ЧЕМ «ЧАЙНИК» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ «НЕ ЧАЙНИКА»?
«Все говорят» про каких-то «айтишников» да про «чайников», забывая про «золотую середину»...
Для начала определимся с понятиями. По моим впечатлениям слово «чайник» практически ушло из обихода, его используют все реже и реже. Этот термин («чайник») стал активно применяться в начале 1990-х годов, когда в Россию вошли компьютеры и всё им сопутствующее.
«Чайником» называли того, что не умеет пользоваться компьютером дальше, чем в самой минимальной мере или даже отказывается от пользования компьютером «потому, что не умеет». Тех, кто «не разбирается в компьютерах» и «не разбирается в Интернете».
С другой стороны образовалась «социальная группа» тех, кто «разбирается» и одновременно является профессионалом в этой области, то есть имеет некий опыт пользования, а то и образован в этой области, может научить другого и берет за свою деятельность оплату.
Эта группа стала называться «айтишниками», «программистами», «компьютерщиками». В целом никого не интересовало, что все три слова обозначают разные явления, процессы и имеют множество нюансов.
Если мы видели человека в очках, жующего булочки над клавиатурой, который бойко жмякал по клавиатуре и не матерился при этом, то называли его «программистом» и «компьютерщиком», а термин «айтишник» появился чуть позже, когда к компьютерам добавился Интернет.
Принято считать, что среди «чайников» могут быть только представители старших поколений. Это объяснимо, компьютеры и Интернет вошли в жизнь человечества резко, бойко и глубоко, но ничего, даже отдаленно похожего, в жизни представителей старших поколений не было и в помине. Поэтому у них (у нас) как будто меньше шансов «разобраться».
Так ли это? И при чём тут возрастные признаки? На мой взгляд, если возрастные признаки и играют какую-то роль, то исключительно вторичную. Так как «умение исследовать», а точнее «желание исследовать» никакого отношения к возрасту не имеет.
Про умение и желание исследовать поговорим чуть далее, а здесь вспомним, что между «чайниками» и «профессионалами» (см.выше про «социальную группу») есть еще одна немалочисленная прослойка, которую чаще определяют, как «продвинутые пользователи», то есть и не «чайники», и не «профессионалы».
Вот так я представляю общую картину:
– «профессионал» (тот, которого называют «айтишником», «программистом», «компьютерщиком») Знает и Умеет;
– «не чайник» и НеЗнает, и НеУмеет, но готов Узнать/ Смочь;
– «чайник» и НеЗнает, и НеХочет/ НеМожет Узнать и Уметь.
«Чайниковость» определяется вовсе не по Незнанию или Неумению, а по Нежеланию и зачастую мощному Сопротивлению.
«Чайника» можно сравнить с человеком, который приобрел посудомоечную машину, но не пользуется ею на фоне страха ее сломать («непременно причинить вред кому-то/ чему-то»): «При мне вся техника ломается!», «Ой, я даже и не полезу, я всё равно ничего не понимаю и не пойму!» и подобное.
Нередко «чайник» не может признаться самому себе, а тем более — другим людям в своей некомпетентности, поэтому пользуется прикрывающими реакциями защиты, например, презрительным: «Вообще-то я – психоаналитик (здесь можно подставить называние любой другой профессии), а не программист!», пытаясь обесценить недоступное для него.
При этом случается уход в крайность, – упоминается именно «программист» (т.е. тот, кто является «профессионалом»), а «продвинутый пользователь» вообще упускается, – что само по себе занятно.
Такие прикрывающие и обесценивающие реакции защиты вызывают некоторые вопросы, так как речь идет о «ежедневной данности» и «объективной реальности», в нашем контексте «о компьютерах и Интернете», без которых наша ежедневная жизнь уже мало возможна в полноценной мере (нас ведь не удивляет необходимость каждый день «чистить зубы», хотя когда-то давно мы их не чистили, а если и чистили, то палочками или смолой и раз в неделю).
При этом «чайник» не только не будет пользоваться посудомоечной машиной, но и не прочитает инструкцию к ней потому, что уверен, что «не разберётся» в инструкции.
Пример.
Одна из моих подружек в какой-то момент «назначила» меня Знатоком в области «компьютеров и Интернета», то есть тем самым «профессионалом», которым я на самом деле не являюсь. То есть для нее, как и для множества других людей, не существовало понятие и явление «продвинутого пользователя».
Она буквально терзала меня вопросами примерно по всем моментам, проблемам и задачам, хоть как-то связанным с «компьютерами и Интернетом». По-началу я с готовностью участвовала в этой игре, скрупулезно и терпеливо объясняя «на какие кнопочки жмякать».
В какой-то момент частота ее вопросов стала напрягать, вопросов было много и поступали они ко мне в самые неожиданные моменты. Шли недели и месяцы и наконец до меня дошло, что подружка никак не может перейти из разряда «чайников» в разряд «продвинутых пользователей», и моя роль в качестве «справочника по всем вопросам» назначена мне на веки вечные.
В очередное ее обращение ко мне я предложила:
– Вот ты сейчас задала мне вопрос, который начинается с классического «Как сделать Так-то?..»... Вот ровно так, как ты сформулировала вопрос ко мне, задай его Яндексу или Гуглу.
– В смысле?
– В прямом. Так и пиши в поисковой строке: «Как выделить текст в Ворде жирным шрифтом» или «Почему на сайте вместо картинок видны иконки», или...
– А что, так можно?
– Нужно!
«Чайник» по каким-то причинам не знает, что вся информация находится в открытом доступе в любой момент времени. «Чайник» буквально одержим фантазией о трудной борьбе за добычу информации.
Полагаете, что этой подружке 85 лет? Нет. Она на двадцать лет младше меня. Вся эта история вообще не про возраст.
«Продвинутый пользователь» («не чайник») тоже когда-то не знал, например, «Почему на сайте вместо картинок видны иконки», но он «просто спросил» у поисковика. Мало того, «не чайнику» и не надо Знать в любой момент (как «Узнал и Запомнил Навсегда»).
«Не чайник» помнит лишь о том, что в любой момент времени можно «почитать мануал» («инструкцию к посудомоечной машине», задать вопрос Яндексу/Гуглу), – вот и вся незамысловатая разница между «чайником» и «не чайником».
Бывает немало случаев, когда «чайник», в неизвестной радости назначивший «не чайника» «программистом» (а между ним и программистом расстояние примерно, как от одного края вселенной до другого края другой вселенной), как будто разочаровывается...
Просит помочь разобраться, например, в какой-то программе или «приблуде» и с активным удивлением обнаруживает, что назначенный им «программист» вовсе не собирается цокать по клавиатуре со скоростью, которую показывают в кино «про хакеров», а говорит: «Понятия не имею – что это такое, сейчас разберемся!..» и... начинает медленно тыкаться в различные кнопочки, инструкции, которые просто напросто вычитывает, зная и понимая, что любое действие можно «откатить»/ отменить в любой момент (как минимум).
Любой и каждый «программист», «айтишник», «компьютерщик» таковым не родился. Он точно родился «чайником».
Не стоит хотеть быть либо глубоким непрофессионалом («вечным чайником»), либо высоким профессионалом в области «компьютеров и Интернета». Есть золотая середина – продвинутый пользователь (уже не «чайник», но и далеко не «профессионал»).
Краткие выводы:
1. Возрастные признаки тут не при чём.
2. Читайте мануал!
Примечание: чтобы сделать коллаж к статье я набрала в поисковике «откуда выражение читать мануал»... всего и дел.
Еще по теме: SMM для психоаналитических мероприятий
Обращайтесь, если что... (любой город; первая консультация проводится бесплатно).
С уважением, Нечаева Е.А.