СЕПАРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА И ОДИНОЧЕСТВО
Конспект (глава Первая) составлен по изданию: Жан-Мишель Кинодо, «Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе», предисловие Х.Сигал, перевод Т.Пушкаревой, М., «Когито-Центр», 2008.
В «Предисловии» Ханна Сигал рассказывает об авторе, характеризуя Жана-Мишеля Кимодо, как многолетнего приверженца психоанализа, способного к продуцированию идей и серьезной работоспособности.
Ханна отмечает некоторую «нехватку» в изучении З.Фрейдом решающей роли сепарационной тревоги и защиты против неё в психоаналитическом процессе (цитата: «Фрейд говорит о черством хлебе, который выпадает на долю аналитика по понедельникам, но не упоминает при этом пациента»).
В первой части «Сепарационная тревога в клинической практике» Ж.-М.Кинодо анонсирует рассказ о том, как трансформировать враждебное и безысходное чувство одиночества в так называемое прирученное одиночество и о том, как приручить сепарационную тревогу, которая может стать оживляющей силой.
Начиная с первой части и далее автор цитирует классиков психоанализа и Антуана де Сент-Экзюпери («Маленький принц»).
Сепарационная тревога – универсальный феномен, переживание глубокое и привычное настолько, что необходимы некие дополнительные усилия для осознания этого беспокойства.
Даже в тривиальных обстоятельствах мы выражаем фундаментальную потребность в эмоциональных отношениях и тоску при мысли о расставании.
При этом сепарационная тревога создает основу нашего чувства идентичности и нашего знания о других (объект и субъект).
Сепарационная тревога может манифистироваться в эмоциональных реакциях, реакциях аффекта – от слабой степени проявления до непереносимой и/или в соматических расстройствах.
Субъект тревоги может осознавать ее источник/повод, касающихся отношений со значимым человеком или изгонять тревогу в бессознательное, используя механизмы защиты – вплоть до расщепления Эго и отрицания эмоций.
Несомненно важным является процесс определения – чем обусловлена тревога – реальностью или подавленными бессознательными желаниями.
Сепарационная тревога создает основу чувства идентичности: мы единовременно ощущаем и воспринимаем быстротечность жизни и свои отличия (уникальность) от других.
Ощущения одиночества, брошенности, грусть, злость, фрустрация, отчаяние – в зависимости от степени тревоги эмоциональная реакция принимает любую форму эмоционального ряда.
Реакции могут проявляться в трудно переносимой форме: психические, функционально-соматические, психосоматические расстройства, несчастные случаи.
Нормой считается способность индивида совладать с тревогой и прорабатывать ее. Эту способность можно развить, тем не менее реагирование на сепарацию или потерю объекта в большинстве случаев находится (коренится) в бессознательном, то есть вне сознательной (осознаваемой) сферы субъекта.
{Далее автор приводит высказывания и идеи классиков о сепарации и сопутствующих явлениях... З.Фрейд, А.Фрейд, М.Кляйн, другие}
Сепарационная тревога возникает в отношениях Анализанд-Психоаналитик точно так же, как и в повседневных отношениях, эти переживания ничем не отличаются от обыденных. Однако в аналитической ситуации есть преимущество обнаружения и сдерживания этого феномена (также, как и весь комплекс переносов) и могут быть интерпретированы.
Автор называет сепарационную тревогу "вездесущей" в аналитическом процессе, но ярче и чаще она проявляется при окончании сессии, накануне праздничных/выходных дней или в перспективе окончания анализа.
Аффективные реакции анализанда: гнев, печаль, отчаяние, отыгрывания, кратковременная или длительная регрессия, латеральный трансфер со смещением аффектов.
Отрицание сепарационной тревоги характерно для страха сепарации и потери, в котором скрывается чрезмерная тревога.
Выдерживающие фантазийное или реальное отсутствие аналитика обладают способностью к символизации. Такие анализанды сообщают аналитику о своих переживаниях прямо, не утаивая чувства.
В некоторых случаях анализанды настолько сверхчувствительны и нетерпимы к реальному или фантазийному отсутствию аналитика, что ставится под сомнение продолжение аналитического процесса.
Такие анализанды уходят в примитивные реакции защиты: отрицание, расщепление, проекции и интроекции, выражаемые в большей степени, чем вытеснение.
Такой тип тревоги (диспропорциональный) генерирует мощные защиты как у анализанда, так и у аналитика, и может стать препятствием к интерпретации. При этом, – отмечает автор, – "не годятся" формально-правильные (классические) интерпретации, которые могут привести к повторениям, то есть остаться за пределами осознанности анализанда (и аналитика).
В успешном аналитическом процессе сепарационная тревога проходит ряд трансформаций, которые являются индикатором изменений в трансферных отношениях между аналитиком и анализандом.
Постепенно клинические проявления сепарационной тревоги становятся более терпимыми и интегрируются в эдипальный контекст. При этом оказывается затруднительным переход от клинической практики – к теории.
Автор приводит ход исторической эволюции психоаналитической мысли (Фрейд, Ранк, Ференци, Абрахам), завершая выводом: со временем психоаналитики пришли к понимаю сепарационной тревоги как составляющей эмоциональных изменений в трансферных отношениях и приступили к детальному изучению участия и транформаций Эго в превратностях объектных отношений.
На данный момент любые исследования сепарационной тревоги рассматривают в контексте психоаналитической теории объектных отношений.
{конец краткого конспекта Главы I «Сепарационная тревога в клинической практике»}
Выводы, которые, вероятно, можно сделать по окончании прочтения первой главы:
1. Сепарация как «временное расставание» и Утрата как «окончательное расставание» могут «смешиваться» (и именно «смешиваются»).
2. Необходимы определённые условия для выявления сепарационной тревоги, так как её переживание может быть «обыденным и тривиальным».
3. Сепарационная тревога участвует в процессе (само)идентификации.
4. Сепарационная тревога манифистируется в самых разных формах.
5. Формально-правильные классические интепретации проявлений сепарационной тревоги могут привести к повторам (при диспропорциональных проявлениях сепарационной тревоги).
6. Изучение и анализ сепарационной тревоги трудно теоретизируется, при этом наблюдается динамика в ходе психоаналитической мысли.
7. На сегодняшний момент сепарационная тревога – предмет исследований в контексте теории объектных отношений.