ДНЕВНИК МОНТАЖНИКА
(18+) В тексте упоминается вредное для несовершеннолетних.
Первое образование по режиссуре — вещь полезная, на этом образовании «еду» до сих пор, нет-нет, да и пригодится.
Уроки монтажа у нас тоже были, ровно в период, когда наша киностудия забуксовала (самое начало 1990-х гг.).
Монтажные уроки делились на две части.
Практическую, — это когда мы шлялись по монтажному киностудийному цеху и всем мешались под ногами и руками.
Еще тогда я заприметила — монтажники заметно отличаются от «других киношников». Эти просто открытым текстом говорили:
— Вам, режиссерам, в наш цех вообще вход должен быть запрещен! В монтаже вы ничего не понимаете и всё вечно портите! Брысь!
Тогда в киностудии пользовались очень древним оборудованием для монтажа.
Само слово «компьютер» никто и не слыхивал.
Монтировали голыми руками.
Ну, мы-то обрезки монтировали (ненужные), другого нам, студентам, в руки не давали.
Когда две бобины с пленкой предательски не слушались механических приказов, то пальцы на руках мгновенно становились красными… от крови.
Пленка режет руки по-лучше бритвы или скальпеля.
В этот момент нам казалось, что у женщины-монтажника в глазах появлялся некий особый блеск, как будто бы даже от удовольствия блеск.
Она закатывала глаза к небу и громко шептала скороговоркой:
— Господи, за что? За что мне эти идиоты?!
Потом по-матерински выдавала платок, чтобы остановить кровь и добавляла:
— Ладно, «тройбан» («удовлетворительно») вы заработали!
Каждое занятие по практике монтажа заканчивалось стремительно и по пещерному принципу — до первой крови.
Монтажники быстро выдворяли студентов из своего царства, настаивая на том, что все студенты — бесконечно талантливы, и именно поэтому студентам надо раньше времени понаставить «удовлетворительно», так студенты исчезнут быстрее.
Теория монтажа проходила иначе.
Наш преподаватель был не только заслуженным кино-монтажником, но и эстетом, и пьяницей.
Жил он практически на территории киностудии, в общежитии для кинематографистов, под которым в подвале удобно располагался ресторан Дома Кино.
Надо ли говорить, что теоретические занятия не могли происходить без «бутылочки», а то и нескольких.
Он был щуплым, низкого роста, но уважали мы его и боялись со страшной непреодолимой силой.
Сразу сложился ритуал.
До начала занятия кто-то из студентов должен был ему позвонить (у него был свой телефон, настоящий, дисковый, перебинтованный синей изолентой).
Далее:
— Если есть у вас деньги, молодежь, идите в ресторан (Дома Кино), я сейчас спущусь… Если нет у вас денег, купите водки у таксиста (тогда так было, ага, долго объяснять) и поднимайтесь ко мне, я рис сварю на закуску.
{Имелось ввиду, что «платить за режиссеров, даже студентов, — себя не уважать, это режиссеры должны поить монтажника, а не наоборот»...}
Шутки-шутками, а теорию классического монтажа я помню до сих пор.
Помню также два момента.
Преподаватель показывал нам некий, современный на тот момент, фильм, который уже монтировался при помощи новых, невиданных для еще глубоко советского кинематографа, технологий.
В какой-то момент он резко вскочил, стал бегать по комнате и орать… нет, не «громко говорить», не «кричать», а именно орать:
— Как???? Как???? Я спрашиваю — к-а-к о-н-и э-т-о с-д-е-л-а-л-и?!?!?! Этот стреляет, у того голова в клочья… падает. А монтажного стыка нет!!! Нет монтажного стыка! Его нет!! Если я его не вижу, то его нет!!
Он не просто орал и бегал, он жестикулировал и показывал в ролях — кто в кого стреляет, как разлетается голова, и кто, куда, как падает.
Мы хотели бы фильм досмотреть, но не тут-то было.
Вот уж, где стоит искренне сожалеть — не было тогда телефонов с камерами, даже путёвые фотоаппараты были роскошью. Сегодня те фотографии были бы бесценными.
Мы катались буквально по полу, задыхаясь от смеха, но преподаватель настаивал:
— Ничего смешного!! Там нет монтажного стыка!!! Как они это делают, я вас спрашиваю!! Этот стреляет, у того голова в клочья… падает. А монтажного стыка нет!!! Нет монтажного стыка!!!
Приступ истерики на фоне профессиональной зависти завершился опрокидываем стакана водки, орать он перестал.
А в нашу студенческо-режиссерскую копилку «особенностей монтажников», которая начала наполняться на практических занятиях, прибавилась увесистая гиря.
Второй эпизод случился, когда во время просмотра очередного фильма я сказала, что звук выстрела записан неверно.
Преподаватель встрепенулся, тревожно посмотрел на почти опорожненную им же бутылку, подвинулся по-ближе и потребовал аргументов.
Так получилось, что на тот момент у меня был невероятный опыт, — однажды действительно случайная пуля, выпущенная из «Макарова» (ага, майор в штатском промахнулся), пролетела около моего уха в паре сантиметров.
Ощущения и захочешь забыть — никогда не забудешь.
Настала моя очередь заняться пантомимой.
Рассказала и показала, как произошел выстрел, мы натянули ниточку, чтобы «проследить» полет снаряда.
Мне было задано примерно сто сорок вопросов о моих ощущениях…
В каком ухе зазвенело быстрее, случилась ли временная глухота, и сколько она длилась?
Успела ли я услышать приближение и отдаление снаряда?
Профессиональный звукорежиссер и монтажёр почему-то был уверен, что это можно расслышать, если постараться, и был разочарован, узнав, что я не расслышала полет снаряда в рапиде.
«Снесло» всю голову или только половину, через какое время ко мне вернулось самообладание, хорошо ли у меня теперь со слухом?
И прочее.
Обсуждали битый час, кинематографисты — одним словом.
За то занятие мне была поставлена отметка «отлично».
...Прошло неприлично много лет.
Так сложилось — около десяти лет занималась формированием видео-архива двух профессиональных сообществ (УрПАО и ЕКПП).
«Формирование» — это съемка всех, вообще всех мероприятий (школы, конференции, группы, па-встречи и т.п.) и монтаж всего этого.
Монтаж был очень объемным, невероятно огромным, но технически примитивным: всего-то — титры прибавить, да «утоптать».
Дело нехитрое, но крайне затратное по времени.
Рука была «набита» мощно, опыт — гигантский.
А тут и более современные монтажные «компьютерные» программы стали поспевать, как грибы после дождя.
Поколение компьютеров сменилось, настал 21-й век, хоть и с некоторым опозданием.
То здесь, то там, то для себя, то для коллег, — так или иначе монтаж присутствовал и постепенно усложнялся.
И вот нашла я то ли первую, то ли одну из первых публикаций в соц.сети, посвященную опыту монтажа в уже настоящей лицензионной (купленной за деньги) программе.
Привожу полностью...
Очередное открытие (век живи, век открывай).
О том, что монтажники — «особо сумасшедшие», я уже давно догадалась, теперь стало ясно, что монтажник — это не какой-нибудь заурядный сектант обычной и банальной секты.
От других сектантов его отличает значимое — в секте монтажник, собственно, один.
Один Монтажник = Одна Секта, самодостаточная в своем Совершенстве.
В ней монтажник сам себе поклоняется, сам кассиром работает, сам за собой мусор не убирает, сам себе «Визин» в глаза закапывает, и там же сам с собой разговаривает непонятными словами, то есть, в основном, междометиями, сам считает и видит монтажные стыки и переходы, но кроме него их никто не видит и не считает.
Смотрим на картинку:
Самая верхняя дорожка - титры.
Чуть ниже - стикеры/ анимация.
Еще ниже и правее - планы под "кадр в кадре".
Совсем ниже - основная видеодорожка, в ней:
- около 50-ти монтажных стыков;
- белые блямбочки между планами - переходы;
- звездочки - эффекты;
- еле заметные голубые полосочки - псевдо-панорамирование.
Ниже - основная звуковая дорожка (голос человечий), тоже с эффектами (ускорение, чистка шумов, плавный въезд), монтажные стыки можно не считать, они игрушечные.
В самом низу и правее - вторая звуковая дорожка (музыка), тоже с эффектами, чтобы не перебивать спикера.
Длительность - 4 мин. 50 сек.
Работы - 3,5 часа, пачка сигарет, литр кофе и без закуски (есть во время монтажа вообще невозможно, никак не возможно).