Друг: устойчивая эфемерность?
Возможно, мне мерещится, но тема дружбы в последнее время актуализировалась.
Несколько месяцев, а может уже и пару лет, пожалуй, что почти каждый анализант так или иначе говорит о дружбе.
Точнее — об ее отсутствии.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Сейчас начала писать эту статью и обнаружила, что не помню, когда в последний раз слышала от анализанта/ анализантки полновесный и красочный рассказ о каких-либо событиях с активным участием друзей.
Вроде «мы с приятелем натворили такое-то...», «мы с подружкой поругались так-то и потому-то...», « мы с друзьями решили заняться таким-то проектом совместно...» и подобное.
Во всех случаях «недорассказов» о друзьях и дружбе возникает странное ощущение чего-то единовременно противоречивого — устойчивой эфемерности.
Друзья и дружба как будто существуют, где-то здесь, рядом, но нет ни того, ни другого.
Это при том, что эфемерность «по понятию» не устойчива.
Но она устойчива.
Эфемерность Шредингера.
Дружба и друзья словно фантомные боли, бестелесные, но ощущаемые, желаемые и отсутствующие единовременно.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
С одним из анализантов мы более-мене тему попытались обсудить более скрупулезно.
Анализант практически мой ровесник, то есть у нас есть похожий опыт прошлого, поэтому я «чисто по-человечески» понимала, о чем он говорит.
А говорил он о прошлом, сравнивая с настоящим.
Звучало это примерно так (пересказываю своими словами без изменения основной идеи), часть Первая:
«Раньше вся страна садилась вечером к телевизору и смотрела какую-то популярную телепередачу или серию фильма. И было ясно по умолчанию, что завтра все будут обсуждать увиденное вчера.
Потому что каждый знал наверняка, что вчера каждый смотрел это по телевизору. Или приходил очередной номер журнала, в котором все читали новое произведение какого-то писателя или научную статью.
И завтра все точно знали, что все прочитали. Или все смотрели какой-то фильм в кинотеатре, а потом удивлялись, если его кто-то не смотрел.
Был повод общаться, обсуждать, спорить, делиться впечатлениями».
О чем здесь?
О совместном опыте, который не только случался/ был, но и о «точном знании» самого факта случившего опыта «у всех и каждого».
Не только об «узнаваемости» совместного опыта, но и «точном знании».
Об идентификации, которая Наверняка, без вариантов: «Если я вчера смотрел «Собаку Баскервилей», то и ты/ он/ все смотрели».
Для профилактики «ностальгии по прошлому», — так происходило не потому, что «все» были такими «дружными», а потому что не было альтернатив.
Не было выбора.
Было «полтора» телеканала, пара «взлетевших» в прокате кинофильмов в год и столько же «бомбических» публикаций в печатных изданиях.
Это важный момент, запомним его, — об отсутствии альтернативы и выбора.
Часть Вторая:
«Сегодня такого опыта нет. Сегодня мало, кто знает про другого, — что он смотрит и читает. И читает ли вообще. Кто-то смотрит телевизор, но не ясно, какой канал конкретно.
У кого-то лет тридцать, как телевизора нет принципиально. Кто-то берет информацию из соц.сетей и тоже не понятно, каких конкретно.
Я не знаю, что смотрят и читают мои знакомые, коллеги. Я даже не очень представляю, что смотрят и читают мои дети.
Вроде бы, я готов обсудить с кем-то книгу, фильм, сериал, новости, но я не понимаю, с кем и как это обсуждать, так как не знаю — есть ли у кого-то такой же опыт».
О чем здесь?
Об альтернативе, о выборе, который есть, и обширно есть.
Даже более, чем обширно.
А еще о чём?
— Почему бы просто не задать вопрос? Спросить, поинтересоваться «Смотрел ли ты?...».
— Не хочу.
— Почему?
— Вдруг тот человек не смотрел или «категорически не смотрел»? Вдруг мы поссоримся?
— Это какие чувства?
— Разочарование. Ожидание разочарования. Страх разочарования.
Вот и приплыли: в сухом остатке Страх.
Страх «поссориться» (страх Потери), «разочароваться» сильнее желания «общаться, обсуждать, спорить, делиться впечатлениями».
По аналогии с известной поговоркой: «Не общались, нечего и начинать».
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Не меньше половины тех, кто с удрученностью говорит об (отсутствующих) дружбе и друзьях имеют затяжные и неосознаваемые внутренние конфликты, которые можно обозначить девизом: «Стой там, иди сюда».
Вектор в одну сторону: «Я остро нуждаюсь в близости!», вектор в противоположную сторону: «Мне лень куда-то идти!», «Мне и одному хорошо!», «Да пошли они все!» и подобное.
Не анализант, есть у меня знакомец, который часто повторяет: «Я всех разогнал! Мне никто не нужен!» (то есть принудительно удалил от себя всех друзей-приятелей).
Он сам не замечает своего лукавства.
Во-первых, он слишком часто это повторяет, то есть «тема беспокоит» на самом деле.
Сам себя убеждает в правильности его выбора.
Был бы уверен в таком выборе, не говорил бы так часто.
Во-вторых, как минимум один близкий друг у него есть.
То есть не то, чтобы совсем «всех» разогнал.
В-третьих, не нужно быть специалистом, чтобы заметить, — насколько остро он нуждается в близости с друзьями-приятелями.
И тревожность темы легко «диагностируется» резким (иногда агрессивным) отрицанием «нужды в близости» («Я же сказал сто раз, что мне и одному хорошо!!»).
При этом он говорит это Кому-то (живому), Другому человеку, а вовсе не самому себе в зеркало, не один на один с самим собой (для него собеседник, вроде бы, есть и, вроде бы, нет, опять «по Шредингеру»).
«Я к вам пришел для того, чтобы сказать, что вы мне не нужны!».
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Вернемся к «стой там, иди сюда».
Один из, на мой взгляд, крайних случаев, — одержимость расщеплением:
- либо «я — плохой, все остальные — хорошие»;
- либо «я — хороший, все остальные плохие»;
- либо «я состою из двух частей: бракованный/ хороший (черный или белый), без смешения этих двух частей (без полутонов)».
Такое расщепление реализуется практически ровно так, как в анекдоте: «Доктор! Меня никто не любит! Со мной никто не хочет общаться! Я совершенно одинок! Помоги мне, уродливый, противный, мерзкий старикашка!!».
Анализант может открыто вербализовать желание «дружить» и единовременно с этим его рассказы о других людях содержат в себе «сплошной негатив».
Каждое свое повествование о Другом он начинает с Оценки, как будто перед ним — товар, а не живой человек.
Например, с оценки внешности, качества одежды, возраста, социального статуса, — каких-то «внешних» формальных признаков.
Если Другой не проходит «оценочный ценз», то дальше дело не идёт, этот Другой бракуется.
При этом, согласно расщеплениям (см.выше) зачастую неважно — оказался ли Другой «дороже» или «дешевле».
Если Другой «красивее, богаче, статуснее» и, если Другой «уродливее, беднее, менее статусный», — в обоих вариантах Другой бракуется одинаково успешно.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Разбавим статью смешным случаем…
Замечательный диалог однажды состоялся со случайным знакомцем.
Я заметила, что он «приценивается» не только ко мне, но и ко всем, кто в тот момент присутствовал.
При чем он делал это буквально спрашивая: «Сколько стоят твои ботинки?», «У тебя дорогой парикмахер?», «Сколько ты заплатил за отпуск? Много?».
По-началу меня это смешило, ибо выглядело нелепо.
Большинству присутствующих (в том числе «оценщику») было около сорока лет, и такое «непосредственное» поведение казалось не слишком уместным.
Тем более, что компания состояла из «новеньких», никто ни с кем не был знаком толком.
Про стоимость ботинок — это был вопрос ко мне.
Серьезно? Такое может интересовать сорокалетнего дядьку?
— Сколько стоят твои ботинки?
— А как ты думаешь?
— Минимум двадцатку!
— Не угадал. В 2,5 раза меньше.
— Вот и хорошо!
Полюбопытствовала, конечно, развернула диалог. Откуда вот это: «Вот и хорошо!».
По-началу, я предположила, что «оценщик» ищет «себе подобных», так сам он был одет «дорого-богато».
Воистину, всегда надо ставить под сомнение свои экспресс-предположения.
Оказалось, что «оценщик» имеет только один комплект «дорого-богатой» одежды, которую носит не первый год.
А оценка всего и вся ему нужна вот для чего:
— Я прицениваюсь потому, что боюсь НЕсоответствовать! Мне не нужно окружение, которого я не достоин. Я просто не потяну высокий («дорого-богатый») статус!
То есть, когда я честно назвала реальную стоимость ботинок, у «оценщика» резко снизился уровень тревоги.
К счастью или к сожалению, дальнейших встреч с «оценщиком» не было.
Так что для меня осталось загадкой, как же он вообще коммуницирует с разными людьми, с друзьями, если любой и каждый контакт начинает с вопросов о «стоимости оболочки».
Возможно, он ежемесячно требует с каждого банковскую выписку, чтобы определить — не выбился ли кто-то за пределы допустимого бюджета.
Вдруг, кто-то разбогател, и «оценщик» не сможет Соответствовать?
Или кто-то «онищебродил», и поэтому не достоин общения?
Чудны дела твои, Господи, короче говоря...
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
Мы здесь уже обсуждали пару-тройку статей «об одноклассниках».
В комментариях было высказано кое-что очень важное, — о принуждении.
Раскопать тот комментарий сейчас не представляется возможным, а мысль была примерно такова: «Мы не дружим с одноклассниками потому, что в свое время наши коммуникации были вынужденными».
Очень точное замечание, попробую его слегка развернуть.
Никто из нас не выбирал одноклассников.
Нас принудительно собрали по геолокации, по формальному признаку.
Собрали и «закрыли» в школьном классе на 10-11 лет: «А теперь дружите! Вы всё равно отсюда не выйдите в ближайшие годы!».
Что остаётся в результате «принудиловки»?
Верно, ничего, кроме «осадочка».
Кроме редких исключений (про «молодцы, какой дружный у них класс!» мы тоже говорили ранее).
Вернемся к тому, о чем просила запомнить в начале, — про отсутствие альтернативы и отсутствие выбора.
Это вопрос для ваших комментариев: что общего/ различного между «принудительной школьной дружбой» и «вчера все посмотрели телепередачу, сегодня все дружно обсуждаем»?
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
Кто такой, тот самый Друг?
Друг — это Другой Взрослый, Равный нам.
Если вы проанализируете все ваши отношения и коммуникации, что можете обнаружить, что большинство из них (если не все) — это отношения между Ребенком/ Детьми и Взрослым/ Родителем.
Подчиненные/ сотрудники бизнесмена — его Дети.
Для них он выполняет роль и функции Родителя. А часто обоих родителей: «Я им и Мать, и Отец».
А иногда еще и бабка/дедка, тетька/дядька.
Что такое быть Ребенком — знают все.
Как минимум, в отношениях с Родителями.
Часто/ иногда и в отношениях с Мужем/ Женой.
{ Про Муж/ Жена надо сказать отдельно: в этих отношениях может быть вообще всё вместе, последовательно или вперемежку.
Каждый для каждого может быть «я и мать, я и отец, и бабка/дедка, тетька/дядька, и сын/ дочь». Это, как говорят, Другое…}
Соответственно, тот, кто никогда не был «начальником», не вёл «свое дело», а всю дорогу — сотрудник/ подчиненный, находится в роли Ребенка, у которого есть Родитель (начальник).
В отношениях (реальных) Родитель/ Ребенок чаще принято считать, что реальный Родитель — это действительно Родитель.
Но, как показывает психоаналитическая практика, не так всё однозначно…
Иногда не сразу ясно, кто и кому «в этой семье» (реальный) Родитель.
И вот так получается, когда я слушаю рассказы анализантов о Дружбе и Друзьях, — запрос не про «Хочу такого, с которым можно...», а про «Хочу Равного Взрослого».
В статье про завершение анализа (см.тут, где-то на этом сайте) было сказано:
«Еще один признак от великих классиков звучит примерно так: «Если аналитик чувствует, что хотел бы проводить время с анализантом вне кабинета, например, дружить с ним, то анализ пора завершать».
Анализант перестал быть Ребенком, с которым нельзя сходить в бар, на дискотеку или в туристический поход. Он стал Равным Взрослым, с которым можно всё это проделать.
Тут главное быть уверенным, что сам психоаналитик действительно является Равным Взрослым.
А, если нет, не является?..».
Получается, что Друг — это не только Другой Взрослый, но и Равный Взрослый, — это в идеале.
Потому, что в «требованиях» анализантов (к Другу) чаще сквозит запрос, который на самом деле:
- к Матери («пусть принимает меня таким, какой я есть, и любит просто так, и помогает просто так, потому что мы — друзья»);
- к Ребенку («я готов помочь в любой момент, я могу среди ночи, по призыву Друга, срочно поехать его спасать»);
- к бесплатному личному психоаналитику («надо всё то же самое, только бесплатно»).
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
Знаете, в чем главная интрига?
Вот это: «Друг — это не только Другой Взрослый, но и Равный Взрослый», — это именно Идеальное.
То есть то, чего не бывает в реальности.
Как всё Идеальное, Идеальный Друг, — это мифология.
Уважаемый читатель, выводы, конечно, сделаете сами. Кстати, какие они — выводы?
Поделитесь.
Обменяемся мнениями, как те люди из прошлого, у которых случался «общий опыт» в форме «просмотра телепередачи».
Только сейчас и здесь — не телепередача, а опыт прочтения этой статьи.
Информация и запись на индивидуальны консультации (18+, любой город).
С уважением, Нечаева Е.А.