Новости
Все новости

С ноября 2023-го года работаю по выходным дням...

Небольшая фотопрогулка по кабинету. Добро пожаловать...

Приглашение и информация о Новогодней акции 2024/ 2025...

Как (не)соединить режиссуру и психоанализ, Инструмент». Или «Как киношное понятие События может помочь в анализе?

Главная » Публикации » Авторские статьи » О ПСИХОЛОГИИ » Как (не)соединить режиссуру и психоанализ, Инструмент». Или «Как киношное понятие События может помочь в анализе?

Рубрика «Как (не)соединить режиссуру и психоанализ, Инструмент». Или «Как киношное понятие События может помочь в анализе?».

Что такое «событийный ряд» (классика сценарного дела и режиссуры) — отдельный разговор.

Спойлер: понимание «событийного ряда» далеко не всегда, но довольно часто может быть применимо и в работе психоаналитика (о «событийном ряде» — позже).

Для начала определимся — кто такое Событие, чтобы потом стало яснее разобраться с «событийным рядом».

Также для начала необходимо внятно поделить — чем режиссер и психоаналитик отличаются и отличаются ли?

«Какой дурацкий вопрос!», — скажет кто-то. Не торопитесь с выводами, а я объясню коротенько…

1. Тот психоаналитик, который мнит себя режиссером «судьб человеческих» — идиот.

2. Тот режиссер, который мнит себя знатоком «душ человеческих» — идиот.

3. Психоаналитик анализирует и Наблюдает. Режиссер режиссирует и «ставит», организует.

4. Занятно, что и там, и там есть Сеттинг.

Есть свои законы, правила, ограничения и ритуалы, без соблюдения которых невозможны ни процессы, ни результаты.

Режиссёр собирает группу, участники которой заранее и априори согласны на условия сеттинга.

Согласен ли наш анализант на сеттинг?

Формально может быть и согласен (первично), но он даже отдаленно пока не представляет — что будет дальше.

5. Режиссер знает сценарий, его могут знать и некоторые участники съемочной группы.

Аналитик знает/ предполагает и не знает (одновременно).

В теории может «знать», в процессе «сто раз пере_знать».

Да и надо ли говорить, что кино-сценарий и реальная жизнь — вообще не одно и то же.

6. У режиссера есть (чаще) строгое ограничение по времени: бюджет точно закончится.

У психоаналитика могут быть разве что собственные фантазии и предположения о сроках.

7. В обоих случаях есть «рамка кадра»:

- в режиссуре — буквальная «рамка кадра», которая диктует примерно всё;

- в анализе «рамкой кадра» можно назвать кабинет.

Помните, как мы (иногда) говорим анализанту: «Если не сказано в кабинете вслух, значит этого (пока) нет»?

Это про нее, про «рамку кадра».

Всё, что «рамке кадра» — внутри кабинета, и всё, что вне кабинета — за «рамкой кадра».

Аналитик за «рамку кадра» отвечает, но очень в целом, он обеспечивает в кабинете то, что и повторять не надо, мы все в курсе.

Но аналитику не надо «отвечать» за наполнение «внутри кадра», наполнение приносит анализант.

Наверное, можно сказать, что аналитик обеспечивает «рамку» буквально, как Границы (кабинета).

Режиссер обеспечивает и «рамку кадра», как границу буквально, и вовсю этот кадр наполняет.

Аналитик «понятия не имеет», чем сегодня и сейчас будет наполнен «кадр» (может предполагать в опережающих контрпереносах, но не Знать).

Если режиссер не будет Знать, чем сегодня и сейчас наполнять кадр, он перестанет быть режиссером (или ему надо просто опохмелиться, например).

...В общем, это было тезисно.

Так вот вернемся к Событию.

Событие — это изменение Состояния.

Как узнать, что Событие произошло?

Если наше Состояние изменилось, значит Событие произошло.

Факт не меняет Состояние.

Зеленый сигнал светофора сменился на красный — и все встали. Это Событие? Нет. Это факт.

Зеленый сигнал светофора сменился на красный — все, кроме одного, встали, а один поехал и въехал в куст, поломав бампер.

Это Событие? Да.

Состояние изменилось: и у бампера, и у водителя, и у куста, и у остальных участников движения, как свидетелей происшествия, эмоциональное состояние которых тоже изменилось и может повлиять каким-либо образом на дальнейшее в их жизни.

«В чем для вас — Событие?» — отличный вопрос, который может помочь анализанту, который, например, является носителем «застревающей личности» (с осторожностью и в контексте).

Без особой осторожности вопрос может помочь тем, кто сейчас делает какой-либо Выбор (не самый критичный, возможно).

Также стоит поговорить о Событии и Событиях с теми анализантами, которые «имеют привычку» обесценивать собственные достижения и всю жизнь в целом (как в древнем анекдоте с шариками, которые не радуют).

В 9-ти случаях из 10-ти столь простой вопрос, как минимум, провоцирует (в хорошем смысле) думы анализанта о ценности Событий, которые на самом деле есть в его жизни (а ему кажется, что «ничего не происходит»).

Разговор о Событии (как изменении Состояния) может быть применим и не только относительно Прошлого, но и (с таким же успехом) может быть направлен в Будущее:

— И нафига мне это делать?

— Предлагаю поразмышлять и пофантазировать — как изменится ваше Состояние, если вы это сделаете? И, если вы этого НЕ сделаете.

Состояние «ДО» (свершившегося) События и Состояние «ПОСЛЕ» (свершившегося) События.

Их стоит просто сравнить (проговорив, разумеется).

Состояние «ДО» (предстоящего) События и Состояние «ПОСЛЕ» (предстоящего) События.

Их стоит просто сравнить (проговорив, разумеется).

В таком обсуждении выясняется:

- либо (исчезнувшая/ потерянная/ вытесненная) Ценность События/ Событий;

- либо становится яснее само Событие (очевидно, что Состояние изменилось, но само Событие «затуманено»).

«Помню (и осознаю) ДО, помню (и осознаю) ПОСЛЕ, а посередине — не помню».

В заметном количестве случаев эту, казалось бы, незамысловатую схему можно и нужно визуализировать на плоскости.

При простейшей визуализации на понятной (осязаемой) плоскости анализант может (хотя бы временно) «заземлиться», почувствовав «почву под ногам» и упростить то, что действительно стоило бы упростить.

Ведь, глядя на рисунок, создаваемый буквально сейчас, нет необходимости «улетать» куда-то в «перпендикуляры и параллели».

(для, кто не в теме: это не терапия, как таковая и не «волшебная таблетка»; этот инструмент лишь «поднимает» информацию, которая после должна быть аналитически исследована)

Было «где-то, когда-то и не пойми что» — это Где-то, Когда-то и Не пойми что».

Сейчас и Здесь, в кабинете — это Сейчас и Здесь в кабинете (внутри «рамки кадра»).

Примерно такими способами можно помочь анализанту и себе «восстановить память», при чем и в обе стороны (Прошлое, Будущее), и «в моменте».

Два момента на финал:

1. Главное — к завершению сессии не забыть вернуть анализанта из двухмерной плоскости рисунка в многомерное реальное пространство, иначе нечем и негде будет контейнировать и обрабатывать полученную информацию.

2. Является ли психоанализ (в целом) Событием для анализанта и для психоаналитика? Если является, то в Чём это событие и каковы состояния «до» и «после»?

На постерах (ниже): возможные схемы применения инструмента «Событие».

Информация и запись на консультации

С уважением, Нечаева Е.А.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK