Новости
Все новости

С ноября 2023-го года работаю по выходным дням...

Интересный проект - картина про идола...

Небольшая фотопрогулка по кабинету. Добро пожаловать...

ГОВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ

Говорить нельзя молчать: ставим «запятую»; о школьных чатах...


Как у всех или как у многих из нас – и у меня есть друзья, знакомые, клиенты, которые являются родителями школьников. Тема так называемых «школьных чатов» озвучивается буквально сразу после сообщения «мой ребенок пошел в школу».


Поскольку у меня нет детей школьного возраста, то нет и личного чат-опыта, соответственно, остается только слушать, фиксируя информацию и впечатления исключительно из наблюдающей позиции.


Факт, как он есть: чаще родитель даже не сообщает, казалось бы, «естественных подробностей»  в какой класс, в какую школу пошел ребенок, не рассказывает об учебе, как таковой, одноклассниках, учителях и тому подобном, а мгновенно переходит к повествованию о чате/чатах.


При этом наблюдается заметная неосознанность самого процесса говорения о чатах, которую, в допустимом смысле, можно назвать «автоматическим говорением». Родитель может говорить о чате тридцать-сорок минут без пауз.


– Всё это очень интересно. Но почему ты так долго об этом рассказываешь? Тебе это зачем?

– А черт его знает...


Создается впечатление, что он(а) сам(а) не совсем понимает, – а, почему, собственно он(а) вообще об этом так подробно, эмоционально и долго рассказывает: «И говорить об этом не хочу, и молчать об этом не могу».


В последние несколько лет стали активно появляться многочисленные статьи коллег-психологов, многие из которых действительно содержат «рациональное зерно».


Но чаще размышления коллег о чатах сводятся к перечислению неких способов поведения, оформленных в советы родителям под общим девизом «как родителю выжить в школьном чате».


А о том, Что, собственно, находится «под» поведением (внешним) речи чаще просто нет. Иногда «поведенческие» советы действительно полезны и логичны, но всё вместе похоже на пресловутую «борьбу с симптомами», то есть на «лечение» внешних признаков куда более глубоких явлений. Лечение симптома, чтобы он не болел.


Эта заметка – скромная попытка обозначить то, что находится «внутри» и «под» симптомом.


О повышенном уровне тревоги родителей младших школьников известно еще с советских времен. И тогда родителям первоклассников постоянно «что-то мерещилось».


То детям вредно резать ножницами наждачную бумагу. То по непонятным причинам необходимо менять шторы в кабинете несколько раз в год, как будто это не просто шторы, а сакральный знак неких сакральных изменений.


То необходимо срочно покупать новые пионерские галстуки... а чем старые не устраивали... То классная руководительница «не то сказала», «не так оценила». И многое подобное. А уж «в наше время такого не было» и «в наше время делали так-то» – это классика жанра.



Поведение родителей по отношению к школе и школьным процессам чем-то напоминало (и напоминает) поведение футбольного болельщика, который никогда не играл в футбол, но точно знает – как в него надо играть. Или поведение водителя такси, являющего экспертом по всем вопросам широкого спектра: от происхождения Вселенной до обустройства клумбы во дворе.


Всё вместе находится где-то между родительским забыванием собственного детского опыта (многие родители как будто сразу родились родителями и не были детьми), конфликтом «пусть ребенок растет счастливым, у него должно быть детство» и «ребенок должен быть образованным и несчастным». Почему-то совместить нельзя («и счастливый, у которого есть детство, и образованный»).


Что-то изменилось с тех пор? Наверное, да. Наверное, нет. В обоих вариантах («тогда и сейчас») есть общее – всё та же пресловутая тревога на разном фоне, которая и приводит к чато-зависимости.


Здесь обозначу, к родителям современное общество и так предъявляет «слишком много» требований, «делая» из детей «священных коров», а из родителей – людей «с нервным тиком», постоянно дОлжных, контролирующих-контролирующих-контролирующих...


Поэтому задам гипотетический вопрос к школе.


А что или кто мешает школе направить свои умения и старания на понижение уровня родительской тревоги? Под общим девизом: «Дорогие родители, всё будет хорошо!».


Вероятно, школа чаще (неосознанно) провоцирует родителей на повышение тревоги, куда-то призывая, мотивируя на подвиги и деяния, приглашая контролировать всё и вся либо, напротив, отсекая родителей от интересных им процессов.


Куда родителям всё это «девать»? Правильно, в чат, туда их направляет школа, которая не справляется с тревогой родителей. Родители вынужденны справляться самостоятельно, «размазывая» тревогу друг по другу (в группе).


Где в этот момент находится ребенок? Тот, который забыл записать «домашку»? Тот, который с неизвестной радости должен был отследить – кто из одноклассников взял карандаш у другого? Пока родитель героически выясняет эти жизненно-важные вопросы в чате, ребенок предоставлен сам себе.


Чтобы не вгонять самого себя в чувства стыда и вины за «неправильное поведение» (забыл, не отследил и т.п.), он занимает себя, например, компьютерной игрой. Это весело и иногда даже полезно, только вот Ответственности в этот момент ребенок не учится.


Ему зачем? За него его ответственностью занимается родитель. Родителю, чтобы не ударить в грязь лицом, легче спросить у других родителей.


Вместо того, чтобы аккуратно выяснить причины, по которым ребенок что-то пропустил «мимо ушей» (это при наличии массы технических возможностей зафиксировать информацию и/или учиться это делать – слышать и фиксировать информацию).


Один раз родитель сделал «вместо» ребенка. Ребенку одного раза достаточно, чтобы освоить алгоритм снятия с себя ответственности.


– Из школьного чата я узнал, что у моего сына сегодня был конфликт с одноклассником.

– Почему ты узнал об этом из школьного чата, а не от сына?


Доверие между ребенком и родителем, родителем и ребенком начинает стремиться к нолю: «Ребенок ничего не рассказывает о школе? Не беда! Я узнаю об этом в чате!», «Зачем я буду рассказывать родителям о школе, они и так узнают из чата!».


...Тема не закрыта.


Примечание.


Не работаю с детьми, работаю с теми взрослыми, которые были детьми. Обращайтесь, если что (любой город; первая консультация проводится бесплатно).


С уважением, Е.А.Нечаева

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ — КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЯХ

ССЫЛКИ НА ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ — ПОД КАРТИНКАМИ, НИЖЕ

Перейти к заполнению онлайн-заявки на консультацию

Перейти к заполнению онлайн-заявки на консультацию

Перейти к заполнению онлайн-заявки на консультацию

Перейти к заполнению онлайн-заявки на консультацию

Перейти к заполнению онлайн-заявки на консультацию

Перейти к заполнению онлайн-заявки на консультацию

ССЫЛКИ НА ПОДРОБНОСТИ

1. ИНДИВИДУАЛЬНО
Заполнить онлайн-заявку на индивидуальную консультацию
Вся информация об индивидуальных консультациях
Памятка для клиента
2. ПАРНЫЕ/ СУПРУЖЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Заполнить онлайн-заявку на парные/ супружеские консультации
Вся информация о парных/ супружеских консультациях
3. ПРО СПЕЦИАЛИСТА
Знакомство
Информация о квалификации
Фото
Все контакты
Написать/ задать вопрос
ЧТОБЫ НАША ВСТРЕЧА СОСТОЯЛАСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗАПОЛНИТЕ ОНЛАЙН-ЗАЯВКУ
До встречи!
С уважением,
Елена Нечаева, ваш психоаналитик

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK