“ј  ¬ќ“ Ц ќ √–”ѕѕ≈ ƒя“Ћќ¬ј » ¬–≈ћ≈Ќ»

√лавна€ / ѕ”ЅЋ» ј÷»» / ј¬“ќ–— »≈ —“ј“№» / ƒ–”√ќ≈ / “ј  ¬ќ“ Ц ќ √–”ѕѕ≈ ƒя“Ћќ¬ј » ¬–≈ћ≈Ќ»
1981-й или 1982-й год, советский  азахстан и столица его – јлма-јта.  ак € там оказалась в свои 10-11 лет – это долго рассказывать. ќколо года € жила в јлма-јте. “огда, как ребЄнок, € не могла формулировать мысли по-взрослому и, говор€ уже взрослыми словами, была впечатлена и очарована столицей и страной (тогда — республикой ———–). 
 
ќб јлма-јте того времени – это отдельна€ истори€, из которой здесь отмечу первые зачатки «уральского патриотизма» (в самом здравом смысле слова «патриотизм») или «любви к малой родине», или что-то такое... 
 
√оры, тепло, алма-атинский апорт (сорт €блок), столичные проспекты, заливаемые арыки по  оммунистической улице, каток «ћедео», землетр€сени€ (одно из них на 7 баллов), бесконечные степи и многое другое резко контрастировало с серо-серым и полуголодным советским —вердловском – «закрытым» («засекреченным») городом, который, казалось, осталс€ где-то далеко во снах. 
 
¬сю алма-атинскую зиму € проходила в демисезонной куртке, которую в —вердловске иногда приходилось надевать не только осенью или весной, но и летом. » в обычных резиновых сапогах с теплыми носками. » вдруг, врем€ от времени, стала замечать в себе какое-то странное и незнакомое ранее состо€ние, которое взрослые называют «ностальги€». 
 
“огда € не осознавала – что со мной происходит, € просто это чувствовала, гл€д€ на ослепительно-€ркие снежные вершины гор, вдруг вспоминала лед€ную горку около школы, свердловский ƒворец ѕионеров, ’аритоновский парк, двор у дома, главный корпус ”ѕ» (”ральского ѕолитехнического »нститута) – около него мы жили, и всЄ моЄ «дворовое детство» проходило в этом корпусе и на площади р€дом... не зна€ – как признатьс€ маме и самой себе – «я хочу домой». 
 
Ќаша квартирна€ хоз€йка, у которой мы жили, как и было положено в те времена, выписывала местную газету «¬ечерн€€ јлма-јта».  ак помн€т некоторые – самое интересное в таких «типовых» советских газетах публиковалось на последней странице, с неЄ и начиналось чтение газеты. 
 
» вот однажды на последней полосе «вечЄрки» оказалась стать€ о группе ƒ€тлова. я увидела «родные слова» – —вердловск, ”ѕ» – и с жадностью начала читать. —тать€ была мистифицированного содержани€ и читалась, как «детска€ страшилка», как ужасна€ сказка без счастливого финала. 
 
—тать€ была иллюстрирована единственным небольшим рисунком, черно-белым и контрастным – в «фирменном газетном стиле» того времени. 
 
Ќа нЄм были изображены редкие высокие сосны (€ ещЄ подумала «забавно, что казахи не в курсе, что в горах —еверного ”рала никаких сосен быть не может в принципе»), фигуры людей с искаженными от страха лицами, бегущими вниз по склону от... некоего €ркого объекта в небе. ’удожник постесн€лс€ изобразить объект полностью и оставил лишь прозрачный намЄк на него. 
 
—тановилось ещЄ неуютнее от того, что в советских газетах «никогда не писали неправду» и тем более – сказки. ≈сли всЄ это написано в газете, и если всЄ это происходило в том самом ”ѕ»... значит – это не сказка? 
 
¬ комнату зашла мама, увидела – о чЄм € читаю и... побледнела, сильно испугалась. ѕромолчала. Ќо газету раздраженно вынесла из комнаты. ¬ те времена ни о чЄм (вообще ни о чЄм) нельз€ было говорить вслух. ќсобенно при дет€х. „тобы те не «л€пнули» где-то вне дома (в школе, во дворе). Ќе важно на какую тему, но на «вс€кий случай» не обсуждалось ничего вообще. 
 
“ак что никакого разговора не состо€лось, но € ощутила «мама что-то знает об этом». «а много лет, по каким-то крупицам в разговорах взрослых, вырисовалась така€ картина... 
 
¬ те годы мама работала в √оркоме  омсомола —вердловска (или в ёридическом »нституте, нет точных данных). ѕосле трагедии на перевале, как впрочем и всегда, √орком проводил так называемые «закрытые» партсобрани€ (собрани€ членов  ѕ—— данного учреждени€). 
 
«акрытость по-умолчанию обозначала «вс€ информаци€ должна остатьс€ в этих стенах», то есть говорить где-либо и с кем-либо на обсуждаемые темы было запрещено. ѕри этом на похороны реб€т вышло «полгорода», а похоронены они были на кладбище с установкой пам€тной стелы совершенно «в открытую». 
 
 
Ќа собрани€х партийцам было указано строго пресекать разговоры «в обществе» на тему группы ƒ€тлова. ѕартийные начальники что-то говорили сдержанно и строго.  то-то из сид€щих в зале находилс€ в оцепенении от ужаса этой истории, кто-то тихо плакал (так, чтобы не заметили другие партийцы). 
 
 онкретной информации, вроде бы, никто не давал, но почему-то все пон€ли однозначно: «ƒети оказались не в то врем€, не в том месте и их, как невольных свидетелей, просто убили. Ёто сакральна€ жертва ради успехов ———– в холодной войне, гонке вооружений и противосто€нии с прогнившим «ападом». 
 
Ќо «чисто по-человечески» все просто скорбно молчали, осознава€ действительный ужас и трагизм произошедшего. “о есть то, что сегодн€ называют «техногенной» причиной – это то, что по€вилось с общественном сознании изначально и, как видим, плотно укоренилось. 
 
«десь в качестве примечани€. “огда было стойкое выражение «читать между строк». 
 
Ёто обозначало, что люба€ опубликованна€ официальна€ информаци€ об€зательно имеет вторые-третьи смыслы. » так и было на самом деле. 
 
“о есть то, что не написано (буквами), но понималось «между строк» – часто оказывалось правдой (подтверждалось в дальнейшем) или правда оказывалась страшнее/глубже людских фантазий и «между-строчных» предположений. 
 
Ёто, конечно, не аргумент дл€ точности «техногенной» версии, но тем не менее – отлична€ и значима€ «краска».
 
Ќадо сказать, что именно в эту версию € верю до сих пор, поскольку знаю «на себе» – что такое «совок», в котором жизнь человека стоила ровно Ќоль, если речь шла о величии государства, гон€щегос€ на сомнительными цел€ми и крендел€ми небесными. 
 
...„ерез много-много лет судьба принесла мен€ к «туристам и альпинистам» (из той самой альп.секции ”ѕ»), нет, не в качестве соратников (€ совсем не турист), а в качестве друзей. Ќо это уже совсем друга€ истори€. 
 
¬се (все!) документы по группе ƒ€тлова должны быть опубликованы. 
 
¬ том числе те, которых €кобы не существует. “ак как «природные» версии не выдерживают даже мало-мальской критики, эти версии «прит€гиваютс€ за уши». «ачем? Ўестьдес€т лет прошло! 
 
“е «американские шпионы», которым была бы интересна «секретна€ информаци€», давно умерли, а в своих, пусть даже самых страшных ошибках, надо уметь признаватьс€. Ёто полезно дл€ здоровь€ — и тех, кто до сих пор скрывает информацию, и дл€ общества в целом. 
 
≈сли уж смочь шутить по этому поводу... 
 
¬ —Ўј есть сво€ вечно-загадочна€ истори€ « то убил  еннеди?». ƒавайте утрЄм нос «ненавистному «ападу» и совершим красивый, благородный и великодушный жест по полной разгадке «загадки ƒ€тлова». ѕолагаю, это будет очень круто. 
 
— уважением, ≈.ј.Ќечаева

ѕримечание. 

¬ерси€ по участию в трагедии местного населени€ (манси/ханты/другое), на мой взгл€д, также не имеет право на существование.

¬о вс€ком случае сами и по своей инициативе они вр€д ли могли бы это сделать без участи€ ещЄ каких-то третьих лиц. 

¬от почему: 

а) этим народам от советской власти досталось "по полной программе", поэтому в те годы их задачей было житие "ниже травы, тише воды", они не глупы, чтобы смочь настолько пошло и бездарно "накос€чить" на своей территории, это было бы крайне невыгодно и крайне опасно, в первую очередь, дл€ них самих;

б) если бы манси/ханты/другие местные, которые свою территорию знают "с закрытыми глазами наизусть" действительно убили бы кого-то, да ещЄ в таком количестве, то трупы никто и никогда не нашел бы.

ƒа, "с испокон века" и сегодн€ у туристов есть некий запрет на любое обращение и контакты с (любыми) местными. ќбращаютс€ к аборигенам тогда, когда невозможно "обойти" контакт (встретились на тропе, например) или в исключительно крайних экстремальных случа€х, при „ѕ, например (дл€ этого с собой берЄтс€ медицинский спирт, в качестве универсальной валюты). 

 онтакты с местными подлежат ограничению потому, что это может быть опасно (никто не знает, что на данный момент происходит внутри головы аборигена, трезв он или пь€н, и как он сейчас настроен к "чужакам"). 

ј главное – потому, что внеплановое обращение к аборигенам – признак плохо-подготовленной экспедиции. ј экспедици€ должна быть подготовлена более, чем хорошо (то есть внеплановых обращений к аборигенам не должно быть в принципе, рассчитывать надо только на себ€). 

¬сЄ это имеет место быть в профессиональных/ опытных группах, а именно таковой была группа ƒ€тлова.

„“ќ ѕќ—ћќ“–≈“№ ѕќ “≈ћ≈?

1. ёрий  унцевич, руководитель ‘онда пам€ти группы ёри€ ƒ€тлова: здесь и здесь

2.  онференци€ ‘онда от 02.02.2019:



3. ќфициальна€ пресс-конференци€ прокуратуры от 04.02.2019:


4. ¬есьма характерна€ частна€ верси€ "естественных причин".   автору, разумеетс€, никаких претензий быть не может, главное, что человек неравнодушный. Ќо вс€ теори€ вдрызг разбиваетс€ о многое, например, в "оставили фонарик в качестве ориентира". Ќа ураганном ветру лЄгкий ручной фонарик "оставили"? ќн бы там и двух секунд не продержалс€... ну и т.д.



5. “акже не особо впечатлительным стоит об€зательно изучить все опубликованные документы по запросу "медицинска€ экспертиза группы ƒ€тлова". ѕравда, вам придЄтс€ перелопатить добрых три-четыре дес€тка сайтов, так как везде количество и качество информации разное. Ћучше всего смотреть сканы документов.
ƒобавить комментарий
¬нимание! ѕол€, помеченные * - об€зательны дл€ заполнени€
ƒанный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. ¬ том числе, мы обрабатываем ¬аш IP-адрес дл€ определени€ региона местоположени€. »спользу€ данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ќ