Новости
Все новости

Второе издание вышло в свет 28.04.2025, первое издание снято с продажи...

Уважаемые коллеги — психоаналитики, психотерапевты и представители всех модальностей, в которых работают с переносом и контрпереносом...

Алхимия психоанализа: тишина и молчание на кушетке и вне её

Главная » Публикации » Авторские статьи » КОЛЛЕГАМ » Алхимия психоанализа: тишина и молчание на кушетке и вне её

Что, если молчание — не недостаток, а дар?

Почему в глубоких состояниях сознания язык «отключается» — и что за этим стоит с точки зрения психоанализа?

Мы разбираем, когда молчание лечит, а когда — защищает или травмирует, зачем упоминаем Кастанеду (и почему это не пропаганда), и как вернуться к слову — уже другим. Для всех, кто когда-либо «не мог подобрать слов» — и хотел понять, почему.

Настоящая статья носит исключительно научно-популярный и психоаналитический характер

Она не является пропагандой, рекомендацией или призывом к использованию каких-либо психоактивных веществ.

Цель публикации — не популяризация изменённых состояний сознания как таковых, а исследование феномена молчания, остановки внутреннего диалога и роли языка в формировании «Я» с точки зрения психоанализа, нейропсихологии и философии сознания.

Описанные переживания могут возникать в самых разных контекстах: в глубокой медитации, во время творческого или религиозного экстаза, в гипнотических состояниях, в моменты сильного эмоционального или телесного переживания, и даже на психоаналитической кушетке во время сессии в кабинете психоаналитика — и не требуют каких-либо внешних стимуляторов.

Подчеркиваю: безопасность, осознанность и профессиональное сопровождение — ключевые условия для работы с глубинными состояниями психики

Почему в статье упоминается Карлос Кастанеда

Кастанеда — не учёный, а писатель, чьи работы стоят на грани антропологии, мистики и художественной прозы.

Тем не менее, его описания «остановки внутреннего диалога», «точки сборки» и «второго внимания» оказались удивительно точными метафорами для процессов, которые сегодня изучает современная психология сознания.

Мы обращаемся к его образам не как к научным источникам, а как к культурно-философскому феномену — тому, что помогает читателю интуитивно почувствовать то, что наука описывает терминами.

Его нарративы — это не инструкции, а аллегории, раскрывающие глубинные механизмы психики через творческий опыт.

Статья предназначена для образовательных и рефлексивных целей — чтобы помочь читателю лучше понять природу своего сознания, механизмы Эго и терапевтический потенциал немоты, паузы, тишины.

Это не руководство к действию, а приглашение к осмыслению.

Берегите себя.

Слушайте своё тело.

И если решите исследовать глубины своего сознания — делайте это с уважением, подготовкой и поддержкой.

Язык как тюрьма и как крылья

Мы живём в мире, где говорить — значит существовать.

Нас учат: «Скажи, что ты хочешь», «Объясни, как ты себя чувствуешь», «Расскажи свою историю».

Слово стало не просто средством коммуникации — оно превратилось в инструмент идентификации, контроля и даже выживания.

Мы строим себя из слов.

Мы лечимся словами.

Мы влюбляемся в слова.

Мы воюем из-за слов.

Но что происходит, когда человек вдруг теряет способность говорить?

Не физически, а экзистенциально.

Когда возникает ощущение:

«Рот будто прирос к зубам. Я не могу произнести ни звука. Я только смотрю. Только чувствую».

Написать в Telegram

Написать в WhatsApp

Слово как защитный механизм Эго

С точки зрения психоанализа, речь — это не просто коммуникация.

Это структура Эго.

Фрейд называл Эго «организующей инстанцией», которая создаёт иллюзию целостности «Я» в хаотичном потоке бессознательного.

Лакан пошёл дальше (и я с ним подискутировала бы): он утверждал, что человек входит в символический порядок через язык.

Без слов — нет «я».

Без слов — нет границ.

Без слов — нет прошлого и будущего, только «здесь и сейчас».

В глубоких изменённых состояниях сознания, когда снимается «фильтр Эго», язык перестаёт работать.

Он становится ненужным.

Потому что в таких состояниях человек переживает не историю, а опыт.

Не интерпретацию, а непосредственность.

Не нарратив, а явление.

Когда ты не можешь говорить — ты перестаёшь быть рассказчиком своей жизни и становишься её свидетелем.

Это не диссоциация.

Это деконструкция нарратива.

Это то, что Юнг называл «встречей с тенью» — но без слов, без объяснений, без морали.

Только созерцание.

Остановка внутреннего диалога — психоаналитический взгляд

Хотя Карлос Кастанеда не был психоаналитиком, он интуитивно описал феномен, который активно изучается в нейропсихологии и трансперсональной психологии: остановка внутреннего диалога.

Внутренний диалог — это постоянный поток слов, оценок, сравнений, воспоминаний и проекций, который создаёт иллюзию «я».

Это голос, который говорит: «Я должен…», «Почему я…», «А если бы…».

Это голос Эго, который боится тишины, потому что в тишине он исчезает.

Глубокие трансовые, медитативные или экстатические состояния могут временно отключить этот голос.

И тогда человек сталкивается с тем, что лежит за пределами языка: с первичным восприятием, с телесной мудростью, с архетипическими образами, с чувством единства.

Молчание в таких состояниях — это не немота.

Это выход за пределы символического порядка.

Именно поэтому многие описывают такие переживания как «невыразимые словами».

Потому что язык — это карта.

А они вдруг оказались на местности, которую карта не может охватить.

Терапевтический потенциал молчания

Хотя прямых исследований, посвящённых именно «немому состоянию» как отдельному феномену, пока немного, косвенные данные из смежных областей — нейропсихологии внимания и трансперсональной психологии — позволяют предположить:

переживания, сопровождающиеся ощущением «невозможности говорить», часто связаны с глубокой деконструкцией нарратива Эго и доступом к не вербализованным пластам психики.

Такие состояния описываются участниками как «невыразимые», «немые», «за пределами мысли» — и именно в них чаще всего возникают самые сильные терапевтические инсайты (см., например, качественные интервью в исследованиях Griffiths et al., 2016; Guss et al., 2020).

В психоанализе это интерпретируется как контакт с довербальным слоем психики — тем, что никогда не было «озвучено», но продолжает влиять на поведение и эмоции.

Люди, пережившие «немое» состояние в глубоком внутреннем опыте, не объясняют — они переживают.

Они не анализируют — они видят.

В психоанализе это можно интерпретировать как доступ к травмам младенчества, к телесным воспоминаниям, к архаическим страхам, которые никогда не были «озвучены», а значит — не были интегрированы.

Иногда исцеление начинается не тогда, когда мы говорим — а когда мы замолкаем и позволяем себе просто быть.

Молчание — это не пустота.

Это пространство, где Эго отступает.

Вернуться в мир слов — и изменить его

После такого опыта человек не становится «молчаливым навсегда».

Он возвращается в мир слов — но уже с новым отношением к ним.

Он понимает: слова — это инструмент, а не реальность.

История — это конструкция, а не истина.

«Я» — это повествование, а не сущность.

И тогда он начинает говорить иначе.

Не для того, чтобы контролировать, а чтобы выражать.

Не для того, чтобы объяснять, а чтобы делиться.

Не для того, чтобы убедить, а чтобы коснуться.

Что делать

Если вы когда-либо пережили состояние, когда «не могли открыть рот» — не пугайтесь.

Не считайте это сбоем.

Научитесь иногда не говорить.

Даже если очень хочется.

Особенно — если очень хочется.

Потому что иногда самое важное, что мы можем сделать — это закрыть рот и открыть глаза.

Если вы слышите внутренний голос, который говорит: «Но я должен всё объяснить!» — улыбнитесь ему.

Это ваше Эго боится, что вы уйдёте туда, где оно не сможет за вами уследить.

Отпустите его.

Хотя бы на время.

...Но я не была бы психоаналитиком, если бы не продолжила объяснения далее...

Написать в Telegram

Написать в WhatsApp

Осторожность в интерпретации тишины и молчания в психоанализе и за его пределами

В предыдущих разделах мы говорили о молчании как об освобождающем, трансформирующем, свидетельском состоянии — как о паузе, в которой Эго отступает.

Однако было бы грубой ошибкой экстраполировать эти свойства на всякое молчание — особенно в терапевтическом, психоаналитическом или даже медитативном контексте.

Молчание — не всегда глубина.

Иногда это защита.

Иногда — пустота.

Иногда — симптом.

Молчание как защитный механизм

В психоанализе молчание — один из самых многозначных и сложных феноменов.

Фрейд в работе «О начале лечения» (1913) и позже в «Анализе фрагмента истерии» (1905) уже обращал внимание: молчание пациента может быть сопротивлением, обороной, страхом быть понятым или разоблачённым.

Пример

Пациент молчит на сессии — не потому что «вышел за пределы языка», а потому что боится сказать то, что стыдно, больно или кажется неприемлемым.

Это не трансцендентное молчание — это защита Эго.

Оно не раскрывает, а скрывает.

Такое молчание — не «остановка внутреннего диалога», а его гипертрофия: внутри бушует диалог самоосуждения, но наружу ничего не выходит.

Это не тишина просветления — это тишина тюрьмы.

Молчание как симптом диссоциации или травмы

Современной травматерапии хорошо известно: «немота» может быть следствием диссоциации — особенно при ранних, до-вербальных или перинатальных травмах.

Пример

Человек «замирает» в ответ на вопрос терапевта — не потому что переживает «единство со Вселенной», а потому что активировалась травматическая память, и психика «отключила» речь как способ выживания.

Это не духовный опыт — это неврологический рефлекс угрозы.

Такое молчание требует не созерцания, а деликатной, поэтапной работы с безопасностью, телом и регуляцией.

Его нельзя романтизировать как «встречу с тенью» — это может быть опасно и ретравматизирующе.

Молчание как пустота или депрессивное умолкание

В клинической практике часто встречается депрессивное молчание — когда человек не говорит, потому что «ничего не чувствует», «всё бессмысленно», «нет слов, потому что нет энергии даже на них».

Это не молчание переживания — это молчание отсутствия переживания.

Юнг называл такие состояния «психической атонией».

Это не выход за пределы Эго — это коллапс Эго, временная или хроническая потеря способности к символизации вообще.

Такое молчание не ведёт к инсайтам — оно ведёт к изоляции.

И его нужно лечить — не медитацией, а терапией, иногда — медикаментозной поддержкой, восстановлением связей, телесного присутствия.

Молчание как культурный или социальный паттерн

Не стоит забывать: человек может молчать — не потому что «переживает транс», а потому что:
  • вырос в семье, где «не принято говорить о чувствах»;
  • боится осуждения или непонимания;
  • воспринимает терапию как допрос;
  • не доверяет терапевту;
  • просто устал.

Это социально обусловленное молчание — и оно тоже требует внимания, но совсем другого рода: не интерпретации как «духовного опыта», а создания безопасного пространства, установления контакта, снижения тревоги.

Даже в изменённых состояниях — не всё молчание одинаково

Даже если человек переживает глубокое изменённое состояние сознания (медитативное, гипнотическое, экстатическое), немота не всегда означает «просветление» или «доступ к истине».

Она может быть:

  • следствием когнитивной перегрузки («не могу говорить, потому что не могу собрать мысль»);
  • дезориентацией («я не понимаю, где я, и не могу подобрать слова»);
  • кататоническим ступором (в редких случаях — особенно при пограничных состояниях);
  • эмоциональным онемением («я настолько потрясён, что онемел — но не от восторга, а от шока»).
Ключевой критерий — не факт молчания, а качество переживания, которое его сопровождает.

Это молчание наполненное или пустое?

Это молчание открытости или закрытости?

Это молчание свидетеля или жертвы?

Это молчание, после которого человек чувствует освобождение — или растерянность?

Молчание — не индикатор глубины, оно — индикатор состояния

И интерпретировать его можно только в контексте:
  • истории человека;
  • текущего эмоционального фона;
  • телесных проявлений (напряжение, дыхание, взгляд, жесты); • динамики терапевтических отношений;
  • культурных и личностных установок.

Психоаналитик не должен восторгаться любым молчанием — он должен его понимать.

Иногда молчание — это дверь в бессознательное.

Иногда — стена, за которой прячется боль.

Иногда — просто усталость.

Практическая мысль для терапевтов и для читателей

Не спешите называть молчание «духовным» или «трансформирующим».

Сначала спросите:

Что за этим молчанием?

Страх?

Умиротворение?

Пустота?

Присутствие?

И только потом — давайте ему имя. А имя — это Слово, то есть возвращение к языку — но уже не как к автоматизму, а как к осознанному акту.

Возвращение к Слову — возвращение к символическому порядку, но теперь — не как к тюрьме, а как к инструменту интеграции.

Не как к бегству от переживания, а как к его осмыслению.

Не как к защите Эго, а как к служению Душе.

Молчание раскрывает.
Слово — удерживает, оформляет, возвращает в мир.

Без молчания — слова пусты.

Без слова — молчание не может стать исцелением для других.

Так завершается круг:

сначала — молчание как пространство встречи с тем, что вне слов, потом — слово как мост, по которому это переживание возвращается в жизнь — и меняет её.

Это и есть алхимия психоанализа:

не в том, чтобы говорить всегда, и не в том, чтобы молчать вечно — а в том, чтобы уметь переходить от одного к другому — с уважением, с точностью, с любовью.

Жду вас на консультации и интервизии!

Об авторе

Елена Нечаева родилась, живет и работает в Екатеринбурге. Автор книг по психологии и психоанализу, автор картин в жанре уральского андерграунда и музыкальных клипов. Ведет психолого-психоаналитическую практику с 2007-го года — в Екатеринбурге и онлайн.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Купить книгу на сайте издательства ЗАПИСАТЬСЯ НА ИНТЕРВИЗИЮ

Написать в Telegram

Написать в WhatsApp

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Сейчас читают
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK