Ярополк Леонидович Лапшин: человек и преподаватель
Рубрика «Кстати, о преподавателях, кино и театре, смешно и несмешно» или «Каждый ли профессионал может быть преподавателем».
Чтобы вы понимали — кто такой Ярополк Леонидович Лапшин. В советский период — титульный режиссер Свердловской киностудии («Приваловские миллионы», «Угрюм-река», «Перед рассветом», «Уснувший пассажир»).
Кстати, в «Уснувшем пассажире» в массовых сценах и даже на кое-каких крупных планах работали мои студенты, человек 10-15.
Несколько лет назад пересматривала — «смеховая истерика» вперемежку с плохо выносимой ностальгией не дала досмотреть, до слёз ржала.
Во ВГИК Ярополк пришел еще до войны и учился не у кого-нибудь, а у Льва Кулешова.
Не помню, каким образом, но организовали мы в нашем вузе «мастерскую Лапшина».
Человека такого статуса к себе «на ковер» не вызвать, поэтому пошла на предварительные переговоры в киностудию, в его личный кабинет.
Лет мне было 24-26, по развитию 12-14 лет.
Страшно было очень.
Захожу на трясущихся ногах, он «все понял» и… обоял тут же.
Грамотная речь, достойная осанка, «будьте любезны», пальто принял-надел, чай-кофе, — одним словом «старая школа».
Стукнули по рукам, мастерская началась…
...Немного в сторону — про режиссеров и их/ нашу проф.деформацию.
Однажды пригласили Ярополка Леонидовича ставить спектакль на Малой сцене ТЮЗа.
Поскольку в ТЮЗе мне удалось поработать, там оставались приятели, с их слов и пересказ. Репетиция.
На сцене, тогда еще живая, Надежда Озерова, звезда театра.
Режиссер сидит, как положено на первом ряду.
Отработали сцену с «сотого» раза, потому что актриса никак не слышит режиссера. Наконец-то получилось.
Ярополк кричит (в оригинале - «орёт»):
— Вот!! Вот!!!! Сказала это, зафиксировала и ушла за кадр!! Зафиксировала и ушла за кадр!!!
Чтобы стало понятнее: в театре нет «рамки кадра», в театре есть кулисы.
Но у кинорежиссера слово «кулисы» в принципе не выговаривается.
Какие-такие кулисы? Рамка кадра!
...Так вот, мастерская стартовала.
По студентами вижу — ходят «загруженные» и глядящие на всё чуть-чуть сверху, следовательно «началось».
В тот же период было принято решение делать свою, вузовскую газету. Ага, на бумаге.
Газета расходилась по рукам примерно за пять минут, у меня нет ни одного экземпляра.
К слову, эта газета выиграла конкурс вузовских «малотиражек», который проводили факультет журналистики МГУ и Союз журналистов (ездила в столицу за призом, которого… не было, нас просто собрали в одной аудитории и крепко пожали руки).
Вот для этой газеты брала интервью у Ярополка Леонидовича.
Он рассказал о том, как служил на подводном флоте.
Строго настрого научил говорить «ходить по морю», а не «плавать».
Как истинный интеллигент, он конечно, аргументировал: «Плавает говно, а мы ходим».
Сюда же термин «бочка» (подводная лодка).
Позже была пара-тройка поводов назвать подводную лодку «бочкой».
Свидетели, сверкая глазами интересовались «Ого!Откуда ты знаешь?!», а я загадочно молчала, «закуривала и откидывалась на спинку стула».
...Время идет, прошел первый год мастерской Лапшина.
Вижу что-то неладное. После первого курса мастерскую самостоятельно покинула половина студентов, если не больше.
Начался второй год.
Надо сказать, что время от времени я заходила на лекции и занятия каждого преподавателя, — мне же надо понимать, что там происходит и происходит ли.
Зашла к Ярополку и вижу…
Студенты сидят за партами.
Мастер, одетый «с иголочки», гордо восседает на преподавательском троне и рассказывает примерно так же, как я сейчас вам: «Когда в одна тысяча девятьсот тридцать восьмом году...», а дети конспектируют.
От начала года и месяца не прошло, но количество уже записанных студентами страниц конспектов прозрачно намекнуло на то, что проблема таки есть.
Потом спросила у студентов.
Оказалось, что Ярополк учит их именно так — он пересказывает им свою биографию.
Как выяснилось, еще и под девизом «Раньше небо было голубее, а кино — дело исключительно для избранных.
Сначала я вам пять лет буду рассказывать, как трудно делать кино.
А потом, быть может, когда-то у вас что-то получится, но это неточно».
То есть кинематографу Ярослав Леонидович учил… в теории.
Ясно, почему дети от него просто «сливались пачками».
Чтобы вы понимали — как проходили занятия у нашего мастера Сергея Всеволодовича Алексеева.
Это, конечно, не то, чтобы «отдельный рассказ», это поэма, роман точнее — сериал.
Никаких парт не было никогда.
Парты резво отодвигались в сторону.
У нас летала мебель, горели шторы, взрывались магнитофоны, все бегали, спорили и так далее, — что угодно, только не «охотничьи рассказы».
Вот так бывает: не каждый настоящий профессионал готов передать свой опыт следующему поколению.
Последний, пришедший по сарафанному радио: Ярополк Леонидович посмотрел первый «Аватар» и был очень расстроен — «Это не кино. Кина больше не будет».
Спасибо, что тогда помог пальто снять, за «бочку» и за (косвенно) приз для газеты, за иллюстрацию «старой школы», за студентов в «Уснувшем пассажире».
По секрету, мы никому не скажем: «Аватар» мне тоже сначала не понравился.
Кино будет.
Жаль, что не дождался.
Светлая память.