Формирование ограниченного аффективного репертуара в результате раннего травматического опыта
Формирование ограниченного аффективного репертуара в результате раннего травматического опыта
Представим большой круг — он символизирует полноту человеческих чувств и эмоций, а также всех внутренних процессов, которые формируют наше восприятие мира.
Это всё то богатство переживаний, которое может испытывать живая, открытая психика.
Однако в какой-то момент, вероятно ещё в самом раннем возрасте — до появления речи (довербальный период) — человек сталкивается с тем, что его «живость», естественные эмоциональные импульсы и проявления были как будто запрещены.
Довербальный период
Довербальный период — это время в самом раннем возрасте человека, когда он ещё не умеет говорить и не владеет речью как средством общения и познания мира.
Обычно это первые два-три года жизни, а иногда немного больше.
В этот период ребёнок воспринимает реальность не через слова, а через ощущения: прикосновения, звуки, запахи, эмоции взрослых, их взгляды, интонации голоса, физический контакт.
Хотя ребёнок тогда ещё не может выразить свои переживания словами, они всё равно остаются внутри него — в теле, в реакциях, в привычках чувствовать и отвечать на мир.
Именно в этот период закладываются основы доверия к миру или, наоборот, тревоги.
Формируется базовое чувство безопасности или её отсутствия.
Эти ранние переживания могут влиять на нас всю жизнь, даже если мы их не помним сознательно.
То, что происходит в довербальном периоде, часто становится "фундаментом" нашей психики — тем, на чём строится отношение к себе, к другим и к миру в целом.
Возможно, это были ситуации, в которых проявление чувств вызывало страх, отвержение или боль.
Вы можете приобрести книгу, тема которой связана с темой данной статьи — Елена Нечаева, «Наиболее полный список чувств и эмоций. Чем чувство от эмоции отличается? Издание второе» — на сайте издательства. Выбирайте вариант на бумаге, он удобнее и дешевле. Книга здесь
В ответ на это внутри большого круга формируется крошечный центральный кружок — зона, где остаётся только «серое».
Это состояние — блеклое, однообразное, лишённое ярких эмоций. Именно здесь оказывается сосредоточена вся жизнь человека.
Именно в этом маленьком «сером» круге он теперь существует.
Любое движение за его границы — влево, вправо, вверх или вниз — кажется опасным, тревожным, непредсказуемым.
Даже если человек случайно выходит за пределы этой зоны хотя бы на миллиметр, он тут же стремится вернуться обратно — в привычное, пусть и бедное, но уже освоенное состояние серости.
Так формируется замкнутый путь, в котором безопасность достигается ценой утраты живости и полноты внутреннего мира.
Трудность терапии, когда проблема находится в довербальном периоде, связана с тем, что человек не может вспомнить или осознанно рассказать о тех событиях словами — ведь тогда он ещё не умел говорить.
В этом возрасте переживания остаются не в форме воспоминаний с картинками и словами, а в виде ощущений, реакций тела, эмоциональных паттернов и автоматических поведенческих реакций, которые повторяются всю жизнь.
Представьте, что внутри нас есть «запись» страха, одиночества или напряжения, но мы не знаем, откуда она взялась.
Это как фоновая музыка, которую мы слышим постоянно, но не можем выключить и даже не всегда понимаем, что она играет.
Именно так могут проявляться травмы или переживания из довербального возраста — они становятся частью того, как человек чувствует себя в мире, но не понимает почему.
В терапии сложно работать с этим материалом, потому что нет чёткого рассказа, логической цепочки событий или ясного воспоминания, на которое можно было бы опереться.
Вместо этого терапевт и клиент учатся «читать» эти ранние следы по-другому: через телесные ощущения, эмоциональные реакции в настоящем, отношения с другими, через то, как человек реагирует на близость, безопасность или стресс.
Это похоже на раскопки древнего слоя памяти, где нет надписей и документов, только обломки и ощущения земли под руками.
Поэтому терапия таких состояний требует особого подхода — неспешного, где важнее не «понять причину», а научиться чувствовать себя иначе, здесь и сейчас.
Вы можете приобрести книгу, тема которой связана с темой данной статьи — Елена Нечаева, «Наиболее полный список чувств и эмоций. Чем чувство от эмоции отличается? Издание второе» — на сайте издательства. Выбирайте вариант на бумаге, он удобнее и дешевле. Книга здесь
Вернемся к рисункам
Описанное выше можно интерпретировать с точки зрения психологии, нейробиологии и теории травмы как процесс ограничения эмоциональной репертуарности* и динамики внутрипсихических процессов вследствие раннего адаптивного приспособления к внешним угрозам или эмоциональной недоступности среды.
*Аффективный репертуар — это набор эмоций, которые человек может чувствовать, распознавать и выражать.
Чем богаче этот репертуар, тем больше разных чувств человек способен переживать и осознавать.
Если репертуар узкий, человек испытывает меньше эмоций — например, почти всегда чувствует только тревогу, пустоту или раздражение, а другие чувства кажутся чужими или незнакомыми.
1. Эмоциональный круг как метафора аффективного пространства.
Большой круг символизирует полноту аффективного спектра человека — диапазон возможных эмоциональных состояний, который потенциально доступен психике.
Это соответствует модели дифференцированного эмоционального репертуара, включающего как базовые (радость, гнев, страх, печаль, удивление), так и более сложные (стыд, гордость, вина и т. д.) эмоции.
С точки зрения нейропсихологии, такие эмоции связаны с активацией определённых нейронных сетей: лимбической системы (миндалевидное тело, гиппокамп), префронтальной коры и инсулы.
Эмоциональное разнообразие отражает функциональную пластичность этих систем.
2. Формирование малого «серого» круга: защитная фрагментация психики.
Маленький центральный круг символизирует ограниченное эмоциональное состояние, в котором остаётся человек после переживания травматизации или эмоционального подавления в довербальном периоде.
Это соответствует модели адаптивной дефензивной стратегии*, формирующейся в условиях хронического стресса или травмы на ранних этапах развития.
*Дефензивная стратегия — способ защиты психики, который человек использует, чтобы избежать боли, страха или дискомфорта.
Это автоматические реакции (например, подавление чувств, отрицание, избегание мыслей), которые помогают чувствовать себя в безопасности, но часто мешают жить полной жизнью.
В терминах теории прикрепления/ привязанности это может быть связано с формированием неустойчивого или избегающего типа привязанности, когда ребёнок вырабатывает стратегию снижения эмоциональной активности как способа выживания.
В контексте нейробиологии стресса, хроническое воздействие угроз в раннем возрасте вызывает гиперактивацию оси HPA (гипоталамус-гипофиз-надпочечники), что приводит к понижению порога тревожности и ограничению эмоциональной реактивности.
С точки зрения психодинамической теории, это может рассматриваться как разделение (splitting) психики: часть эмоционального опыта отторгается, вытесняется или фрагментируется, чтобы защитить Я-концепцию от перегрузки.
3. Серость: эмоциональная анестезия и дезактивация.
Состояние "серости" отражает эмоциональную анестезию, которая может быть как защитным механизмом (например, диссоциация или ступор), так и следствием подавленной аффективной активности.
Это может проявляться как апатия, деперсонализация, эмоциональное онемение, часто наблюдаемые у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) или хронической психологической травмой.
Нейрофизиологически это связано с гипоактивностью лимбической системы, особенно миндалевидного тела, и/или гиперактивностью дорсолатеральных отделов префронтальной коры, ответственных за когнитивное подавление эмоций.
4. Страх выхода за пределы малого круга: психологическая жёсткость и избегание.
Человек испытывает страх при малейшем выходе за границы привычного эмоционального состояния.
Это соответствует концепции психологической жёсткости (psychological rigidity) и стратегии избегания (experiential avoidance), описанным в рамках приёмной и обязательной терапии (ACT)*.
*Приёмная и обязательная терапия (ACT, произносится как «экст») — это современный подход в психотерапии, который помогает человеку лучше справляться с трудными мыслями и чувствами, не пытаясь их устранить или подавить.
Вместо этого ACT учит принимать внутренний опыт и при этом действовать осознанно, согласно своим ценностям.
Вы можете приобрести книгу, тема которой связана с темой данной статьи — Елена Нечаева, «Наиболее полный список чувств и эмоций. Чем чувство от эмоции отличается? Издание второе» — на сайте издательства. Выбирайте вариант на бумаге, он удобнее и дешевле. Книга здесь
Коротко говоря, цель ACT — не избавиться от боли, а научиться жить полноценной жизнью, даже если боль присутствует.
В основе ACT лежат два ключевых принципа:
1. Психологическая гибкость — способность быть открытым к своим чувствам и мыслям, не борясь с ними, и при этом действовать так, как подсказывает то, что для тебя важно.
2. Присутствие здесь и сейчас — умение замечать свои переживания в моменте, без оценок и автоматических реакций.
Терапия ACT использует множество практических упражнений, метафор и техник осозненности, чтобы помочь человеку:
- меньше застревать в тревогах и самокритике,
- принимать сложные эмоции,
- делать шаги к жизни, которая имеет смысл.
Простыми словами: ACT помогает не бороться с тем, что внутри, а учиться жить хорошо, несмотря на это.
Такое поведение связано с высокой чувствительностью к внутренним сигналам (интероцептивная гиперчувствительность*) и восприятием собственного эмоционального опыта как опасного.
Психофизиологически это может выражаться в повышенной симпатической активации (тахикардия, гипервентиляция, мышечное напряжение) при малейших изменениях эмоционального состояния.
*Интероцептивная гиперчувствительность — это повышенная чувствительность к внутренним ощущениям тела, таким как сердцебиение, дыхание, напряжение мышц или дискомфорт в животе.
Человек с такой чувствительностью может быстро замечать даже малейшие изменения в теле и воспринимать их как тревожные, даже если они не опасны. Это часто бывает при тревожных состояниях и мешает чувствовать себя спокойно.
5. Автоматическое возвращение в серый центр: самоподдерживающаяся динамика защиты.
Возврат в безопасное, хотя и бедное, эмоциональное состояние — это пример самоподдерживающейся петли защиты, где организм предпочитает знакомую нехватку стимулов новому, но потенциально опасному опыту.
Это связано с принципом гомеостаза психофизиологических систем, где организм стремится к сохранению текущего состояния, даже если оно субоптимально.
Также это связано с дефицитом эмоциональной регуляции: человек не обладает достаточными навыками для безопасной модуляции и интеграции новых аффективных состояний.
Заключение по данной части
Описанный процесс представляет собой комплексную защитную организацию психики, возникшую в результате ранней травмы или эмоционального подавления.
Он включает:
- Ограничение аффективного репертуара
- Формирование узкой зоны эмоциональной безопасности
- Повышение порога тревожности при изменении внутреннего состояния
- И, как следствие, ограниченное восприятие и опыт реальности.
Такое состояние требует бережного терапевтического подхода, направленного на расширение эмоциональной толерантности, восстановление аффективной дифференцированности и интеграцию ранее отвергнутых частей психики.
Вы можете приобрести книгу, тема которой связана с темой данной статьи — Елена Нечаева, «Наиболее полный список чувств и эмоций. Чем чувство от эмоции отличается? Издание второе» — на сайте издательства. Выбирайте вариант на бумаге, он удобнее и дешевле. Книга здесь
ДОПУСТИМ, СЕРЫЙ КРУГ "СХЛОПНЕТСЯ"
Если представить, что малый серый круг — это зона ограниченных, привычно безопасных эмоций, в которой человек существует после ранней психологической травмы, то его «схлопывание» в нечто ещё более плотное и жёсткое — например, как "серый карлик" из космоса — можно понимать как крайнюю степень внутренней блокировки и отключения.
Что это может означать психологически
Когда малый круг «схлопывается», происходит глубокая психическая деактивация, при которой даже те слабые эмоции, которые оставались, исчезают полностью.
Человек перестаёт чувствовать что-либо — даже тревогу или страх, которые раньше были едва уловимым фоном.
Это состояние называют эмоциональной анастезией, психическим вакуумом или иногда — душевной смертью.
В таком состоянии:
- человек может казаться внешне спокойным, но на самом деле он отключён от самого себя;
- нет желаний, страха, радости, боли — ничего, кроме пустоты;
- теряется связь с телом, с мыслями, с миром;
- поведение становится автоматическим, механическим;
- человек может выполнять необходимые действия, но без внутреннего участия, без "себя" внутри.
Это похоже на то, как если бы душа временно покинула помещение, а тело продолжало функционировать на автопилоте.
Почему это опасно
Такое состояние — крайняя форма психологической защиты, когда психика уже не просто ограничивает доступ к чувствам, а полностью их отключает, чтобы выжить в условиях непереносимой боли.
Но цена этой защиты — потеря связи с собой, с жизнью, с возможностью радоваться, любить, страдать и расти.
Если говорить метафорически:
Серый карлик — это звезда, которая когда-то светила, но теперь остыла и больше не излучает тепло. Так и в человеке — всё, что могло светиться внутри, замерло.
Важно
Хотя такое состояние кажется безвыходным, опыт многих терапевтов показывает: даже самая глубоко замороженная психика способна вновь разморозиться при правильной поддержке.
Это требует времени, доверия, бережного подхода и часто помощи профессионала.
Образ «серого карлика», который предлагаю как метафору внутреннего состояния — плотного, сжатого, холодного, лишённого света и движения — очень ёмкий и символически богатый.
Его можно описать через ряд психологических, психиатрических и философских терминов, которые отражают разные аспекты этого состояния.
1. Эмоциональная анастезия
Полное или почти полное отсутствие чувств, когда человек не испытывает ни радости, ни боли, ни страха. Внутренний мир кажется пустым, «замороженным», как будто эмоции больше недоступны.
2. Психическая изоляция
Состояние, при котором человек отделён от самого себя и от мира, словно находится за стеклом: видит, что происходит, но не может по-настоящему участвовать или реагировать.
3. Деперсонализация (или дереализация)
Человек чувствует, что отделился от себя или от окружающего мира. Ему кажется, что всё вокруг ненастоящее, или он сам стал чужим для самого себя. Это создаёт эффект «внутренней пустоты» и отстранённости.
4. Экзистенциальная пустота
Философский и психологический термин, обозначающий чувство бессмысленности жизни, отсутствия связи с собой и своими ценностями. Это не просто грусть — это ощущение, что внутри ничего нет.
5. Психическая жёсткость / психологическая инертность
Такое состояние, когда психика становится неподвижной, замкнутой, неспособной к изменениям. Нет внутренних импульсов, желаний, реакций — только рутина и автоматизм.
6. Хроническое травматическое отключение (traumatic shutdown)
Это защитная реакция организма на длительную или раннюю травму, при которой тело и психика переходят в режим "заморозки", чтобы выжить. Человек как бы выключается из жизни.
7. Онемение Я / Фрагментация Я
Внутренний «раскол» личности, при котором часть себя остаётся активной (например, социальная маска), а остальные части — особенно те, где живут чувства и потребности, — оказываются отключены, заблокированы или спрятаны.
8. Состояние "выключения" (dissociative shutdown)
Один из вариантов диссоциации — когда человек отключается от реальности и от самого себя, чтобы избежать перегрузки или боли. Иногда это проявляется как чувство наблюдения за собой со стороны или потеря связи с телом и эмоциями.
Метафорически близкие понятия:
- Тёмная материя психики — то, что есть, но не даёт света, невидимо, но влияет.
- Замороженная звезда — образ из астрофизики, подходит как метафора потухшей внутренней жизнеспособности.
- Нулевая точка — состояние, в котором исчезли все импульсы, движение, интерес к жизни.
Вы можете приобрести книгу, тема которой связана с темой данной статьи — Елена Нечаева, «Наиболее полный список чувств и эмоций. Чем чувство от эмоции отличается? Издание второе» — на сайте издательства. Выбирайте вариант на бумаге, он удобнее и дешевле. Книга здесь
Психика не стремится к смерти — она всегда ищет способ выжить и, при условии безопасности, снова начать жить.
Человек может заподозрить у себя ограниченный аффективный репертуар в результате раннего травматического опыта, если замечает у себя следующие признаки:
- Чувствует себя «онемевшим» или «пустым» внутри.
- Испытывает мало эмоций — чаще всего, например, только тревогу, раздражение или усталость.
- Не понимает своих чувств или не умеет их назвать.
- Склонен к внутренней «серости» — жизнь кажется однообразной, без ярких переживаний.
- Избегает ситуаций, где нужно проявлять чувства — даже позитивные.
- Быстро «отключается», если ситуация становится слишком эмоциональной.
- Другие люди могут говорить, что он «холодный», «закрытый» или «не живой».
- Возникает страх при малейшем выходе за привычное эмоциональное состояние.
Однако важно помнить: самодиагностика может быть ложной.
То же самое состояние может возникать по разным причинам — например, депрессия, гормональные изменения, хроническая усталость или особенности темперамента тоже могут вызывать «эмоциональную скуку».
Мы склонны интерпретировать свои состояния через доступные нам знания и истории, и легко ошибиться, особенно если речь о глубоких, бессознательных процессах.
Ранние травмы часто не оставляют чётких воспоминаний, поэтому мы можем «приписать» им то, что связано совсем с другими причинами.
Без профессионального взгляда сложно отличить защитные механизмы психики от более глубоких структурных изменений.
Именно поэтому такие наблюдения за собой лучше обсудить с психологом — специалист поможет понять, что происходит, и предложит подходящую поддержку.
Очевидный вопрос: "Почему психика, которая "спасла ребёнка", ограничив эмоциональный репертуар (например, «выключив» живость, чтобы защитить от боли), не "возвращает его обратно", когда угроза уже прошла?
Ведь логично подумать: раз опасность миновала — вернись к жизни.
Но дело в том, что психика работает не по логике сознания, а по логике выживания.
И вот почему она может долгие годы или даже всю жизнь оставаться в защите, даже если она больше не нужна:
1. Психика не "помнит", что угроза прошла
В довербальном периоде нет слов, образов, воспоминаний в привычном смысле.
Память хранится в теле, в нервной системе, в реакциях.
Поэтому психика не может сказать: *"Ага, мама стала добрее, папа перестал кричать — теперь можно чувствовать!".
Она продолжает работать по старому шаблону, потому что он был связан с выживанием.
2. Защита становится "привычным состоянием Я"
Если человек много лет живёт в ограниченном состоянии, это становится его базовым фоном.
Он не замечает, что живёт "в маленьком сером круге", потому что для него это нормально.
Это как дышать через трубочку — ты не понимаешь, что можешь дышать свободно, потому что всегда дышал так.
3. Выход из защиты — это тревожащий процесс
Когда человек начинает выходить за границы малого круга, его тело и психика могут воспринять это как опасность.
Ведь раньше любое движение в сторону чувств приводило к травме.
Теперь, даже если внешняя угроза исчезла, внутренняя система безопасности всё ещё реагирует на чувства как на угрозу.
4. Нет модели безопасного выражения чувств
Если в детстве никто не показал, как безопасно чувствовать и выражать эмоции, то взрослый человек просто не знает, как это делать.
Он боится своих чувств, потому что они кажутся ему непредсказуемыми, неконтролируемыми или разрушительными.
5. Организм экономит энергию
Жизнь в состоянии защиты — это энергосберегающая стратегия.
Чувствовать всё полностью — значит снова быть уязвимым, снова рисковать болью.
А психика часто выбирает меньшую боль сегодня, чем риск большей боли завтра.
6. Нет контекста безопасности
Даже если внешние условия стали безопасными, человек может не чувствовать этого.
Его внутренний мир по-прежнему говорит: «Не сейчас. Не здесь. Не с тобой. Не безопасно».
Без специального терапевтического или межличностного опыта, который показывает иначе, психика не меняет свою стратегию.
Но есть надежда
Хотя защита может сохраняться годами, человеческая психика обладает способностью к нейропластичности и интеграции.
При наличии безопасных отношений, бережного подхода и времени, человек может постепенно расширять свой аффективный репертуар, заново учиться чувствовать, выражать и проживать эмоции.
Просто этот процесс требует понимания, терпения и поддержки, потому что он происходит не через силу и не через волю, а через медленное создание нового опыта безопасности внутри себя.
Вы можете приобрести книгу, тема которой связана с темой данной статьи — Елена Нечаева, «Наиболее полный список чувств и эмоций. Чем чувство от эмоции отличается? Издание второе» — на сайте издательства. Выбирайте вариант на бумаге, он удобнее и дешевле. Книга здесь
С уважением,
Елена Нечаева,
психолог-психоаналитик