ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГ (НЕ) ВЫЕЗЖАЕТ "НА ДОМ"?

Главная / ПУБЛИКАЦИИ / АВТОРСКИЕ СТАТЬИ / О ПСИХОЛОГИИ / ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГ (НЕ) ВЫЕЗЖАЕТ "НА ДОМ"?

Вопрос интереснее и глубже, чем может показаться на первый взгляд… Про "психологов по вызову" — хорошо это или плохо, или как-то ещё...

Ранее, когда-то давно, «выезд на дом» представителя помогающей профессии мог быть «в порядке вещей», домой к клиенту приезжали по разным причинам. Но это было до изобретения Internet и Skype, то есть сегодня гораздо меньше неизбежных необходимостей приезжать домой к клиенту.

Безусловно, каждый конкретный специалист принимает своё решение «дома у клиента или в своем кабинете». В основном «смельчаками» оказываются специалисты-мужчины и/или коллеги, у которых «совсем мало клиентов», поэтому они готовы на любые условия.

Также «на дом» могут приезжать коллеги, которым по своим определенным причинам Необходимо Видеть клиента Рядом (примерно, как в анекдоте: «….Рядом! Рядом — я сказал!»).

Если первый вариант можно искренне оправдать («всякое бывает», нет ничего «стыдного» в желании заработать), то второй вариант у меня вызывает «профессиональные сомнения».

При умении выстроить терапевтический альянс, совершенно необходимый для успешной работы, непосредственное присутствие «рядом с клиентом» — не нужно, если, конечно, психолог не совмещает свою деятельность с работой, например, мануального терапевта (такое тоже бывает).

Вполне допускаю и иные варианты, но по моим наблюдениям чаще всего просят (и даже требуют) «выезда на дом» те клиенты, кто живут по принципу «Не царское это дело...» (ездить в кабинет к «мозгоправу»).

Я не работаю с «царями». Почему? Не интересно.

По своей сути «Не царское это дело...» (ездить в кабинет к «мозгоправу») — это тема об Обесценивании (хотя есть еще кое-что, но здесь остановимся на этой части).

Сам факт Обесценивания «не страшен», Обесценивание — неизбежная и необходимая составляющая работы, но именно «работы», то есть в процессе консультаций («внутри», в контексте контракта с клиентом), а не «до» начала консультаций.

Обесценивание «до» начала консультаций, «встроенное по умолчанию» анонсирует вполне специфическую перспективу, с которой некоторые коллеги, безусловно, готовы работать. А некоторые — не готовы и не хотят «готовиться».

Часто клиент-«царь» мотивирует просьбу/требование своей «занятостью» и нежеланием «тратить время» в дорожных заторах. Как будто психолог передвигается по городу на собственных крыльях по воздуху, и ему не надо «тратить время» на дорожные заторы.

Выезжающий «на дом» коллега так же, как и все мы, передвигается по городу в дорожных заторах, то есть к одному часу консультации прибавляется 1-2 часа на дорогу «туда и обратно» и, в затраченное на дорогу время, можно было бы принять одного-двух клиентов (читаем «заработать», а не «ехать в трамвае»), поэтому многие коллеги закладывают в стоимость часа стоимость «затраченного времени» на трансфер.

Но в этом случае клиент вынужден платить практически в 2-3 раза больше, чем за одну консультацию в кабинете или дистанционно. Не проще ли и не эффективнее ли все таки применить Skype?

Хотя некоторые коллеги могут «воспользоваться слабостью» клиента и «подыграть» клиенту, находясь в желании «заработать по-больше», будто забывая, что клиент-«царь» (уже) успешно Обесценивает, так как для него такая «переплата» не является Значимой (что «три тысячи», что «девять тысяч», что «тридцать три» — одно и то же по Значимости, психолог назначается «психологом по вызову», находящимся в ежедневнике клиента где-то между «педикюром» и «маникюром»).

Конечно, в попытке осознанного или неосознанного Обесценивания Другого (в данном случае — психолога и стоимости консультаций) кроется та самая пресловутая «самооценка» самого клиента-«царя», как минимум, — это про проекции.

Но, если психолог не обнаруживает попытки Обесценивания в процессе приглашения «на дом», чуть не «вприпрыжку» бежит «заработать много денег», то возникает сомнение — а сможет ли он обнаружить Обесценивание потом, в контракте с таким клиентом?

Если (вдруг) «психологу по вызову» мерещится, что он «сам с усами» и «ого-го», и точно выиграет неявное «бодание» с клиентом на фоне такой формы Обесценивания, то… к сожалению, он ошибается.

Или на такой процесс уйдёт масса времени, или «битва» (вместе со «сражением») будет проиграна, и «психолог по вызову» выйдет из контракта в состоянии «потрёпанного и использованного». Или «психолог по вызову» просто не имеет опыта работы с клиентом-«царем», весьма и весьма переоценивая свои профессиональные возможности.

«Масса времени» — это прекрасно, это перспектива длительного и хорошо оплачиваемого контракта! Но, стоп!.. А началось-то всё с (не)установки Skype… или (неужели!) с осознанной манипуляции клиентом, не сумевшим справиться с банальным гаджетом («классное» начало контракта с клиентом, все — всех «перехитрили», вопрос, извините, «а нафига?»).

Мораль сей басни такова (для клиента)…

Обнаружив в себе настойчивое желание пригласить «психолога по вызову», но без реальных оснований (которых, скорее всего, на самом деле — нет), попробуйте спросить себя «Почему? Зачем? Для чего? (я хочу Именно Так)», а еще лучше — запишитесь в кабинет к «мозгоправу» или к нему же, но дистанционно (Skype) и начните консультацию с рассказа о том, как вы намеревались превратить психолога в «психолога по вызову». Гарантирую, что ему/ей понравится :)

Мораль сей басни такова (для коллег): обращайтесь, если что.

…Да, неоднократно аргументом в пользу «приезжайте ко мне домой» является «невозможность/неумение» установить/пользоваться Skype.

Аргумент ясен, но не принимается, так как не является обстоятельством непреодолимой силы.

{К слову, для некоторых клиентов вот этот этап «борьбы с гаджетом» является первым более-менее осознанным «терапевтическим кейсом» («Сделаю для себя, ранее невозможное, потому что мне так надо», «Мне нужна помощь психолога, а для этого необходимо "подружиться" с ненавистным гаджетом, я терпеть не могу гаджеты, но я это сделаю...»),  контракт еще не начался, а терапевтический процесс уже идёт :)}

В этом случае рекомендую клиенту пригласить эксперта (супруга, приятеля или кого-то другого)... всегда найдётся такой друг, который поможет установить Skype и покажет «как пользоваться». Если не покажет, мы с клиентом сами разберемся, это дело нескольких минут и пары «неправильных» попыток, то есть Совместного Опыта.

Записаться на первую бесплатную консультацию (любой город) можно на этом сайте (см.ссылки в самом верху).

С уважением, Нечаева Е.А.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК