КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАБИНЕТ ПСИХОАНАЛИТИКА?
(18+) в статье упоминается алкоголь.
Пришла ко мне в гости коллега. Болтаем, вино пьём, кости перемываем коллегам, всё как обычно и весело. Коллега из тех, кто с другими коллегами арендует кабинет совместно.
Распространенная практика – несколько коллег в складчину арендуют офис/кабинет, в котором, согласно взаимно понятному расписанию, ведут приём клиентов. Это дешевле по аренде и «более лучше за компанию».
Я тоже пробовала работать в такой форме организации консультаций, но быстро отказалась, так как чужой и общий кабинет для меня — он и есть «чужой» и «общий», и не более того. И не хозяйка, и не гость, и неуютно, и бесправно, и много обязанностей, и «толкучка» в бронировании кабинета на «часы-пик». И чай-кофе «по-дешевле» в складчину, и мой плед нравится сразу всем, и другое, с которым лично мне невозможно смириться.
Коллега с радостью и гордостью сообщила, что «они» (коллеги, с которыми она арендует кабинет) наконец-то сделали свой сайт. Давай посмотрим? Давай!
Открываю сайт и первое, что вижу – на каждой странице, в «шапке» сайта расположены крупноформатные и очень нарядные фотографии кабинета. Прям высший класс и высший пилотаж.
Кабинет выглядит, как классический кабинет из кинофильмов голливудского производства: большая площадь, кожаные кресла и кожаные диваны-кушетки стоимостью в несколько тысяч долларов, в качестве освещения – позолоченные канделябры, несколько сценариев освещения, стеллажи из красного дерева, блистающие журнальные столики, «дерево, зелёный, бежевый» – неубиваемая классика, всё не только «дорого и богато», но и с реальным хорошим вкусом.
Листая сайт, параллельно думала: «Хм! Интересно, а сколько у них стоит час аренды? Кабинетик-то «ого-го», было бы интересно в нём поработать!». Долистала до страницы с контактами... батюшки, а я же знаю этот кабинет, я в нем была, как-то заходила по делам, и выглядел кабинет, прямо скажем, совсем иначе.
Восхитившись, говорю коллеге:
– Ну вы даёте! Ремонт сделали? Молодцы! Выглядит великолепно!
– Где ремонт? А-а, это? На фото? Нет, это не наш кабинет. Это мы в Интернете нашли классные фото!
От внезапности я аж протрезвела. То есть потенциальный клиент видит на сайте всё это «богачество» и готов прийти на консультацию хотя бы для того, чтобы ощутить на себе мягкость и статусность мебели экстра-класса. Или наоборот – выбирает такой кабинет потому, что такая атмосфера для него привычна...
Приходит и находит реальность: облупленные стены и потолки с «подтёками», общий сан.узел без горячей воды, продавленный диван, кресло с дырочками от неосторожного курения, кружки и чашки, которые не мыли тщательно с момента их рождения, кофе «три в одном» и такое.
И ни одного, даже пыльного или непозолоченного канделябра. Вот клиент удивится-то! «Отличное» начало терапевтического процесса – начало со Лжи.
В «Теории и практике рекламной деятельности» это называется «ловля на живца»: привлечение потенциального покупателя в магазин за счет ложной или неполной информации с последующим переключением потенциального покупателя на другой, более дешевый или более дорогой товар.
А данном случае – «ловля» на дорогую обстановку с последующим переключением «по факту» на реальную обстановку, которая прямо противоположна «живцу». Да, клиент, увидев реальный кабинет, мягко сказать, будет удивлен, но он же «уже пришёл», не уходить же сразу...
Один из старших коллег, с которым в 99,99 случаях из 100 я не согласна вообще никак и никогда, высказался про психоаналитический кабине так:
– Наш кабинет должен выглядеть так, чтобы клиент, который пришел впервые, сразу подумал: «Да-а-а, надо платить!».
Это шутка и нет, не шутка. И в данном вопросе с этим коллегой я скорее согласна, но не готова «воплощать в жизнь».
Во-первых, про «надо платить» вообще-то можно и нужно не только «сказать словами», но и внятно объяснить «почему» (надо платить).
Во-вторых, потому что это, скорее всего, сугубо «российская специфика» и наша «восточно-азиатская» традиция – пустить чуть-чуть пыли в глаза, встретить по одёжке, обозначить статус сразу и наотмашь, не оставляя никому прав на интригу (в хорошем смысле), на процесс «узнавания».
В-третьих, могут возникнуть вопросы к специалисту, который готов пару-тройку месяцев «сидеть на дошираке», лишь бы скопить денег на «дорогую обстановку», которую потом придется поддерживать особо («дорогая обстановка» требует и «дорогого ухода»).
А зачем и «чтобы — что»?
В-четвертых, специалист, который не готов «принять так, как есть», быть может, и специалист, но вот в чём он специалист? Допустим, нет у специалиста средств на «дорого-богатый» кабинет, тогда почему ему так срочно и непременно необходимо сокрыть этот факт (как данность)?
Есть версия, что «дорого-богатый» кабинет является прямым доказательством востребованности специалиста, как «если интерьер дорогой, то специалисту много и часто платят клиенты».
Господа и дамы, посмотрите на сайтах наших европейских и очень востребованных коллег, «живых классиков» в том числе, у которых час стоит столько, сколько нам и не снилось... 6-8 кв.м., кресло, которое «видело живого Фрейда», кушетка с блошиного рынка и обшарпанные стены, которые тридцать лет назад были белыми.
К слову, как-то давно я набрела на подборку фотографий кабинетов американских психоаналитиков и психотерапевтов... вот там как раз было то, что описано в начале этой статьи – и очень дорого, и богато, и по-американски масштабно (нет, не у всех такие кабинеты, но «дорого-богатых» гораздо больше, чем в европейском варианте). К сожалению, сейчас не нашлась та подборка, зато нашлась другая (надеюсь, ссылка не превратится в тыкву), по ссылке – фото кабинетов коллег из разных стран.
Меня лично не сильно интересует, почему европейцы вообще не заморачиваются «по обстановке». Меня больше интересует – почему мы так заморачиваемся? Что нам так сильно надо компенсировать, а мы все компенсируем, компенсируем и никак не получается до-компенсировать?
В-пятых, каждый из нас знает минимум парочку коллег, у которых рабочий день начинается в 7 утра понедельника и заканчивается в 23 часа субботы. И работают они в кабинетах, которые кабинетами-то не назвать... комья пыли по углам, грязные окна, клиенты, которые время от времени «психанув» сами несут всю посуду в общий туалет на этаже, чтобы уже наконец-то отмыть этот ужас-ужас.
Конечно, это «другая крайность», которую можно интерпретировать, как банальное неуважение ни к себе, ни к клиентам, и как классическую реакцию защиты, и как реальный признак «занятости головы», как у Ш.Холмса, который не знал элементарного потому, что оно ему не надо.
Лучший кабинет – это терапевтический альянс, интерьер кабинета важен, очень важен, но вторичен. Это мой личный вывод.
Вопросы для комментариев к этой публикации
Для коллег: если не секрет – к какому идеальному варианту кабинета вы склонны и почему?
Для не коллег: в какой психоаналитический кабинет (имеем ввиду именно интерьер и ничего более) вы хотели/могли бы прийти с интересом и желанием, а в какой (интерьер) точно не пришли бы?
Обращайтесь, если что... (любой город; первая консультация проводится бесплатно).
С уважением, Нечаева Е.А.