Надо ли фрустрировать анализанта или Как Каролин Эльячев всех пригнула
Светлая мысль о том, что фрустрация уместна гораздо реже, чем нас учили и учат мертвые, полуживые и живые классики, посетила меня впервые довольно давно.
Дисклеймер: вообще ни на чем не настаиваю, у каждого специалиста свои причуды, делюсь своими.
1. На одном из замечательных семинаров двух зарубежных коллег (Ж.Спикер, К.Эльячев) произошел очень примечательный эпизод.
К моменту эпизода уже все поняли, что гости являются не только профессионалами, но крутыми профессионалами, авторитетами и даже законодателями, и участники семинара слегонца ушли в идеализацию вперемежку с элементами «безоговорочного преклонения», — это важное примечание.
Где-то «влево», как будто вне контекста основной части доклада, Каролин обвела зал неморгающим взглядом с высоты своей идеальной балетной посадки головы и спросила как можно строже (цитата приближена к оригиналу):
— Я не поняла… Вы что — действительно наливаете анализантам чай или кофе? Мы не должны так делать! Мы должны фрустрировать анализанта. Его взрослая часть должна заботиться о себе. Если ему нужен кофе, он сам встаёт с кушетки и наливает себе кофе или воду. Вы все так делаете? Вы все наливаете анализантам кофе?!
И тут произошло занятное: весь зал (кроме трех коллег, я в том числе, — да, я посчитала, у меня есть привычка «пасти публику») как-то пригнулся вниз и резко замотал головами «Нет-нет! Мы так не делаем!!».
В этот момент полсотня коллег (остальная сотня была в другой аудитории, в параллели) стали единым нашкодившим ребенком, которого мать застукала в момент преступления, и ребенок решил, что сознаваться нельзя, лучше отрицать преступление, а не то настанет чудовищная материнская кара.
Очевидно, что немалая часть «отрицающих преступление» попросту врёт.
С теми коллегами, которые не стали превращаться в нашкодивших и отрицающих проступок детей, мы переглянулись, покраснели испанским стыдом и «прыснули» в свои фрейдовские бороды, выдав реакцию аффекта.
В курилке (18+) обсуждали, смеялись самим себе.
2. Придется напомнить анекдот.
Человеку, который упал в яму, сначала следует подать руку и вытащить его из ямы.
А не анализировать причины попадания в яму, стоя около ямы.
3. Возможно потому, что я долгое время была «начальником», к анализантам-начальникам (любого жанра) отношусь «особенно».
Именно на этом фоне у меня сформировалось представление об адекватной фрустрации и садизме, который прикрывается ложной/ неадекватной фрустрацией.
Простейший пример.
Анализант «тупит» по ерундовому вопросу (по своей работе).
И я со стороны наблюдаю очевидное и единственно-верное: чтобы вопрос продвинулся, ему надо собрать своих подчиненных на совещание и обсудить с ними этот вопрос.
Фрустратор-садист будет Наблюдать и Ждать, когда «клиент созреет».
Нельзя подсказывать, ведь «психологи советов не дают». Надо сидеть на попе ровно и Наблюдать, как анализант «взрослеет» (именно в кавычках).
В таких случаях спрашиваю примерно так:
— А что будет, если вы обсудите этот вопрос с вашими подчиненными?
— Не знаю, но попробую…
Попробовал, вопрос решился за пару минут. Клиент доволен и сыт.
Терапия куда-то денется на фоне моего «совета»? Нет.
Терапия после этого как раз начнется, так как (как минимум) уровень Доверия поднимется.
Подать анализанту кофе, чай, воду надо и можно.
Как и закрыть форточку, из которой дует.
Внимание: на первом этапе.
Мало того, это необходимо сделать.
К нам пришел и без нас фрустрированный-перефрустрированный анализант.
Каким своим местом он должен догадаться, что прямо сейчас он находится рядом с «безопасной мамой», которая фрустрирует его прямо сейчас из хороших, терапевтических побуждений?
Он только что пришел. Ему попросту Нечем оценивать и идентифицировать наши «хорошие побуждения», зато есть чем Испугаться фрустрации и ре-травмироваться даже не начав терапию.
Он просто не придет на следующую сессию и правильно сделает.
Что касается форточки…
Я поднимаю попу и закрываю форточку.
Один раз.
Первый.
Иногда дважды.
На третий раз (если он будет) предлагаю закрыть форточку / налить чаю самостоятельно.
Затем и говорить этого не понадобится.
Таким способом показываю анализанту, что «я» — Управляемая.
Уровень тревоги анализанта снижается.
Мать не говорит младенцу: «Найди титьку сам, повзрослеешь!».
Так что, коллеги, не стесняемся «давать титьку» (если она есть, конечно).
Повтор для медленных: на первом этапе; сколько будет длиться этот этап — одну сессию или один год — это нам виднее.
Чтобы случился терапевтический альянс, надо, чтобы он случился, произошел.
На мой взгляд, фрустрация на первом этапе практически противопоказана.
Можно фрустрацию Обозначить, но не применять по полной программе.
Альянс можно и нужно именно формировать (если хотите — режиссировать), это, пожалуй, чуть не единственное, что нам реально подконтрольно в терапии.
Или нет.
Примечание: Майя Плисецкая тут в качестве визуальной иллюстрации.
Информация и запись на индивидуальные консультации: neacoach.ru
С уважением, Нечаева Е.А.