Главная / Публикации / Авторские статьи / ДРУГОЕ / ПОЧЕМУ "ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ" ТАК ДОРОГО СТОИТ?..

ПОЧЕМУ "ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ" ТАК ДОРОГО СТОИТ?..

В опросе о «Восприятии живописи» 38,5% участников опроса тапнули в вариант «Почему «Чёрный квадрат» так дорого стоит? Я так тоже могу».

Попробую полноценно и серьёзно объяснить – почему (он так дорого стоит) – тем, кто в шутку ли, серьезно ли выбрал этот вариант.

Казалось бы, при чём тут «Мерседес»?..

1. Как видите, в варианте нет дополнения по фактической информации: «К.Малевич, 1915, холст, масло, 79,5 на 79,5 см» – однако вы поняли и знаете, о каком «Черном квадрате» идёт речь.

2. Не трудно посчитать, со времени создания этой картины прошло 104 года, а некие «зрительские отношения» с картиной продолжаются, то есть относительно картины люди до сих пор как-либо высказываются.

Степень и длительность этих отношений можно сравнить, разве что с «Моной Лизой/ Джокондой» Леонардо да Винчи, написанной 500 лет назад (кстати, в этом,  2019-м году у картины юбилей, - с днём рождения, Мона Лиза!).

3. Художники того периода, в массе своей, сильно отличались от «классических». Это связано со многими факторами, и неких изменений как будто «требовало само время»:

активнейшее и доселе невиданное развитие техники и технологий (воздухоплавание, автомобили, метро, электричество, кинематограф, телефон и телеграф, прочее);

ожидание глобальных перемен (предчувствие мировой войны, волны революций, а затем и сама война, и революции).

Попросту говоря, на рубеже XIX-XX веков «плющило и колбасило» всех, всю Европу и Россию, которая до революции 1917-го года была её частью (не в гос.границах, а по экономического-культурным фактам – Россия была скорее интегрирована в мировые/ европейские процессы, чем не интегрирована).

4. По, наверное, понятным причинам (революция 1917-го года и её последствия) в уже Советской России «всё это творчество» и совсем не только оно (!), – было быстро «свёрнуто», «задушено», уничтожено, спрятано, запрещено или претерпевало значительные изменения не по своему желанию...

То есть тот «творческий период», скажем так, быстро развился, быстро распространился, почти успел укорениться и... быстро кончился по независящим от него причинам.

Соответственно, и сам период, и его непосредственные участники, и результаты их творчества стали уникальными, кроме прочего, и на фоне своей очень яркой, но очень короткой жизни.

Косвенные аналоги: а) например, музыкантов/ актеров, которые прожили «ярко и коротко» мы как будто любим «чуть больше» живых (К.Кобейн, Х.Леджер и т.п.); б) стоимость условных джинсов условного Д.Леннона при его жизни равнялась их стоимости в магазине, а после смерти выросла в сотни и тысячи раз.

Вполне возможно, если бы история пошла по другому пути, и творчество художников того периода, как жанр/жанры укоренилось и распространилось бы значительно и естественным путём, то обсуждаемый «Чёрный квадрат» просто «потонул» бы в массе иных, возможно, более крутых объектов (конкуренция была бы более длительной).

Но этого не произошло, ибо история не имеет сослагательного наклонения «если бы».

5. Вторая часть варианта ответа в опросе: «Я тоже так могу».

Безусловно! Можете! Никто не спорит.

Но ваш чёрный квадрат не будет первым в истории человечества. Просто К.Малевич успел раньше вас и сделал это первым (в мире).

Если мы создадим точную копию выше упомянутой «Моны Лизы», она будет стоить «три копейки» (если покупатель вообще найдётся), а не 720 (семьсот двадцать) миллионов долларов (такова примерная оценочная стоимость).

6. И наконец – комментарий базового характера, который применим и к обсуждаемому вопросу, и в принципе ко всему.

Категория «Нравится»/ «Не нравится» – исключительно Зрительская (читаем – в допустимом смысле «примитивная»), то есть – не профессиональная, упрощённая. Это не плохо! Но не стоит руководствоваться только и исключительно этой категорией, дабы не упрощать самих себя до уровня амёбы (всё сложнее на самом деле).

Косвенный аналог: например, я не за рулём и не имею отношения к автомобильной промышленности, но мне (как Зрителю) не нравятся автомобили «Мерседес», а нравятся BMW, и это не обозначает, что я, будучи в здравом уме и доброй памяти, скажу: «Почему «мерседесы» так дорого стоят? Я такую машину могу за десять минут нарисовать».

...В общем, как-то так. Пусть картины будут разные, пусть люди будут разные, но хотелось бы, чтобы было больше грамотных, знающих и любопытных/любознательных.

Опрос всё ещё открыт, он здесь, можно выбрать несколько вариантов ответов: https://vk.com/id476190234?w=wall476190234_137 , а мои картины (Екатеринбург) здесь: https://artnea.blogspot.com/

На всякий случай – PS от практика в области помогающих профессий...

Обесценивание чего-либо и кого-либо чужого/ другого/ не своего – имеет место быть, это данность. Например, с целями: а) такой способ нужен (необходим и неизбежен) в процессе самоидентификации; б) «отзеркалить» самого себя «обо что-то»/ «об кого-то» чужого/ другого, что бы себя «обнаружить» (есть люди, которые без зеркала не уверены в своем существовании, и для них такой процесс является жизненнонеобходимым).

Надо заметить, что процесс из п.а) характерен для подростков, и он (процесс) должен начинаться, развиваться и успешно заканчиваться в возрасте примерно от 12-14-ти лет до 18-20-ти лет, а не длиться «до седых волос», а процесс из п.б) – это отдельная история о нарциссических личностях.

ОБРАЩАЙТЕСЬ, ЕСЛИ ЧТО...

С уважением,

Е.А.Нечаева, 22.03.2019 (С)

ПОСЛУШАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ В MP3

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК