УДИВИТЕЛЬНО, НО ФАКТ: СТРАННОСТИ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЙ
Незаконченные размышления вслух или «Тихо сама с собою я веду беседу»… Важные примечания в начале:
1. Это именно размышления, которые не имеют отношения к каким-либо персонам, конкретным организаторам конференций, – это попытка проговорить некие явления, которые (уже давно) стоило бы проговорить.
2. Я сама лично «так же косячила» и продолжаю «косячить», то есть говорю с «обеих сторон» темы, – и со стороны организаторов онлайн-мероприятий (есть большой опыт), и со стороны участников онлайн-мероприятий (есть большой опыт), и с «обучающей стороны» (ссылки на соответствующие статьи смотрите под этой публикацией).
Сами знаете — почему, но как минимум уже год коллеги активно осваивают онлайн-пространство, в том числе те, кто это пространство отодвигал многолетним обесцениванием и те, кто «давно в теме».
Я отношусь ко второй группе, так как «раньше многих» поняла, что в онлайн есть свои прелести, некоторые из которых достаточно любопытны, удобны и заслуживают исследований и с некоторым, уже убывающим любопытством, наблюдаю за тем, как коллеги входят и осваивают новое для них пространство.
Так получилось, что всё это «ковидное» время я не посещала онлайн-конференции или подобные мероприятия, которые длились бы более заметное время, то есть дольше 2-3-х часов.
Да, были и есть онлайн-супервизии, были и есть клиенты, с которыми мы работаем исключительно онлайн, но профессиональная конференция — это совсем другой жанр.
И вот, наконец-то, посетила конференцию, которая длилась два дня.
Особых ожиданий не было вовсе, достаточно привычное мероприятие, но для меня оно завершилось внезапно – разочарованием, удивлением на фоне недоумения и многими вопросами под уверенным девизом: «Так дальше не пойдет, надо что-то делать, точнее — переделывать».
Правда, не совсем понятно Что (переделывать), пробую разобраться по ходу повествования. Эта заметка – самый свежий «послед», который еще недо_обработан мною.
Когда-то (когда это было особенно актуально) объясняла коллегам: «Когда не понятно «как делать в онлайн» надо поискать и найти аналоги из офлайн. Потому что аналоги есть. И сделать в онлайн так же или примерно так же, как это было бы в офлайн» + «Рамки онлайн-кабинета — это рамки и содержание онлайн-кадра».
Как выяснилось, такая формула либо вообще не работает в крупных форматах (продолжительных конференциях), либо «поиски и нахождение аналогов» требуют куда большей работы, усилий, проб, ошибок, выводов, которые необходимы для качественных изменений формата (а изменения нужны).
Мы говорим исключительно о форме и техническом воплощении, но не о содержании конференций.
Что странного? Перечисляю…
1. Традиционные организаторские «косяки», коих и в офлайн всегда достаточно, это нормально, это обычное дело. Но в онлайн-варианте эти «косяки» как-то «особенно заметны», куда более заметны, чем в офлайн.
Если в офлайн-варианте к «косякам» участники мероприятия чаще относятся с пониманием и даже могут их «не заметить», то в онлайн-варианте «косяки» со стороны организаторов требуют от участника весьма «дополнительных усилий».
Например…
По неизвестным причинам (которые не были объяснены организаторами) мне не пришла рассылка со ссылкой на вход в конференцию.
То есть, когда настало время начала конференции, я, как участница, осталась один на один со своим почтовым сервисом, в котором не оказалось традиционного и логичного сообщения – а куда, собственно, входить?
Как говорят «деньги уплочены», через минуту конференция начинается...и-и-и-и-и?..
В такой момент участник конференции даже «не знает, что и подумать». Пока я «не знала, что и подумать» написала сразу всем: и в тех.поддержку сервиса, и на емейл организаторов (понимая при этом, что в момент начала конференции организаторы вряд ли будут читать почту).
Шли долгие минуты, ответов нет.
Тогда пришлось беспокоить одну из докладчиц, с которой есть «личный контакт». По иронии именно в этот момент докладчица должна была докладывать.
Коллеги, попробуйте представить... вы читаете доклад и в этот момент вам приходит сообщение: «Не могу зайти в конференцию, не было рассылки со ссылкой на вход. Пожалуйста, попросите организаторов со мной связаться». Я, как докладчица, это сообщение даже не прочитала бы.
К удивлению оказалось, что докладчица свое уже отработала. Почему?
Потому, что в официальной информации о конференции организаторы перепутали время начала, не обратив внимание на разницу в часовых поясах, – указали местное время с припиской «московское» (или наоборот).
Это особенно удивительно: неверная информация о времени начала красовалась на странице сервиса несколько недель и, вероятно, организаторы то ли вообще не заходили на страницу и не перечитывали информацию, или «смотрели, но не видели» значимой фактической ошибки.
А надо перечитывать, при этом не раз, и не два. Потому, что в конференции участвуют коллеги из разных городов, то есть из разных часовых поясов.
Именно это – одно из значимых отличий офлайн и онлайн, которые часто игнорируют коллеги.
Даже возникает вопрос о практике коллег, у которых, вероятно, нет клиентов из разных городов и стран, соответственно, нет навыка и привычки под общим девизом: «Контроль по поводу часовых поясов – это «отдельный» вид деятельности (в том числе — учитывая переходы на зимнее и летнее время)» и, соответственно, дальше «своего часового пояса» они не видят (что особенно занятно, когда речь идет об онлайн-формате, который по умолчанию подразумевает «охват на весь мир» даже, если «весь мир» тут не при чем).
...То есть оказалось, что конференция два часа, как идёт. Ну, ладно…
Благодаря исключительной сообразительности и способности к быстрому реагированию упомянутой докладчицы, организаторы со мной оперативно связались, и мне таки удалось войти в конференцию.
Кто-то из коллег-читателей скажет, что всё это — мелочи. Быть может, это так, но говорят, что именно из мелочей наша жизнь и состоит. А одни и те же организаторские ошибки настолько часты и одинаковы, что возникает вопрос, – когда коллеги-организаторы уже обратят на них внимание, например, для того, чтобы выяснить, что такое они вытесняют в этих упорно не видимых ими мелочах?
Кто-то из коллег-читателей предложит устроить «юнгианский детский сад» – порефлексировать и проговорить свои чувства.
Спасибо за мощный совет для школьников, с этими задачами я сама справлюсь (при желании), но хотелось бы отметить – этот «косяк» инициирован исключительно организаторами, то есть с моей стороны «банан — это просто банан», а не повод устроить себе соло-терапию, спровоцированную невнимательностью организаторов.
2. Только трое из полутора десятков коллег догадались и потрудились создать презентации к докладам. А в онлайн-формате длительных конференций это крайне важно.
Одна докладчица совершенно справедливо отметила: «Сейчас выведу на экран презентацию,.. чтобы себя немного разбавить».
И нет, это не про то, что она «стесняется» (хотя и это тоже законно), а про то, что «говорящей крупным планом головы» в офлайн-формате просто не бывает.
Никто из докладчиков и участников офлайн-конференций не сидит лицом к лицу.
Коллеги, внимательнее посмотрите на масштаб крупного плана «говорящей головы» (особенно, если смотрите не с наладонника, а с нормального компьютерного монитора)… как такой масштаб выглядел бы в офлайн?
Феерично выглядел бы, участник конференции и докладчик сидели бы друг напротив друга на расстоянии 30-50 см. Забавно, да, особенно забавно, что такое расположение тел весьма интимно, и при таком расположении тел вообще нет других участников конференции (их не существует).
Вернемся к «Когда не понятно «как делать в онлайн» надо поискать и найти аналоги из офлайн. Потому что аналоги есть. И сделать в онлайн так же или примерно так же, как это было бы в офлайн» и поймём, что это – проблема онлайн-формата, которую надо бы перевести в разряд задач и решить благоприятно.
Как минимум и на данный момент есть парочка вариантов:
а) обязательная презентация, пусть не самая нарядная и не самая информативная, но «разбавлять себя» на столь крупном плане таки следует;
б) докладчик начинает повествование на крупном плане, затем выключает видео-поток, а в финале возвращает видео-поток обратно (для ответов на вопросы)… собственно, это самый распространенный вариант здравой психоаналитической индивидуальной онлайн-консультации, который может быть корректен в масштабах продолжительной онлайн-конференции...
От 2-го пункта плавно переходим к 3-му пункту.
3. Мега-крупность планов особенно при участии нескольких докладчиков на протяжении двух дней – это проблема.
В офлайн мы не рассматриваем лица докладчиков настолько скрупулезно.
А в онлайн и не захочешь, а начнешь рассматривать, так как такой «крупной информации» просто физически больше, чем желания часто жмякать по клавиатуре с целью то вывести крупный план на весь монитор, то свернуть крупный план, оставив только аудио-поток.
Это эдакая неприятная данность онлайн-формата, приходится «отвлекаться» на сугубо технические моменты, которые не всегда, но могут мешать восприятию содержанию доклада.
Здесь же не могу обойтись без едкой иронии…
Бабоньки, да перестаньте уже раскрашивать ваши лица будто вы собрались не на конференцию, а на активную ночную дискотеку с последствиями! Благо, что не видны нижние части тел, как будто обтянутые в коктейльные или вечерние платья…
Кого вы обманываете? Кто поверит в то, что вы каждый божий день именно так выглядите? Допустим, это про «на конференцию, как на праздник, надену все самое лучшее»…
Но, простите за прямоту, кто сказал, что праздник — это про исключительный наряд и активный мейкап «для дискотеки»? Праздники бывают разными, как и дресс- мейк-коды.
В конце концов… каждый должен и волен заниматься своим делом: аналитик – анализировать, стилист – лицо раскрашивать.
Наверное, вы не представляете — насколько «жирно» заметен непрофессиональный макияж и вместо слушания содержания, нет-нет, да и скатывается участник к мысли: «Милая, что же вы сделали со своим лицом и прической? За что же вы себя так (уродуете)?».
Да, реакция защиты… Удивительно, что подавляющее число коллег-женщин избирают одну и ту же реакцию защиты, которая от более-менее творческой формы сильно далека.
...К счастью, как и в офлайн-формате, на второй день конференции более половины участниц и докладчиц традиционно проспали и/или поленились наводить псевдо-лоск и… стали похожими на живых людей, на самих себя реальных.
{ Возвращаемся к «Рамки онлайн-кабинета — это рамки и содержание онлайн-кадра», чуть переделываем в «Рамки пространства онлайн-конференции – это рамки и содержание онлайн-кадра» и, учитывая описанное выше, получаем фантасмагорию вперемежку с сюр-реалистичностью, к которым как бы и не понятно, как относиться («сюр» на то и «сюр», он вообще «над» и «вне») }
Какие варианты можно добавить здесь, к двум выше названным:
в) в допустимом смысле «побороть» навязчивость и неуместность крупных планов можно за счет применения, например, беспроводной гарнитуры (там, где есть и наушники, и микрофон), чтобы можно было просто напросто отсесть от гаджета далее, чем на метр, – такая гарнитура позволит не быть рядом со встроенным в гаджет микрофоном и не понадобится форсировать напряжение голосовых связок (с другой стороны – в таком положении невозможно управлять презентацией, не виден чат, то есть вопрос-то открытый, при этом презентацию может листать модератор, как и зачитывать вопросы, реплики из чата);
г) чаще менять положение тела (как минимум, вперед/назад, перекладывая ногу на ногу, например), – осуществить это сложнее, чем кажется, но, видимо, нужен тренированный навык, – тогда те, кто находится по другую сторону монитора, перестанут напряженно всматриваться в напряженную часть фигуры на крупном плане, которая на фоне волнения и тревоги даже «почти не дышит», а не то, что вообще способная шевелиться (в состоянии соляного столба шевелиться вообще трудно).
4. (Физическое) отсутствие коллег (других участников) оставляет каждого отдельного онлайн-участника наедине с самим собой. Это не плохо, просто это сильно и значимо отличается от атмосферы на офлайн-конференциях.
Физическое присутствие коллег-участников и атмосфера офлайн-конференции сняли бы большую часть, если не все обозначенные выше странности.
Тут долго перечислять, коллеги и так знают, о чем речь… Здесь, как минимум о «курилках» в перерывах, в которых, как известно, проходит «параллельная конференция», без которой и конференция – не конференция.
Допустим, так…
Наверное, когда-то будет так: смелые организаторы поставят в расписание онлайн-мероприятия не 5-минутные перерывы (которые сжираются нарушениями сеттинга «А давайте обсудим доклад за счет времени на перерыв»), а 15-20 минутные перерывы с пометкой «Курилка» (или вроде того, учитывая современные пристрастия к ЗОЖ).
И эти «курилки» будут как-то организованы, например: «В перерыве запись конференции останавливаем. Желающие идут на перерыв подальше от гаджета. «Курящие» остаются здесь, предварительно сходив за рюмкой кофе и печенькой».
Переписка через «личку» (письменные сообщения не всем в чат, а в чат один на один), как и «группы рефлексии» в конце дня, – такого формата («Курилку») не заменяют от слова «совсем», тут даже обсуждать нечего.
5. Отсутствие в онлайн-мероприятиях так называемых «параллелей» также вызывает вопрос: а, собственно, почему их нет?
Да, это дополнительные задачи для организаторов. Да, это «в два раза больше» модераторов.
Но параллели технически осуществимы, просто надо подумать – как их организовывать, а это прямая служебная функция организаторов.
Как известно, впихивать невпихуемое сильно неполезно. Онлайн-формат и без того активно уводит «фокус внимания» мимо содержания докладов, зато принуждает фокусироваться не там, где хотелось бы. Соответственно, отсутствие параллелей также принимает некий «принуждающий» поворот.
Очень легко сказать: «А вы не смотрите и не слушайте то, что не хотите смотреть и слушать!». Да, это легко не только сказать, но и осуществить.
Но в офлайн-формате у участника есть шанс «не смотреть и не слушать» тут же переключившись на Другое (хотя бы выйти в буфет, в котором будет находиться пара-тройка «таких же» коллег), но при этом оставаясь в поле и атмосфере конференции.
В онлайн-формате такой возможности нет, как будто выключивший звук участник вообще выпадает из поля конференции.
Будем искать! Нет, не так, а вот так: «Будем искать?».
Обещанные ссылки:
Как узнать, что ты онлайн-консультант?
Обращайтесь, если что… (любой город; первая консультация проводится бесплатно).
С уважением,
Нечаева Е.А.
15.03.2021