ПОЧЕМУ ПЕРВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ТАКАЯ БЕСПЛАТНАЯ?

Главная / ПУБЛИКАЦИИ / АВТОРСКИЕ СТАТЬИ / О ПСИХОЛОГИИ / ПОЧЕМУ ПЕРВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ТАКАЯ БЕСПЛАТНАЯ?

Обоснование необходимости первой консультации. И для клиентов, и для коллег...

Банально, но факт: статей разных форм и содержаний на общую тему «Как найти (хорошего) психолога?» – множество, у меня самой есть примерно такие статьи и заметки (грех не написать).

Казалось бы, добавить нечего, информации предостаточно, но вот в чём интересная «заковыка».

Или память подводит, или я и вправду за двенадцать лет практики не видела ни одного клиента, который сообщил бы, что он нашёл «алгоритм» нахождения «хорошего» психолога, прочитав статью на такую тему.

Нет то, чтобы «допрашиваю с пристрастием», но так или иначе эта информация всё равно появилась бы «в рабочем порядке».

Знаете – почему потенциальный (как «возможно будущий») клиент не читает такие статьи? Потому что у него вообще нет такого вопроса. Он не знает и/или не предполагает возможности и необходимости его задать – ни себе, ни Интернет-поисковику.

Будем честны: коллеги, мы пишем такие статьи и для себя, и о себе, потому что тот самый «хороший психолог» – это мы (я) и есть, конечно ведь.

Вот и пишем, по пути то ли сверяя самих себя с «хорошим психологом», то ли подгоняя свои данные под эту «хорошесть», то ли «хорошесть» – под себя, добавляем лишнее, вычеркиваем нужное, а то и чуть приукрашиваем неожиданно для самих себя, успешно или не очень успешно разгоняя скорость разлетающегося во все стороны Расширения и притормаживая скрипящее Сворачивание, – это, смотря куда физика ветра повернёт.

Рефлексируем, вопчем, в теориях и практиках рекламной деятельности.

Как бы постепенно намекаем потенциальному клиенту, что «хороший» не где-то Там, а вот прямо Тут, рядом, это – автор статьи, а потенциальный клиент, вот — удача, как раз находится на нашем сайте. Вот это поворот и совпадение!

Да, я сейчас делаю ровно то же самое, у меня с осознанностью более-менее в порядке отношения, как и чувством юмора (так мне кажется).

Так вот... нет у потенциального клиента такого вопроса. У него есть вопрос «Развёлся с женой. Что делать?», и именно такой запрос он задаст Интернет-Поисковику.

Те состояния, в которых находится наш клиент, когда у него впервые проявляется идея или отдалённое намерение «обращения к...» – вообще не подразумевают ни возможности, ни необходимости озадачиться «хорошестью» или «плохостью» психолога.

Намеренно беру только термин «психолог», который, как мы знаем, не несёт практически никакой смысловой профессиональной нагрузки. Но об этом знаем мы, а для потенциального клиента «психолог и в Африке – психолог, смахивающий на переодетого психиатра».

Попробуем прочитать внутренний монолог гипотетического потенциального клиента:

– Психологи разве не «хорошие» по умолчанию?

– Психологи могут быть «плохими» и «хорошими»?

– А они еще и Разные? Вот это новость.

Ну и, как бы... можно ли представить, что такой потенциальный клиент – вовсе не гипотетический, а реальный? Представить можно.

Но таких не бывает. Ровно до той поры, пока потенциальный клиент не перестанет быть потенциальным и, превратившись в реального, не обойдёт нескольких психологов, получив бесценный опыт (без шуток).

Замечательно, если действительно догадается обойти нескольких, хоть под девизом «А можно всех посмотреть?» (здесь исключаем тех, про кого мы знаем, – «бродящих по кругу», от психолога к психологу, не задерживаясь).

Ищет ли потенциальный клиент «хорошего психолога» – сам по себе или в Интернет-поисковике? Нет, не ищет. Он ищет «своего».

Для потенциальных клиентов: нет «плохих» и «хороших» психологов, как нет «плохих» и «хороших» клиентов. Есть «свой» (психолог) и «чужой» (который «не свой») психолог – точно так же, как есть «свой» клиент и «чужой» (который «не свой») клиент.

И тут мы плавно переходим к необходимости первичного собеседования, оно же – демонстрационная, «ознакомительная», «пробная» консультация/сессия.

Удивительно (для меня), но факт: совсем не все коллеги привечают первичные собеседования. Берут «всех» (подряд) или как? Или только по «сарафанному радио», то есть тех, кого направили/перенаправили коллеги и/или рекомендовали бывшие/действующие клиенты?

Не хочется здесь смешно шутить про преподавателей вузов, факультетов и кафедр психологии, обеспечивающих себе бесперебойный поток «свежей крови» из числа нескончаемых студентов... Хотя, уже пошутила. Нет-нет, да и возникает вопрос, при чем не у меня, но и у клиентов-психологов-студентов: «Практиковали бы преподаватели, если бы они не были преподавателями?». И ведь редко ответ положительный.

...Да и не у всех коллег, особенно – начинающих практику, есть бывшие/действующие клиенты.

Кстати, рекомендации экс-клиентов и тем более – действующих клиентов, особенно, если рекомендация случается «молча» (то есть вообще без сообщения и согласования с нами) – это отдельная тема отдельного разговора (тайно-присланных клиентов можно назвать нежно – «подкидыши»).

Такие «молчаливые», да и не «молчаливые» рекомендации – всегда – некий «отыгрыш», «возвращение невозвращенного вовремя/ранее», предъявление неосознанных некоторых потребностей, скрытые «вторые и третьи» интересы и смыслы, и прочее.

Это заслуживает внимания. Если «подкидыш» прислан действующим клиентом, есть шанс обсудить с клиентом. Если «подкидыша» прислал экс-клиент, то пора топать к супервизору. Если кому-то из читающих коллег кажется, что я излишне «загоняюсь», то вы – «плохой психолог» (шутка).

Вернёмся чуть выше (цитата): «Есть «свой» (психолог) и «чужой» (который «не свой») психолог – точно так же, как есть «свой» клиент и «чужой» (который «не свой») клиент».

Первичное (бесплатное; о бесплатности – далее) собеседование необходимо в равной степени – и (будущему) клиенту, и психологу. Платить, нельзя не платить. Брать оплату, нельзя не брать. Платить нельзя, не платить. Брать оплату нельзя, не брать.

Сейчас обращаюсь к будущим психологам/студентам. Вполне возможно, ваши преподаватели уже застращали вас «мохнатыми» (от слова «покрытыми мхом») страшилками про «нельзя работать бесплатно» или уже успели застращать (и другими страшилками, но все страшилки нам сегодня не охватить).

Дорогой, прекрасный студент-психолог, который уже далеко не первокурсник, только вы и никто, кроме вас, не может и не имеет право решать вместо вас: как, что и когда делать или не делать (практик обязан быть само-стоя-тельным, не «наотмашь» и «раззудись, плечо», разумеется).

Дело преподавателей – по взаимной возможности – передать вам определенные знания и навыки, которыми имеете право воспользоваться/применять так или иначе – только вы лично, как и рецензировать/оценивать эти знания и навыки (под девизом: «Ты еще не готов!»,.. ты Никогда не будешь Готов ибо нет таких признаков – готовности).

Если вы постоянно опираетесь  на преподавателей (их Оценку), сверяете свои Возможности/Невозможности с «кивком и благо-славлением» преподавателя/преподавателей, вы никогда (от слова «никогда») не начнете практику и не перейдете в разряд специалиста.

Пока не набьёте себе (и вашим первым клиентам) шишек на граблях и иных предметах. Первые три года «косячат» все до единого, до 8-10 лет практики – через одного и через раз, а далее кое-что меняется (но это отдельный разговор).

Так вот – о бесплатности.

Вот что часто задумывают психологи, хоть начинающие, хоть продолжающие: «Ну, это же только первая консультация! А вдруг (чего-то)? Возьму-ка я с этого визитёра рублей триста (вместо полноценной стоимости консультации)! Заплачу за аренду кабинета (хотя бы)!».

Как будто аренда – святое и дороже нашего времени. Если (вдруг) кто не знает: мы берем плату не «за консультацию» буквально, а за наше время. За время человека, обладающего определенными знаниями и навыками, которые уже потребовали вложений и еще будут (требовать).

Ровно так же, как условный слесарь-сантехник берёт оплату не за ремонт или установку чего-либо, а за то, что он умеет это делать, в отличие от нас.

Понарошку, типа, триста рублей. Типа, «чуть-чуть беременная», как «чуть-чуть психолог».

Или берите за первичное собеседование полную «обычную» стоимость или не берите денег вовсе. Для чистоты жанра. И, чтобы у клиента не было возможности предположить, что стоимость его «душевного состояния» равняется и идентична стоимости аренды кабинета.

Еще один удивительный факт. Некоторые коллеги умудряются так и сказать клиенту: «Я возьму с вас только стоимость аренды помещения! (От моей широты душевной)». Серьёзно? То есть человек пришел, возможно, чуть не за своей «предпоследней возможностью и надеждой», которую специалист измерил в цену аренды...

Открою нестрашную тайну (про себя): одна из причин бесплатности первичного собеседования (далеко не единственная причина) – это элегантное снятие с себя Ответственности (определенной её части).

Какой такой Ответственности, почему и зачем – это придумайте сами и посмотрите этот сайт, статьи и про Ответственность, и про Обесценивание, и про прочее.

Уважаемый потенциальный клиент, чудо, если вы дочитали и, если примерно (или не примерно) поняли – о чём эта заметка, то, возможно, вы тот самый «мой» клиент. Можно «попробовать», запись на первую бесплатную консультацию здесь (любой город).

С уважением, Нечаева Е.А., 11.08.2019 (С)

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК