Новости
Все новости

Второе издание вышло в свет 28.04.2025, первое издание снято с продажи...

Приглашение и информация об "Августовско-сентябрьской акции" в 2025 году...

Как снимали клип "Ныпсар холпан// В паутине// URMAN"

Главная » Публикации » Авторские статьи » О ТВОРЧЕСТВЕ » Как снимали клип "Ныпсар холпан// В паутине// URMAN"

Редкий случай — с самого начала всё пошло не так, как обычно

Из обычного — идея сценария сформулировалась сразу.

Собственно, всё — из обычного.

Затем мне, без видимых причин, захотелось переделать сценарий.

Потом начали искать актеров, и меня каждый раз что-то смущало.

Я правила сценарий под новых актеров.

Потом что-то срывалось, и опять переделывала сценарий.

За пару дней до уже назначенного дня съемки становилось понятно, что мы не готовы, и съемку отменяли.

Тормозил и реквизит, его немного, но он все равно нужен.

Не было внятного понимания, как технически изобразить паутину при наших, довольно минимальных, возможностях.

На каждом шагу какая-то кочка и откат назад

Как психоаналитик предположила, что дело в песне с говорящим названием «В паутине» с соответствующим содержанием.

Спросила у автора — Павла с говорящей фамилией Здравомыслов, что же он «имел ввиду».

Он объяснил, но легче не стало.

Плюс ко всему оказалось, что в ближайших к Екатеринбургу местах, трудно или невозможно найти нужный «пляж».

Принято считать, что у нас «много озер и рек».

У кого ни спрашивала, все восклицали «Не может быть, что ты не можешь найти! Полно таких мест!».

А, когда просила «поставить точку на карте», то оказывалось, что такой точки нет, или она находится на территории Челябинской области.

А это значило, что в один день мы не управимся, что критично, учитывая занятость каждого участника съемочной группы. 

На фото: Арина и Павел

Оказалось, что необходимый пляж крепко засел в групповом бессознательном, но никто не знает, где он

Условий для локации было немного: недалеко от города, озеро или река с минимальной линией пляжа, комфортный вход в воду и лес рядом.

А главное — без людей и большого количества каких-либо построек в кадре.

На деле — или слишком далеко от города, или болота у берега (а значит — комары), или оборудованный пляж с людьми, или «лес есть, нет пляжа», или «есть пляж, нет леса», или «от машины идти всего два километра» (с котомками реквизита и прочего).

Конечно, надо было найти день и предварительно проехать по всем потенциальным локациям

Но найти удобное всем время оказалось невозможным.

Я поняла, что близится «катастрофа» и приняла решение «на авось» — озеро около дома коллеги (Юлии), дочь (Арина) которой — исполнительница главной роли.

И цивилизация близко.

На озере была один раз, оно очень красивое, но я была только в одной точке на берегу, которая частично подходила по требованиям.

И тут настали права специфической уральской погоды.

Урал — зона рискованного кинопроизводства

На смену жаре, стоявшей почти месяц, пришло похолодание и затяжные дожди.

Метеорологи на день съемки не пообещали ничего хорошего.

Несколько обреченно выехали на съемку, плотно заполнив багажник и часть салона нашим «барахлишком».

Те, кто в теме, могут понять «горе режиссера», который едет на локацию, которую видел один раз.

Режиссеры ломаются и портятся, когда что-то не под контролем, тем более — место съемки.

Я ехала «в никуда», что вызывало некоторую тревогу, а по пути думала, как поменять сценарий, потому что погода внесла свои коррективы. 

На фото: Михаил и Павел добывают дрова

Но это я вперед забежала, а съемочный день начался не совсем банально

Да, знаю, Павлу почему-то эта история не нравится, а по мне — так «кино-кино», прям эпизод для кино, которое о том, как снимают кино.

Павел приехал утром, и на пороге я вижу, что он странно выглядит.

Лицо красное. Очень красное. Чрезмерно красное.

Я бы сказала — в бордовую крапинку.

Что в такой момент думает режиссер?

Верно: «Ёлки! А как же крупные планы? Надо взять тональный крем! Почему актер красный, если он всегда вообще не красный?! Что случилось? Ветрянка? Оспа? Аллергическая реакция?».

Оказалось, что Павел решил… побриться.

Видимо, так красивее, хотя в режиссерских «указявках» такого требования не было.

Плохо понимаю в мужском бритье, но все выглядело так, будто Павел брился в машине, держа одной рукой рулевое колесо, и сделал это примерно за 60 секунд, по 30 на каждую щеку.

Взяла горсть хлоргексидина и приложила к Пашиному лицу.

Помогло, краснота угомонилась.

На фото: вариант превью

Разумеется, мы приехали и пришли не на тот «пляж», немного не попав в нужную тропинку, — на тот момент я уже ничему не удивлялась

Медленно, но верно поняла, что повезло, — место относительно открытое, а значит комаров будет сдувать.

Мне не хотелось держать камеру, когда комары кусают за руки, смахнуть их нельзя, а уральские комары не читают инструкции на репелентах и не знают, что те — против них.

Положительно сработала и «плохая погода», иначе берега озера были бы людными.

А сейчас тут только рыбаки прячущиеся в высоких прибрежных зарослях.

На жаре и без тени мы просто сварились бы.

Я медленно искала точки съемки, отложив готовую раскадровку, которая стала бесполезной.

Невозможно «ничего не забыть» даже, если список составлен и перепроверен трижды

Оказалось, что мы забыли взять макулатуру, из которой должен был получиться костер в тазу.

Нам опять повезло, — в шаговой доступности лежала сухая береза.

И наши юноши пошли добывать дрова, только головы торчали над зарослями болотной травы.

Костер получился прекрасным.

Стало понятно, что костер из газет выглядел бы нелепо.

Через пару часов обнаружила, что участники съемочной группы спят стоя, кроме актрисы, — высокая влажность и свежий загородный воздух взяли своё.

Я бы тоже спала стоя, но мне нельзя, ведь я тут — режиссер.

На фото: сончас на съемочной площадке

Бодрясь изо всех сил, просто объявила «сончас», выбора нет: или ребята заснут сами и окончательно, или надо дать возможность

Проходящие мимо нас рыбаки не понимали, как реагировать на мизансцену...

На протоптанной дорожке лежит куча мешков с непонятными вещицами (реквизитом), тут же, на ковриках спят двое мужчин и храпят на всю округу так, что пугаются птицы.

Тут же, на стульях сидят две женщины — одна похожа на «сумасшедшего режиссера», вторая одета в весьма необычную одежду и увешана украшениями, как новогодняя ёлка.

От задавания вопросов спасал торчащий штатив.

«Наверное, блогеры что-то снимают!», — громко думали рыбаки и проходили по своим, рыбацким делам.

На природе всё «тягучее», в том числе — съемочный процесс, он явно шел медленнее, чем хотелось бы

Я понимала, что мы не снимем и половины, что настораживало, — ведь «если что» (если «исходников» попросту не хватит на бесконечные 4 минуты клипа), то доснять уже не сможем.

И фестивальный срок поджимает, и быстро не соберемся таким составом, и свет с погодой будут другими.

На фото: местная лесная земляника

Как потом посчитала, мы сняли 102 дубля примерно за шесть часов

Кроме мистически-завораживающего озера, мы видели:

- огромную цаплю;

- огромного орла;

- несколько разных самолетов (аэропорт рядом);

- огромную землянику (съели).

Клещей не видели, но мы знали, что они где-то рядом.

Наверное, они не были голодными.

Очень смешную сцену в воде пришлось отменить, что меня, конечно, опечалило

Но вода была холодной, а дно — неизвестное.

Потому сохранность здоровья актеров стала приоритетом.

Но местный водяной все равно взял с нас оплату.

Точнее с меня.

Когда актриса «летала», сидя над водой, с пальца слетело мое кольцо.

Михаил, помреж, мужественно пошел его спасать.

Не спас, кольцо мгновенно ушло в ил.

Оно утонуло, простите за каламбур.

На фото: Арина в перерыве между дублями

Между дублями Павел — музыкант и по совместительству шаман — разгонял тучи бубном

Не знаю, как это работает, но серое небо обронило на нас всего несколько капель.

Потом магическое действие бубна закончилось, и начался дождь.

Как раз в тот момент, когда стало ясно, что все устали, и сил уже нет.

Часть сил ушла на всеобщее гоготание на фоне «смешных дублей» и иных забавных происшествий.

Например, таких как туристический стол, который попросту развалился при нагрузке на него.

На фото: вариант афиши для фестиваля

Под начинающимся дождем быстро собрались, забрали мусор

Участники съемочной группы, как нарочно, живут в противоположных концах Екатеринбурга.

На трансфер понадобилось в два раза больше времени, чем мы ехали до локации.

Конечно, ведь по пути пошел такой ливень, что не было видно соседние автомобили.

Настал апокалипсис.

Машины тонули в лужах, «дворники» еле справлялись с освобождением лобового стекла от тонн воды, стёкла запотели, машины обдавали друг друга водопадами из под колес.

Город не двигался, а крался на ощупь.

Домой вернулась «без ног, без рук», дико уставшая, но счастливая и довольная.

Это хорошая и полезная усталость победительницы паутины (или нет?).

На фото: Арина и Павел в сцене "Побег"

Перехожу к благодарностям

Коллеге Юлии — за предоставление теплого жилища

Смогли отдышаться и перекусить.

Без теплого жилища мы были бы похожи на сиротливую стаю бездомных собак.

На фото: Арина и Павел после съемок

Арина, как всегда, молодец, талантлива и красива

Тот случай, когда человек, не являющийся профессиональным актером, им как раз и является.

Классика жанра: во время репетиций и первых дублей кажется, что «что-то не то».

Но я-то знаю, что в кадре и после монтажа будет ровно то, что нужно.

Арину любит камера, а это даже не талант, это кино-дар, как он есть.

Я не знаю, как у нее получается, и спрашивать не буду, чтобы не сглазить.

Первый клип с Ариной мы сняли ровно год назад (июнь, 2024), его можно посмотреть далее.

На фото: Арина в одном из дублей

Павел, также как всегда, универсален и безотказен

Актер, которых принято называть «синтетическими», но не без силы мозга.

Сказано режиссером «Падай!», и он падает.

Сколько дублей, столько и падает.

Сказано «Ползи по сырой траве!», — ползет без капризов.

Сказано «Прыгай через скакалку пять дублей по минуте!», — прыгает, будто ему седые волосы не мешают.

И тучи-то он разгоняет и по-немецки говорит, и на хантыйском языке песни пишет.

И камера его тоже любит, практически не надо искать ракурс, снимай, как угодно.

Чтобы вы понимали, с Павлом мы сделали около двадцати клипов.

Такой творческий альянс не имеет цены.

На фото: Павел и Михаил готовят костер

Михаил — помреж, который, как мне кажется, не до конца понимает своей ценности на площадке (может оно и к лучшему)

Казалось бы он нужен «чуть-чуть», «подержи, подай».

Но без таких «мелочей» съемка вообще не возможна.

Местные медведи или косули не смогут держать режиссера за ремень, когда та пятится спиной назад.

И не смогут быть «вторыми глазами», анализирующими качество дубля (режиссеру в бликующий видоискатель видно примерно ничего).

К тому же, у Михаила есть сила мозга, пользуясь которой он умеет очень вовремя спасти режиссера от нее самой, предлагая более разумные решения.

Помощь вместе с Михаилом появляется ровно в тот момент, когда необходимо.

Он не вмешивается так, как умеют некоторые помрежи, когда их «помощь» заканчивается режиссерским «Уйди, мальчик, не мешай».

Я очень рада, что мы познакомились и отработали вместе два клипа.

Даже не понимаю, как я раньше снимала без него.

Надеюсь, то был второй и не последний раз (хотя предполагаю, что Михаил меня «немножко ненавидит» за все мучения).

Первый клип, снятый в сотрудничестве с Михаилом можно посмотреть чуть далее.

На фото: Михаил, Арина и Павел в начале съемок

Спасибо всем и каждому — за очень интересный день, который стал насыщенным, который не забудется, за совместный опыт, который еще и про творчество!

Первый клип с актрисой Ариной (Devil's daughter / Uralica, 22.06.2024):

Первый клип, снятый с помрежем Михаилом (Виктор Степанов// Чай, 03.05.2025):

Клип "Ныпсар холпан// В паутине// URMAN" (21.06.2025):

(скоро здесь появится)

Ссылки — ждем подписчиков, заказчиков, зрителей, клиентов и предложений

Моя режиссерская страница

Павел

Михаил

Юлия

Об авторе

Елена Нечаева родилась, живет и работает в Екатеринбурге. Автор книг по психологии и психоанализу, автор картин в жанре уральского андерграунда и музыкальных клипов. Ведет психолого-психоаналитическую практику с 2007-го года — в Екатеринбурге и онлайн.

ВСЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ НЕЧАЕВОЙ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ НА САЙТЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА RIDERO.RU
ЗАПИСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (ЛЮБОЙ ГОРОД, 18+) НА САЙТЕ NEACOACH.RU
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Сейчас читают
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK