Психоаналитик и коуч (18+)

Whatsapp, Telegram +7(982)638-00-68

Главная / Публикации / Авторские статьи / САМОПОЗНАНИЕ / ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ "КОЛЕСА ЖИЗНИ"

ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ "КОЛЕСА ЖИЗНИ"

Уважаемые читатели, с радостью и интересом представляю вам описание базового коучинг-исследования (или одного из базовых). Это исследование знают все коучи и все клиенты коучей.

Возможно, кто-то из вас неоднократно видел описания этого инструмента и даже пробовал его применить на себе самостоятельно. Даже, если вы видели и применяли это исследование, вы точно не знакомы с моей интерпретацией.

Вашему вниманию предлагаю не формальное описание, но и пояснения, «подсказки» и другое.

Далее буду обращаться, как к коллегам, так и к неколлегам. Почему так – смотрите далее...

Да, это исследование можно провести Соло (самостоятельно), но обязана сказать, что без профессиональной обратной связи результат может получиться не совсем корректным (есть у нас такое свойство – чуть-чуть «привирать» самим себе, в том числе неосознанно). Но попытка – не пытка.

Кто хочет заняться самоисследованием, пожалуйста, приготовьте ручку, один лист А4. Вместо авторучки можно применить цветные карандаши или фломастеры, вам понадобится 8 (восемь) цветов, но это необязательно, хватит и одной ручки.

Категорически не годятся: лист меньшего формата, компьютер, спешка, вмешательство третьих лиц... несовершеннолетние, идите уроки делать, это не для вас, спасибо за понимание.

Соблюдайте простые правила:

а) не переходите к следующему этапу, не завершив предыдущий (не подглядывайте вперед);

б) не переписывайте с моих картинок (это – просто примеры, которые не имеют лично к вам никакого отношения);

в) если вы выполняете это исследование впервые, отмерьте себе, как минимум 1 (один) час.

Коллегам...

За более, чем двенадцать лет практики, не перестаю удивляться результатам этого исследования. На первый взгляд оно может показаться через-чур формализованным, слишком упрощенным и даже нелепым. Я тоже сначала так думала, пока не оказалось, что, кроме как «волшебным» исследование и не назвать.

«Волшебство» заключается в непредсказуемой и заранее неизмеримой разнице между «простотой» и результатами. Во всех случаях (вообще – во всех) результаты исследования подтверждаются в дальнейшей работе с «точностью до миллиметра», – вне зависимости от первичных «впечатлений» специалиста о клиенте.

Факт – это исследование приписывают себе коучи и вполне успешно применяют, а в психоанализе результаты исследования можно «разглядеть» весьма скрупулезно, с «внезапностями», удивлением, интересом и с пользой. В коучинге (здесь, как в «краткосрочной терапии») это исследование – стартовое и базовое потому, что на его основе может строиться вся дальнейшая работа с клиентом.

В психоанализе (здесь, как в «длительной терапии») результаты исследования практически мгновенно дают «полную картину» в целом и даже в частностях – при чем буквально «сразу» (за 25-35 минут) и, повторяю, в дальнейшем весьма «краткое и концентрированное» содержание «расширяется, углубляется» и подтверждается уже в длительном времени (как правило, в первые полгода-год).

Если объяснять совсем просто, то происходит примерно так: про это исследование я «уж и помнить забыла», через несколько месяцев мы с клиентом «до чего-то докопались», листаю свои конспекты/протоколы, обнаруживаю конспект с результатами этого первичного исследования, уп-с, а там «уже всё написано» (было), «так вот же оно!».

Теоретически феномен этого исследования я так и не смогла объяснить. По-началу пробовала найти некую теоретическую основу, но каждый раз теория отказывалась выстраиваться, и я решила, что объяснения «волшебное» – достаточно.

Да, вы уже догадались, что это исследование провожу на первом собеседовании. Оно оказалось «более лучшим» по сравнению с длительными, занудными опросами и тестированием, которые зачастую «пугают» клиентов, которые начинают чувствовать себя «на приёме у врача». Согласитесь, хоть кому будет спокойнее и интереснее «просто нарисовать рисунок», чем чувствовать себя «подопытным кроликом», отвечающим на десятки «непонятных» вопросов («непонятные вопросы» никто не отменял, их можно задать и позже, никто никуда не торопится).

Еще одно важное применение: по этому исследованию можно с легкостью проследить динамику клиента, наглядно – в буквальном смысле. Чаще всего это делается уже на последнем этапе длительной или краткосрочной работы. Мы просто сравниваем «до» и «после». Так делать надо далеко не всегда, но в любом случае, у клиента есть копия «рисунка» и, при желании, он в любой момент может посмотреть свою динамику без нашего участия.

Важно (рекомендации)

1. Конспект клиент не ведет (не «рисует» сам, только рассказывает). «Рисует» специалист. Если «рисовать» будет сам клиент, он точно «застрянет», начнет «думать» там, где пока не требуется.

2. Специалист оставляет оригинал себе, а копию, например, в форме скана или фотографии передаёт клиенту. Делать это лучше на следующий день после консультации (или через день-два, чтобы клиент успел «слегка отстояться»).

3. Во время и сразу после завершения исследования обсуждения/анализ нужно минимизировать ближе к «нолю». Можно обозначить только самые важные моменты или отложить обсуждение на потом (пояснения смотрите далее).

...Так что, уважаемые коллеги, если я вас заинтриговала, и у вас появилось намерение «попробовать на клиентах», присоединяйтесь к опыту «на себе». Один лист А4 и ручка.

Начнём!

1. Расположите лист бумаги, как вам удобно – по вертикали или горизонтали.

2. Занимая максимально возможную площадь листа, нарисуйте круг (или что-то похожее на круг).

3. Разделите круг на 8 (восемь) частей (секторов), как мы делим пиццу или торт.

Рис.1

4. Задайте себе вопрос: «Из чего состоит моя жизнь?».

Как правило – это «дом, семья, работа» и подобное. Записывайте «части» вашей жизни такими словами и обозначениями, которые вам понятны («правильных» вариантов здесь нет).

Один сектор – одна «часть» жизни. Расположение записи в секторе – в любом месте.

Последовательность/ порядок – любой. Записывайте так, как «вспоминается» Сейчас и Здесь. Последовательность или «приоритет по порядку» не имеют значения.

Должны быть заполнены все 8 (восемь) секторов.

Подсказка: если не получается заполнить все сектора, спросите себя «Чего в моей жизни нет, но я хотел бы, чтобы появилось?» и впишите желаемое/мечту.

Рис.2

Примечание для коллег

На этом этапе стоит обратить внимание из наблюдающей позиции, без обсуждений (обсуждения уведут далеко в сторону, исследование не состоится):

– с какой скоростью клиент перечисляет «части жизни»;

– «тормозит ли» клиент, заполнив, например, половину секторов, а дальше «не знаю – что ещё...»;

– попытки «редактировать», например, «я сказал про дом, а надо – ремонт квартиры и дача» или «давайте друзей перепишем на другое...» (лучше на «редактирование» не соглашаться, «редактировать» можно будет потом, на консультациях, а сейчас – это Сейчас и Здесь);

– внес ли клиент что-то вроде «работа над собой» особенно, если в начале настойчиво заявил, что пришел к вам «кардинально измениться»;

– эмоции, комментарии клиента (развитие комментирования лучше аккуратно пресечь), степень азарта/заинтересованности.

5. В центре круга напишите цифру «1».

6. С внешней стороны круга, у каждого сектора напишите по числу «10».

Рис.3

7. Теперь обращаемся в одному из секторов (к любому).

Примечание для коллег: «Прочитаю вам то, что мы записали... С чего, с какого сектора вы хотите начать?»... с названного клиентом сектора и начать.

Здесь договариваемся об измерениях.

«1» – это нечто ужасное, плохое, неправильное, это то, как «я точно не хочу», самый-самый крайний «плохой» негативный вариант.

«10» – это самый великолепный, наилучший, позитивный вариант, даже за границами самых смелых мечтаний, это как «я хочу или очень хочу».

«1» – это «очень-очень плохо», «10» – это «очень-очень хорошо».

Например, смотрим на сектор «дом». Вы, как мы договорились ранее, понимаете – что конкретно вы вложили в это обозначение «дом».

Представьте себе – что такое для вас «1» по поводу «Дома» и представьте себе – что такое для вас «10» по поводу «Дома».

Измерьте по шкале от 1-го до 10-ти – где вы сейчас находитесь по поводу «Дома»? На какой «цифре» от 1-го до 10-ти?

Если «1» – это «очень-очень плохо», а «10» – это «очень-очень хорошо», то на каком уровне вы сейчас находитесь, на ваш взгляд, относительно «единицы» и «десятки»?

Впишите цифру в сектор и нарисуйте дугу или черту, обозначающую примерный уровень, соответствующий вашей цифре (см.рис.4).

Измерения нужно провести по каждому сектору.

Восемь секторов – восемь цифр.

Рис.4

8. Внимание: во время первичного собеседования исследование почти закончено (см.далее), на этом этапе продолжают те, кто сейчас продолжает соло-исследование.

8.1. Для тех, кто сейчас исследует самостоятельно («чистопородный» коучинг).

Допустим, вы «оценили» «дом» на 7 (семь). Это обозначает, что до желаемой «10-ки» осталось три шага.

Можно попробовать заняться спонтанным и пока приблизительным планированием, но не «наскоком», а последовательно:

– Что я хочу, могу, должен сделать, чтобы 7 (семь) «превратилось» в 8 (восемь)?

{Сейчас я на «семёрке», мне нужно сделать один шаг (некое действие/план), чтобы получилось 8 (восемь). Какой это шаг – до «восьми»?}

Запишите на отдельном листе или на оборотной стороне «круга» ваши шаги до 10 (десяти).

– С 7-ми до 8-ми я сделаю Это. Что я хочу, могу, должен сделать, чтобы 8 (восемь) «превратилось» в 9 (девять)?

– С 8-ми до 9-ти я сделаю Это. Что я хочу, могу, должен сделать, чтобы 9 (девять) «превратилось» в 10 (десять)?

Шаг с 7-ми до 8-ми запишите, шаг с 8-ми до 9-ти запишите, шаг с 9-ти до 10-ти запишите.

Рис.5

Настоящее планирование и иные процессы, ему сопутствующие, не входят в компетенцию и рамки этого исследования. Здесь можно, так сказать, помечтать (это – хорошо).

Но!..

8.2. Важное примечание для всех...

Если что-то (какой-то сектор или несколько секторов) «намерили» на 4 (четыре) и ниже, то спонтанное планирование (п.8.1.) немедленно отменяется. Это один из необъяснимых для меня феноменов данного исследования: 4-ре и ниже – это точно Проблема (проблемы), работа пойдет «со скрипом», под «четверкой» и ниже точно что-то «зарыто» (к гадалке можно не ходить).

Содержание этих секторов наверняка и бесспорно «проблемное» и к планированию/мотивации и подобному приступать – крайне преждевременно (бесполезно, как минимум).

Типа этого: «На самом деле – я Этого не хочу» и «Если я не осознаю – зачем, почему и для чего мне Это нужно, то я и «делать» (по этому сектору) ничего не буду» (как минимум нет мотивации, осознанной потребности, они «потерялись»).

Нередко обнаруженное «четверками» и ниже сопротивление к «теме» (содержанию сектора) является открытием для клиента, например: «Если честно, то я и вправду не знаю – зачем мне Это надо и надо ли вообще...» и подобное. Хуже, если и такого «озарения» не наступает (сопротивление имеет более серьёзную структуру и более глубокое происхождение).

Нередко тут же «всплывают» формальные признаки сопротивления, например: «На самом деле, Этого не я хочу, этого хочет мой муж...», «Если бы не дети, я бы вообще не работал...» и прочее.

Что нужно «иметь ввиду» коллегам...

Если клиент «намерил» на 4-ре и ниже три-четыре сектора, ваша работа «быстрой и легкой» не будет. Если на 4-ре и ниже «намерено» чуть ли не всё, можно с высокой степенью вероятности предполагать то, что подтвердиться далее: апатию (депрессию), вопрос – в какой степени и в каком качестве, другое (что угодно, только не коучинг и не «психологическое консультирование», как методы).

Если клиент в первичном запросе обозначил «найти другую работу» или «хочу найти работу» и измерил сектор «Работа» меньше, чем на «4», это значит, что (на самом деле) работать он не хочет, осознавая это или нет.

Практика показала, что и на измеренное на «пятерки» нужно обратить особое внимание.

В этом случае уже зависит и от специалиста, и от клиента – куда разовьется вектор, в сторону «четверки» или в сторону «шестерки». То есть «паниковать» по поводу «пятерок» не стоит, но и «обратить особое внимание» надо обязательно.

Другая крайность: это сплошные 9-ки, а то и 10-ки. Тогда можно задать вопрос клиенту: «А зачем вы вообще ко мне пришли?» (юмор).

При наличии «слишком высоких» показателей измерений можем предполагать что-либо из перечисленного или всё это вместе: неадекватную оценку реальности и такую же самооценку, прозрачный намек на весьма суровое сопротивление к каким-либо изменениям, «комплекс отличницы» («страсть к совершенству»), клиент на самом деле «шёл мимо» (случайно забежал), привычку к «легким путям» на фоне каких-либо упрощений/расширений/расщеплений и подобное.

Например, клиент-спортсмен, который в своей спортивной карьере находится на заметном отдалении от профессиональных вершин, ставит себе 9-ки и 10-ки, то... Или барышня в первичном запросе заявляет «ворох проблем», но ставит 9-ки и 10-ки, то... тоже «то»...

9. Если вы закончили соло-исследование, то перед вами должен быть вот такой рисунок (см.выше рис.5), возможно, с прописанными «шагами» до 10-ти по каждому сектору. На данный момент этого достаточно.

Да, чуть не вспомнила... Называют это исследование по-разному: «Колесо жизненного баланса», «Круг жизни» и хоть как еще, кому и как удобнее. Мне лично все равно, как его называть. Чаще на листе с исследованием пишу имя клиента и дату, когда исследование проводилось.

10. Если вам понравилось исследование, и вы хотите продолжить, то это можно сделать так...

Выберите один из секторов, который хотите исследовать более углубленно. Например, «дом». Ровно по тому же алгоритму исследуйте «дом», разделив его на восемь секторов.

Напишите на новом листе «Дом» и запишите в каждом секторе его «составляющие»: «Из чего состоит то, что я назвал Дом?». Допустим: дизайн-проект, мои фантазии об устройстве дома, строители-ремонтники, ипотечный кредит, этапы строительства и так далее.

Говорят, есть люди, которые могут к основному исследованию, дорисовать еще восемь (исследовав каждый сектор отдельно), но мне таковые не встречались.

Кратко повторю алгоритм (план) исследования:

1. Круг разделить на восемь частей (секторов).

2. В каждый сектор вписать «составляющую часть» вашей жизни.

3. По шкале от 1-го до 10-ти «измерить» – где вы Сейчас и Здесь находитесь внутри каждого сектора.

4. По желанию составить очень условный план действий: «Что я хочу, могу, должен сделать, чтобы перейти на следующую «цифру»?» (до 10-ки).

5. При обнаружении «крайностей» – несколько «четверок» и ниже или «сплошные 9-10-ки» стоит поразмышлять о визите к представителю помогающей профессии.

Часто задаваемый вопрос и ответ на него...

А что я буду делать тогда, когда дойду до всех «десяток»?

То же самое. Когда достигните результатов, появятся новые задачи.

Обращайтесь, если что... (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Нечаева Е.А.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК