ДЕТИ И ТВОРЧЕСТВО

«Мой ребёнок ничего не хочет!»

Уважаемые некоторые взрослые читатели, в этой заметке возможны выражения, которые могут не понравиться. Если вы «теряете сознание» от слова «жопа», пожалуйста, не читайте, эвфемизмов здесь не будет.

Уважаемые дети, эта информация не для вас, «идите уроки делать» и не засоряйте свои головы «взрослой информацией» – это вы еще успеете сделать, не подгоняйте время.

Нет-нет, да и появится жалоба/сожаление/разочарование от клиента/клиентки о том, что ребенок чего-то не хочет (делать). Эти жалобы очень разные, имеют различные подоплеки и прочее, но все-таки есть в них нечто объединяющее или кажимость кое-чего «похожего»/общего.

Речь идёт о творчестве, творческом процессе.

Конечно, дети не называют «творчеством» то, что называют взрослые. Или называют само слово, например, «творческая студия», но это происходит позже тех моментов, которые случились «до».

Для начала, как обычно, рассмотрим на примере.

Один мой приятель женился «на молодой». Точнее на тот момент жениться только собирался и привел ее «показать» нам, друзьям. Как я барышню увидела, так сразу и подумала: «Да вы, барышня, – наша клиентка!».

Меланхоличная, алекситемичная, с «комплексом отличницы», с гастритом и другими проблемами ЖКТ, ложно-интеллигентная – как раз из тех, кто «падает в обморок» от слова «жопа», не потеет, «пукает розочками» и как будто даже тени не отбрасывает, уверена в своем хорошем воспитании, но при этом не умеет пользоваться столовыми приборами согласно правилам «интеллигентского этикета», молча требует «приличного поведения» от всех, но при этом сама «хамит напропалую» и не замечает этого, и прочее, – классика жанра.

На «смотринах» мы её (друзья её жениха) крепко напугали своим «неправильным поведением», и с тех пор она нас сторонится. Конечно, мы пытались «вразумить» приятеля, но недолго и беспомощно, так как видели, что он «влюблен по уши», в таком состоянии, и хотел бы нас услышать, не услышал бы.

Поскольку барышня «по уши» находилась в «комплексе отличницы», то забеременела тоже «по правилам» («чтобы, как у людей»). И в следующий раз мы наблюдали ее уже глубоко беременной. На той вечеринке она неожиданно разговорилась, произнеся вслух чуть больше фраз, чем обычно.

Оказалось, что всю беременность она слушала и слушалась исключительно врачей, которые, как водится, любят «перестраховать перестрахованное». То есть – не слушала (не чувствовала, не ощущала) саму себя и ребенка, зреющего внутри ее.

Всю беременность она провела на приемах врачей, соблюдая все их рекомендации, – четко, по расписанию, с гордой трагичностью за все свои «болезни». Своего личного мнения и ощущения беременности у нее не было, кроме «прелестного» обозначения «старородящая» (на тот момент ей было чуть меньше 30-ти лет).

И на вечеринке она сообщила: «Врачи поставили такой-то срок (скоро), а ребенок не переворачивается». Из-за этого, конечно же, будет «операция», которую она «непонятно как перенесет» («Беременность – страшная болезнь, испытание и наказание»... потому, что беременность прозрачно намекает на занятия сексом, которым «интеллигентные отличницы» заниматься, конечно, не должны).

И тут «подорвало» другую барышню, которую «стоны» беременной очевидно «достали», у которой уже было трое детей и которая уже находилась в веселом подпитии: «Берешь ведро, тряпку и идешь полы мыть! На четвереньках! Ребенок перевернется, через два часа родишь сама, как миленькая!».

Это было очень правдивое, справедливое замечание и в лоб, без «интеллигентских прелюдий». Беременная побледнела еще сильнее, превратившись в Замершую, настала тяжкая пауза. Я попыталась «спасти» ситуацию: «Подвижная мама – подвижный ребенок». Не помогло, из Замершей беременная превратилась в «соляной столб». 

...Надо ли говорить, что ребенок родился точной копией своей мамы, даже – клоном, которого, вот уже несколько лет, родители усердно лечат, таская от врачей в «развивающие кружки» и обратно, – по четкому «правильному» расписанию.

При чем тут «Мой ребенок ничего не хочет!» и творчество?

При том, что половина часто-жалующихся на своих, «ничего не хотящих» детей, – вот такие мамочки. Другая половина – их прямая противоположность («давящие и "душащие" ребенка своей деятельной натурой»).

{Некоторая загвоздка заключается в том, что описанная барышня (как достаточно «крайний вариант») никогда не придет в кабинет представителя помогающих профессий. По многим причинам, но основная в том, что такие женщины (и мужчины) – вообще не знают о том, что они Живы, поэтому и воспринимают себя, как механизм, который нужно постоянно «чинить» с помощью врачей («врачам – виднее, они лучше знают»).

Соответственно, если нет живости, нет жизни в себе, то и заниматься у психологов-шарлатанов, разумеется, нечем/НеКем (примечание: не «вместо» медицинской помощи, но «вместе» с ней – при необходимости). Если в такой женщине (или мужчине) все таки «еще шевелится» что-то/кто-то Живое, то они могут разрешить себе обратиться к психологу...}

Что такое творческий процесс?

Это процесс «вбирания в себя» (некоей информации, в самом широком смысле), процесс некоей «переработки» внутри себя этой информации, и процесс, который заканчивается результатом, воплощенным в реальность (материальным/ неким объектом) – кинофильмом, музыкой, литературным произведением, картиной, чем-то «ремесленным» и прочее.

Прямой аналог творческого процесса – процесс поедания-освоения пищи и всем известный результат (это забавно, но это так на самом деле).

Сначала мы пищу поедаем («вбираем в себя информацию»), затем ее усваиваем (см.выше – у барышни был гастрит и другие проблемы с ЖКТ), оставляя в теле полезное, а «сдачу», ненужное, соответственно, выдаём во вне в виде сами знаете чего – какашек.

Аналог – прямой, но, конечно, с поправкой: процесс пищеварения – это физиология (то, что мы не можем контролировать «силой мозга»), а к творческому процессу прибавляется, как минимум, осознанность, интеллект, навыки (поэтому не каждое творческое произведение стоит называть «дерьмом», – юмор).

Каков самый первый и самый значимый (базовый) творческий акт человека?

Полагаю, вы уже догадались.

Это момент, когда ребенок, только что научившийся передвигаться вертикально, пошатываясь и задирая коленки, смеясь и радуясь, тащит «под нос» родителю/родителям свой горшок, в котором возлежат те самые, еще дымящиеся, «результаты творчества».

Особенно хорошо, если голышом, как минимум, по пояс снизу («Я – весь ваш, такой классный и ваш! Примите меня сейчас же, я вас люблю, вы любите меня!»).

Еще лучше, когда результаты предъявляются не только родителю/родителям, а еще и их гостям/родственникам, уютно устроившимся за праздничным или кухонным столом (чем больше народу – тем больше успех... «артист растет»).

В этой ситуации задача родителей, казалось бы, достаточно логична, понятна и проста: Принять, присоединившись к Восторгу ребенка, Одобрить и Поддержать сей «творческий акт».

Что (иногда/часто) происходит?

Мать/Отец вваливаются в грандиозное чувство Стыда, неловко посмеиваясь, краснея, а то и откровенно возмущаясь (гневливо-праведно):

– Ты куда со своим «добром»? Тут же люди! А ну, быстро пошел в свою комнату! Что ты мне суёшь в лицо?!

Горшок с богатством («результатами творчества») выдирается из рук, ребенок получает шлепок по заднице и с позором изгоняется из «приличного общества».

Всё, дело сделано. После такого случая, после такой своей реакции родители теряют право на жалобу: «Мой ребёнок ничего не хочет!». Ребенок фактически «кастрирован», наказан за свой первый «творческий акт».

В такие моменты ребенок впервые, нет, еще не осознает, но отдаленно «начинает догадываться» о причинно-следственной связи: «В моем теле что-то происходило, я это чувствовал и ощущал, и после этого я (Сам! Самостоятельно!) выдал Нечто, которое буквально «выпало» из меня... Значит это – Моё, нечто мною Произведенное!».

При этом ребенок «результаты творческого процесса» еще не умеет воспринимать, как Отдельное от себя (так будет позже, когда он начнет осознанно писать музыку, например), то есть для него Его Какашка – это и есть Он Сам (его часть – своя, «родная»).

Соответственно, Непринятие и Наказание за свой первый (публичный) «творческий акт» ребенок может воспринимать, как Непринятие и Наказание самого себя (всего, в целом).

Напомню наши базовые чувства (чувства младенца):

  • Радость/ Удовольствие
  • Печаль
  • Злость/ Гнев
  • Страх

Радость/ Восторг – это реакция на получение Удовольствия.

Потом, когда мы подрастаем, к радости и Удовольствию от принятия пищи/воды прибавляются удовольствия влечения, в том числе – сексуальные.

По другим базовым чувствам здесь объяснять не буду, но замечу – как вы видите, в наших базовых чувствах больше тех, которые мы, взрослые, относим к негативным.

Так что Радость, как реакцию на Удовольствие надо беречь, холить и лелеять. Постарайтесь, уважаемые родители, не отбирать это Немногое: всего и дел – потратить драгоценные пять минут на присоединение к Радости малыша, приняв его первые результаты «творческого процесса», а не отказывать ему в его Восторге и Удовольствии, порушить это – дело нескольких секунд, а вот восстановить – гораздо дольше и сложнее.

На всякий случай, примечания для тех, кто сейчас «подвис» и ушел в реакцию сопротивления.

Мы говорим о том детском возрасте и моменте, когда ребенок уже может более-менее самостоятельно предъявить результаты «творческого процесса», «похвастаться», приглашая родителей присоединиться к его Удовольствию Принять его (если хотите, то Зафиксировать возможность получения Удовольствия), – не раньше и не позже (это, конечно, не отменяет одобряющего родительского тона при смене крепко наполненного подгузника и более поздних беседах о «пищевом поведении»).

В финале сделаем некоторые выводы:

1. Подвижные мама/папа – подвижный ребенок.

Здесь совсем не только про беременность, но и про «родитель ничем не увлекается = ребенок ничем не увлекается», родитель в вечной апатии, не ждите активности от ребенка, которая словно должна появиться Ниоткуда и подобное.

2. Постарайтесь не отказывать ребенку в Удовольствии от (любых) результатов его творчества.

3. Если вы – «молодой родитель» или только собираетесь им стать, возьмите эту статью «на заметку» в свою память и опыт.

Если ваш ребенок уже подросток и вышел из возраста «первого творческого акта», но вы наблюдаете некоторые проблемы, знайте – наши ошибки или то, что мы таковыми считаем, мы имеем право и можем исправить или хотя бы честно попытаться это сделать.

Я не работаю с детьми, но работаю с теми взрослыми, которые были детьми. Обращайтесь, если что... (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Нечаева Е.А.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК