который становится для него опасным тем или иным образом.
Например, когда «его женщина» нервничает по каким-то причинам, он «успокаивает» её красочными рассказами о том, как они вместе уедут на тропический остров, купят там милый домик, будут наблюдать за красивыми закатами и умрут в один день, прожив счастливо вместе много лет.
Тоже сценарий из родительской семьи, в которой никто не разбирался в причинах «нервничания», а исключительно «отвлекал внимание нервничающего».
Женщина действительно «успокаивается», она переключается на ожидание реализации обещанного.
Она «соблазнена» и «соблазняется», еще не зная, что «секса не будет», и ни на какой остров никто, кроме нее, не собирался.
Через какое-то время Обещалкин признается (или нет), что никакого обещания он не давал, он «просто фантазировал/ мечтал» или вообще «не помнит, что говорил такое».
Довольно часто Обещалкины искренне удивляются, когда с них начинают требовать реализовать анонсированное или даже просто напоминают об обещанном.
За каждое такое удивление Обещалкину должны вручать премию «Оскар».
Вот здесь как раз «ассортимент» обширен: от лобового и откровенного игнорирования (молчания) и срочного переключения на другую тему до обширных и пространных подробностей и причинах «почему не получилось».
Здесь прямой аналог: нарко- алко-зависимый, который способен подробно рассказать о том, как он точно-точно «бросит и завяжет», сразу после Таких-то Условий.
Если не завтра, то через неделю, в Будущем.
Но он никогда не расскажет, что он сделал прямо Сейчас и Сегодня для того, чтобы «бросить и завязать».
Причины, по которым зависимый «бросит и завяжет» всегда будут только в Будущем, но никогда не будут в Сегодня.
Рекомендации для Обещалкиных:
а) почитать или послушать статью о «застревающей личности»;
б) зайти в личный психоанализ.
Запись на индивидуальные консультации (18+, любой город).
С уважением, Нечаева Е.А.